В зале воронежской Филармонии 9 июня в рамках программы «Музыка мира» Платоновского фестиваля состоялся совместный концерт индийского скрипичного дуэта Лакшминараяна и Амби Субраманиам и цыганского гитарно-скрипичного трио «Лойко» из России. Это уже не первое совместное выступление музыкантов – индусы и цыгане познакомились в 1995 году и с тех пор периодически играют вместе.
– Традиция восточной музыки основана на сакральных текстах и ведах, и у нас есть огромное количество правил, по которым мы играем, но между этими правилами мы импровизируем, – рассказал Лакшминараяна Субраманиам.
Субраманиам объяснил, что сложную на первый взгляд индийскую рагу стоит воспринимать «отрешенным» сознанием, тогда музыка проникнет глубже и понять ее будет легче.
– Любая существующая музыка имеет свои уровни восприятия. Есть люди, которых трогает ритм, другим нравится мелодическая структура, в нашей музыке огромное количество малых интервалов, и кому-то может нравиться эта микро-тональность, а кому-то, кому тяжело воспринимать их, может показаться, что это слишком сложная игра, в которой слишком много звуков, и она непонятна, – сказал Субраманиам. – В своей основе наша музыка глубоко духовна. Поэтому когда вы играете или слушаете такую музыку, надо дождаться того момента, когда разум отпустит вас, человек как бы потеряет его. В этот момент получается более серьезное, глубокое понимание музыки. Наша задача – погрузить человека полностью в музыку, чтобы музыка находилась над его сознанием.
По словам скрипача, трио «Лойко» Сергея Эрденко, цыганская музыкальная традиция близка индийской, так как в цыганском фолке тоже отсутствует нотная запись и также сильны импровизации. Но если индусы стремятся с помощью музыки «расширить сознание» человека, то цыгане – поведать ему историю.
– Цыганская музыка очень острая, она бьет как короткие удары, с первых секунд человек должен забыть, что он пришел в зал, – рассказал Сергей Эрденко. – Если индусы 20 минут разогреваются, играют только одну треть вступления, то мы можем за 20 минут рассказать целую историю.
И индийские, и российские музыканты назвали скрипку самым близким человеку инструментом, так как она может «петь, как голос».
– Скрипка очень сложна в обучении, но, если ее приручить, она будет буквально оживать в руках музыканта, – считает Сергей Эрденко. – В нашей семье есть традиция – если рождается мальчик, он непременно должен учиться играть на скрипке. Только таким путем передается настоящая народная музыка, в прямом смысле от отца к сыну.
Оба коллектива исполняют традиционную народную музыку. Причем ни национальная индийская рага, ни цыганские мелодии никогда не записывались – этническая музыка передавалась из уст в уста. Поэтому у обоих народов сильны традиции импровизации.
– Традиция восточной музыки основана на сакральных текстах и ведах, и у нас есть огромное количество правил, по которым мы играем, но между этими правилами мы импровизируем, – рассказал Лакшминараяна Субраманиам.
Субраманиам объяснил, что сложную на первый взгляд индийскую рагу стоит воспринимать «отрешенным» сознанием, тогда музыка проникнет глубже и понять ее будет легче.
– Любая существующая музыка имеет свои уровни восприятия. Есть люди, которых трогает ритм, другим нравится мелодическая структура, в нашей музыке огромное количество малых интервалов, и кому-то может нравиться эта микро-тональность, а кому-то, кому тяжело воспринимать их, может показаться, что это слишком сложная игра, в которой слишком много звуков, и она непонятна, – сказал Субраманиам. – В своей основе наша музыка глубоко духовна. Поэтому когда вы играете или слушаете такую музыку, надо дождаться того момента, когда разум отпустит вас, человек как бы потеряет его. В этот момент получается более серьезное, глубокое понимание музыки. Наша задача – погрузить человека полностью в музыку, чтобы музыка находилась над его сознанием.
По словам скрипача, трио «Лойко» Сергея Эрденко, цыганская музыкальная традиция близка индийской, так как в цыганском фолке тоже отсутствует нотная запись и также сильны импровизации. Но если индусы стремятся с помощью музыки «расширить сознание» человека, то цыгане – поведать ему историю.
– Цыганская музыка очень острая, она бьет как короткие удары, с первых секунд человек должен забыть, что он пришел в зал, – рассказал Сергей Эрденко. – Если индусы 20 минут разогреваются, играют только одну треть вступления, то мы можем за 20 минут рассказать целую историю.
И индийские, и российские музыканты назвали скрипку самым близким человеку инструментом, так как она может «петь, как голос».
– Скрипка очень сложна в обучении, но, если ее приручить, она будет буквально оживать в руках музыканта, – считает Сергей Эрденко. – В нашей семье есть традиция – если рождается мальчик, он непременно должен учиться играть на скрипке. Только таким путем передается настоящая народная музыка, в прямом смысле от отца к сыну.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter