Лучшие балетные постановки Большого театра соединились в воронежском спектакле. Премьера "Балетных шедевров в оперной классике" состоялась в театре оперы и балета 18 ноября. Накануне прославленный хореограф рассказал, как рождался спектакль.
Владимиру Васильеву, творчество которого было тесно связано с Большим театром на протяжении почти пятидесяти лет, постановки Лавровского, Захарова и Голейзовского известны не понаслышке. Он сам много работал с этими выдающимися хореографами в репетиционном зале и на сцене главного театра страны.
У меня давно была мечта – совместить вместе великих артистов, великую музыку, великие постановки, соединить визуальные и звуковые шедевры. Мне хотелось возродить уходящие в прошлое шедевры Большого театра. И вот то, что мы будем смотреть в Воронеже – начало реализации этой мечты. Попытка устроить настоящий праздник для людей, дать им в один вечер посмотреть все то лучшее в опере и балете, что было сделано на протяжении полувека.
Спектакль в своем роде уникальный, постановка Васильева стала новой не только для воронежского театра. В Воронеже балетмейстер бывает регулярно с 2006 года, и именно нашему городу повезло стать площадкой для эксперимента.
– Нигде и никогда таких постановок раньше не было, – отмечает Владимир Васильев. – Я сам все выбирал, делал художественную и хореографическую редакцию. Единственное, чего я никогда в жизни бы не посмел – это упрощать хореографию великих мастеров. Когда я начинал эту работу, я и сам не ожидал, что все это удастся соединить. Изначально у нас было три варианта – я думал над тем, чтобы взять фрагмент из оперы Мусоргского «Хованщина», либо из «Руслана и Людмилы» Глинки, рассматривали еще «Бахчисарайский фонтан». Но в итоге все сложилось один к одному, и именно «Вальпургиева ночь» добавляет постановке те краски, которых нет у Глинки и Бородина. И мне очень радостно, что все получилось. Я надеюсь, что для многих любителей искусства, особенно для воронежцев, не видевших эти постановки в Большом, этот спектакль может стать открытием. Это тот случай, когда мы возвращаем утерянный пласт балетной культуры – характерные танцы.
Премьера стала первой работой с балетной труппой нового главного балетмейстера воронежского театра – солиста балета Большого театра, лауреата премии Правительства РФ Андрея Меланьина.
– Андрей больше тридцати лет прослужил в Большом театре, – отрекомендовал его Владимир Васильев. – Это человек неуемной энергии и огромных знаний, великолепный режиссер, репетитор – он знает все цеха театра, и, главное, он все время чем-то недоволен, в том числе и собой – это очень важно. Он и Ирина Лазарева – ассистент балетмейстера – сами в свое время перетанцевали почти все партии в этих постановках.
Тепло отозвался Васильев и о музыкальном руководителе и дирижере спектакля, заслуженном деятеле искусств Российской Федерации Юрии Анисичкине:
– Мне с маэстро всегда работалось очень легко. Мне всегда хотелось вот этого соединения визуального и слухового, этого баланса, когда они сливаются вместе. Поэтому сейчас у него очень сложная задача – нам надо собрать вместе и хор, и солистов, и балет, и кордебалет.
«Балетные шедевры» стали для воронежского театра самым масштабным действом за последнее время. В спектакле участвует вся балетная труппа, а это 70 человек, плюс воспитанники Воронежского хореографического училища. В ткань балетного спектакля вплетены и вокальные фрагменты. Для постановки подготовили 362 костюма (над ними работал заслуженный деятель искусств РФ Валерий Кочиашвили), причем последние из них вышли из мастерских всего за несколько дней до премьеры.
– Кажется, нет никого, кто не был бы задействован – и певцы, и хор, – говорит Васильев. – Мы в музыкальном театре, и все, что происходит на сцене, должно быть подчинено музыке. В первом акте звучит хор. Во втором арию Фауста исполняет Дмитрий Башкиров, куплеты Мефистофеля – народный артист Башкортостана Салават Аскаров. В третьем акте он же исполняет арию Кончака. Арию Князя Игоря исполняют Александр Аникин и Игорь Горностаев. Мне хочется, чтобы все по возможности вышли на сцену, раз уж так славно поработали.
Но самое главное, что уникальная на сегодня воронежская постановка может стать первой в череде подобных, дать старт целому направлению балетных постановок, субжанру своеобразных дайджестов.
– То, что мы делаем, мне очень интересно. И мне кажется, что то, что мы сейчас делаем – это хороший импульс для будущего, идея и пример для других театров. Ведь кому не хочется иметь у себя все шлягеры в один вечер? Все этого хотят. А дальше можно будет туда включать и зарубежные оперы – ведь столько у нас опер с потрясающей музыкой, феноменальными сценами – и в «Аиде», и в «Травиате», в «Кармен», и с этим всем можно будет дальше работать, сделать, знаете, такой сериал с продолжением.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter