, Воронеж
  • 10801

В Воронеже лучший трафаретчик России рассказал, как из следователя стал художником

Творческая встреча с Виктором Фрукты прошла в рамках фестиваля «Здесь».
В Воронеже лучший трафаретчик России рассказал, как из следователя стал художником В Воронеже лучший трафаретчик России рассказал, как из следователя стал художником
РИА Воронеж Текст — , фото — Софья Успенская

Фестиваль уличного искусства «Здесь» пригласил для создания арт-объектов в Воронеже Виктора Фрукты, уличного художника из Перми, который на сегодня считается лучшим трафаретчиком России. На творческой встрече в книжном клубе «Петровский» в пятницу, 22 августа, Виктор рассказал воронежцам о своих работах, о том, как из следователя превратился в уличного художника и объяснил, под какие статьи уголовного кодекса подпадают работы мастеров стрит-арта.

Виктор Ершов (Фрукты)

- победитель Пермского стрит-арт фестиваля «Экология пространства» с авторским проектом «Исторические RE:Марки». Лучший в 3-х номинациях – «Я люблю город Пермь», «Трафарет», «Приз зрительских симпатий». 2012 год;
- лучший трафаретчик России по версии тематического журнала Traforo. 2012 год;
- участник стрит-арт фестиваля «Чистое поле-2» на территории «Арх-фермы». 2013 год;
- автор работы «Поэтические стройки» (Москва) на стихи Маяковского, которая попала в подборки лучшего стрит-арта за месяц май и за 2013 год по версии нескольких интернет-изданий. 2013 год;
- заявлен в лонг-листе номинации «Открытие года» премии «Уличный вклад» . 2013 год;
- участник выставки крупнейшей в России выставки уличного искусства «Транзитная зона» в музее современного искусства Permm. 2014 год.

– Я впервые взял в руки баллон с краской два года назад. Знакомая моей мамы позвала на какой-то конкурс, где участники расписывали двери. Она была там организатором и занималась поиском участников. Говорит мне: «Ты же хорошо рисуешь, я видела». А видела она это в 10 классе. Но в итоге я все-таки согласился, нашел старый эскиз, который у меня лежал с тех пор, как я хотел шкаф в своей комнате расписывать. И я сделал такой рисунок на конкурсе - как будто клавиши пианино превращаются во что-то и как будто в двери дыра во вселенную. И этот рисунок занял первое место - там было живое голосование, просто люди выбирали победителя. Я офигел и подумал, что может стоит заниматься этим дальше.

– Марки родились, когда я участвовал в первом фестивале «Экология пространства». Надо было как-то преобразить таксофонные будки и электрошкафы. Я подумал, написал полтетрадки идей. И тогда появились «Исторические RE:марки». Пока я работал над идеей, узнал много нового - что Пастернак работал в Перми, что Пермь - это город Юрятин, описанный в «Докторе Живаго». Что в Перми была напечатана первая советская марка. И из этих новых знаний у меня родился целый концепт. Я накатал заявку на фестиваль на три листа: почему именно марки, почему именно эти люди, почему именно в этих местах. Очень обоснованная концепция получилась, и в итоге я занял три призовых места на фестивале.

- Чаще всего для меня форма первична, я вижу что-то и думаю: вот так хочу сделать, сами собой начинают в голове какие-то процессы происходить, и я вижу, как это будет. Иногда уже потом вижу в этом какой-то смысл.

– Я четыре года работал следователем, а параллельно ездил автостопом. Я дежурил сутки через двое, и когда мой выходной пристыковывался к обычному, получалось пять выходных дней. И в такие дни я ехал куда-нибудь, смотрел соседние города. Когда гаишники меня останавливали, то очень удивлялись, когда я им показывал удостоверение. Но на самом деле это был внутренний разрыв. Вроде бы и прикольно, что люди удивляются, узнав обо мне «другом», но мне было некомфортно совмещать эти две личности, и в какой-то момент это стало критичным. И в результате все обстоятельства жизненные сложились так, что я уволился. Поступил в университет на философский факультет. Приказ об увольнении вышел в один день с зачислением.

– Бывает вопрос у людей, когда они только начинают или хотят начать рисовать: если ты начнешь этим заниматься, то на что будешь жить, что есть? Но я убежден, что если бить в одну точку, то рано или поздно своего добьешься. Вопрос только, сколько времени понадобится. Но если ты готов ждать, то все придет.

Я в Москве жил в том же месте, где Кирилл Кто живет, и много его работ на улице видел. И на меня это повлияло. Я стал воспринимать текст на улице. Раньше только цвет и форму.

В представлении большинства обывателей художник этот тот, кто хорошо рисует. В моем - это тот, кто творит.

Прежде чем делать марку, я очень подробно изучаю, что это произошло, почему так. Там есть текстовая часть и важно не соврать.

Маяковского я начинал в 6 утра рисовать, на площади, прямо при всех - достал краски, трафареты и начал работать, там милиция еще мимо ходила. Но когда делаешь что-то открыто, то и люди воспринимают это нормально, никому в голову не приходит, что ты что-то незаконное делаешь.

Часто про уличных художников говорят, что они занимаются вандализмом. Я специально решил почитать Уголовный кодекс и комментарии к нему, чтобы понять, что это вообще такое – вандализм, почему его вменяют, и понял что вандализм – это что-то другое. Если ты рисуешь на улице, то чаще всего это будет подходить под другие статьи. Вандализм заключается именно в том, что ты что-то оскверняешь. Другой вопрос, как это слово трактуют. Но если рассматривать правосудие как объективную инстанцию, то большинство действий стрит-арт художников не подходят под вандализм. Для меня это было открытие, я подумал, что если у меня есть какой-то юридический опыт, то было бы справедливо этим поделиться.

Когда я лично что-то делаю на улице, у меня всегда есть оправдание. Вообще когда человек что-то делает, у него всегда есть свое оправдание, даже если это что-то плохое. Я для себя это определяю так: я стараюсь не создавать вещи, которые являются ценными для каких-то узких групп людей. Это наверное тоже могло бы быть интересно, но я больше стремлюсь к общечеловеческому, мне интересно создавать вещи, которые понятны разным людям, в которых есть ценность и для обывателей, и для бабушек и дедушек. Я радуюсь, когда моя работа находит понимание среди разных людей. И когда ты делаешь такое, тебе не так страшно, что подойдут милиционеры. Если даже юридически я нарушаю закон, то когда подойдет милиция, я не буду убегать, я буду разговаривать, потому что я не делаю ничего плохого, и портрет Маяковского лучше, чем просто серый шкаф посреди площади.

Проект «Поэтические стройки».

– Напротив этого здания – кольцевой разворот трамваев и остановка. Очень классное место, люди на остановке стоят и ждут. Я увидел строительные ленты и сразу представил, что это какой-то текст написан. Что написать, я сначала не знал, форма была первична. Это было накануне юбилея Маяковского, и мне вспомнилось это стихотворение. Получилось, что я его стихотворение воплотил в жизнь, сделал то, о чем стихотворение. Мы перевязывали эти ленточки две ночи - сначала нижнюю строчку, она самодостаточна, потом остальной текст. Мы посидели с утра посмотрели, как люди реагируют. Было прикольно. Когда человек сидит на остановке усталый, в какой-то момент его взгляд падает на эти строчки, и его лицо меняется, он лезет за телефоном или фотоаппаратом. Три дня это стихотворение провисело, а потом кто-то тупо порезал эти ленты. Современное искусство, мне кажется, как раз об этом. Сейчас есть, а завтра нет. Перевязывать ленты мне помогали друзья. На следующую ночь они уже не смогли пойти со мной, зато приехал брат, и мы с ним работу закончили. Я подписываю свои работы «Фрукты», это собирательный образ, люди помогают - там чуть, там чуть, и это по-честному.

Сегодня и завтра, 23 и 24 августа Виктор проведет двухдневный мастер-класс в Воронежском центре современного искусства, где покажет, как он создает свои марки, и сделаем марку, связанную с историей нашего города.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: