В Воронеже завершился осенний этап фестиваля уличного искусства «Здесь». Десант известных уличных художников из разных городов России за полтора месяца покрыл масштабными граффити-картина
Фото Антона Логунова
Что «Здесь» происходит?
Райтеров, которым доверили стены нашего города, выбирало жюри, в которое вошли художники, дизайнеры и культурные деятели. Из нескольких десятков заявок, которые присылали организаторам фестиваля в течение июля, жюри выбрало 7 лучших художников.
Однако проект, результаты которого сегодня восхищают многих жителей города и заметно влияют на облик города, реализуется с трудом: организаторам фестиваля приходится сталкиваться с долгими бюрократическими проволочками, непониманием местных жителей, помехами со стороны полиции и отсутствием поддержки со стороны городских властей. В итоге весенняя идея расписать до сотни стен к осени воплотилась лишь в полтора десятка работ.
Вечная проблема нехватки денег также коснулась фестиваля. Хотя в качестве спонсора выступил крупный воронежский мебельный холдинг, о серьезном бюджете, который позволит сделать действительно масштабные работы и пригласить большое количество художников, организаторы проекта пока только мечтают.
– В идеале для организации хорошего фестиваля нужны серьезные деньги, – говорит соорганизатор фестиваля «Здесь» Ольга Кузьмина. – Гораздо больше, чем те ресурсы, которыми мы располагаем. Но по сравнению с тем, сколько денег просто закапывается на благоустройство города, которое по факту заключается в ежегодной укладке нового асфальта на одних и тех же местах, эти деньги не столь уж и большие. И хотелось бы найти поддержку и понимание со стороны управляющих компаний и жильцов, поскольку именно от них зависит, сможем ли мы работать с той или иной стеной.
Тем не менее организаторы феста не теряют оптимизма, и планируют не только приглашать новых авторов, но и развивать воронежских райтеров.
– Все зависит не только от наших прекрасных устремлений, но и от ресурсов, которые мы сможем собрать на следующий год. Планируем сделать чуть больше объектов и сделать упор на образовательной программе, организовать что-то вроде курса лекций и презентаций, чтобы начался обмен опытом с воронежскими райтерами.
Тем временем работу художников тормозит недовольство местных жителей, каждый из которых имеет свое мнение по поводу того, что должно быть нарисовано на стене соседнего дома, и полное отсутствие поддержки со стороны городских властей. Фактически, несмотря на долгие согласования стен с управляющими компаниями, условия работы художников немногим отличаются от «партизанских» – им точно так же приходится объясняться с полицией и оплачивать штрафы за парковку автовышки.
По словам руководителя управления культуры мэрии Ивана Чухнова, городские власти не могут определиться, на чью сторону встать: поддерживать ли превращение зданий в арт-объекты или блюсти интересы жителей соседних домов.
- У нас двойственное отношение к идее рисовать картины на стенах многоэтажных домов. С одной стороны, хочется поддержать творческих людей, которые хотят создать из некрасивого фасада здания что-то интересное и привлекательное, новый арт-объект. Но взгляды самих художников и местных жителей не всегда совпадают – в этом кроется основное противоречие.
Иван Чухнов отметил, что управление культуры пока воздерживается от активной поддержки фестиваля «Здесь».
- К нам тоже обращаются горожане, недовольные или самими рисунками, или их темой – например, людям хотелось бы видеть на этом месте другую картину. Однако в реальных условиях провести некий референдум с местными жителями художникам, естественно, очень сложно – ведь население далеко не всегда готово активно участвовать в каких-либо обсуждениях, - отметил он.
Иван Чухнов предположил, что создание рисунков на фасадах домов может помочь снять остроту проблемы с надписями на стенах – глава управления культуры не исключит, что организаторы фестиваля «вклинятся в этот процесс». Однако сам чиновник считает, что художникам стоило бы обратить внимание, прежде всего, на заборы вокруг строительных площадок.
- Это временные сооружения, поэтому картины будут сохраняться недолго. Претензий будет меньше – даже если они кому-то не понравятся, рисунок ведь не навсегда. А фасады зданий все-таки может и не стоит трогать.
Где увидеть работы художников?
Адрес: ул. Станкевича, 1
Автор: Рома Remo (Серпухов)
– Рисовать можно было что угодно, главное не жестить, но я выбрал тему космоса – хотелось вот такую композицию. Смысл ее в том, что вот этот мальчик с самолетиком мечтает о полете в космос, а на заднем плане – это его фантазии.
Полотно в стилистике супрематизма
Адрес: ул. Степана Разина, 36 (ост. Манежная, вид со стороны Чернавского моста)
Автор: Илья Slak (Белоозерский) + Петр Petro Герасименко (помощь второго участника группы Aesthetics потребовалась, чтобы успеть в срок завершить работу, прерванную внезапным похолоданием)
– Это просто абстракция на тему природы. А много зеленого – потому что хочется продлить лето.
Адрес: ул. 9 Января, 59 (фасад со стороны ул. Свободы)
Автор: Андрей АО Оленев
– Работу я продумываю заранее всегда. У меня есть черно-белый эскиз, но в голове готовая картина в цвете, в мельчайших деталях – размеры, цвета. Я не могу вам объяснить, почему выбрал именно эту тему или эти цвета. Здесь не было никакой концепции или особого посыла. Я просто посидел пару часов с закрытыми глазами, и у меня в голове этот образ возник.
Фото AO
Забор в стилистике классического граффити
Адрес: ул. Дружинников (забор территории завода Электросигнал, сразу за зданием МФЦ)
Авторы: группа воронежских художников (un2one, Speak, Cayno, Lik и Бунт) под руководством нижегородского райтера Александра Stan’a Шиманова
– Меня сюда пригласили, чтобы провести мастер-класс, но когда я посмотрел на людей, которые на него пришли, я был приятно удивлен: мне этим ребятам рассказать нечего. Я вижу, как они общаются, как они представляют то, что собираются рисовать – эти ребята хороши. (…) Здесь я не мог сделать общий эскиз, потому что художники разные, но тут есть общая композиция, которая подчиняется тем же правилам традиционного искусства, общая пластика. Мы не можем выбирать все, как хотим – здесь мы плясали от цвета фона и от краски, которую нам предоставили организаторы фестиваля.
Фото paintpro.su
Работы на Чернавской дамбе
Авторы: Никита Speak, Антон Spring Логунов, стрит-арт дуэт Кифир, Cayno и Lik, Жака Байдиков.
Адрес: дамба Чернавского моста
– Мне просто нравится рисовать, а если этим я могу еще и сделать родной город ярче, то это вообще отлично. Конкретно об этом рисунке могу сказать что он не несет какого-то скрытой идеи – это просто красивая картинка, которая радует глаз. Закатное небо (на дамбе очень красиво наблюдать за вечерним небом), орел - ну это олицетворение простора, наверное. А вообще мне просто нравится рисовать динамичные образы и фигуры. На эту работу ушло 2, 5 дней, потратил я 20 баллончиков краски.
Фото Антона Логунова
Фото Никиты Speak
- Действительно, город не будет уже прежним, и я надеюсь что благодаря этому фестивалю уличное искусство будет развиваться и выходить на новый уровень, так что респект,
– К сожалению, на фестиваль не смогла приехать вторая половина нашего дуэта. Поэтому на Чернавской дамбе я рисовал один. Погода была не самая приятная на тот момент. Мне было особенно тяжело из-за того, что работаю краской на водной основе, а при низкой температуре она сохла в разы дольше. Работа затянулась на несколько дней из-за погоды.
Кому нужны граффити?
Граффити, зародившееся как городское искусство в 20-е годы прошлого века, к настоящему времени стало непременным атрибутом городской среды. Авторы настенных рисунков регулярно попадают в ленты новостей. Так, одним из наиболее громких событий осени в Нью-Йорке стал граффити-марафон «Better Out than In» («Снаружи лучше, чем внутри», англ.) скандально-извес
Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг действительно отдал силам правопорядка особое распоряжение поймать художника, однако успехом попытки полиции не увенчались. Причем снимок одной из своих работ – изображенного на глухой стене воздушного шарика в форме сердца, заклеенного лейкопластырем, - Бэнкси сделал из-за спины сотрудника полиции, также фотографировавше
Фото Reuters
В отличие от властей Нью-Йорка, объявивших охоту на анонимного граффитиста Бэнкси, мэрия другого крупного мирового мегаполиса – Парижа – напротив пошла навстречу настенным художникам. В начале октября муниципалитет передал группе райтеров предназначенный под снос десятиэтажный дом в 13 округе французской столицы. В течение месяца более 100 художников из 18 стран расписали 36 квартир, а также станы здания своими работами. В итоге дом превратился в уникальный музей современного городского искусства. Желающим попасть в него приходилось выстаивать в многочасовой очереди – по соображениям безопасности внутри здания могли одновременно находиться не более 49 человек. В ближайшие дни дом будет снесен. По договоренности между художниками и властями процесс последовательног
Произведения граффити-искусст
Иногда граффити используют для социальной пропаганды и сами чиновники. Так, например, самый большой настенный рисунок в мире появился в 2010 году при поддержке президента Бразилии Луиса Лула да Сильвы в городке Фос-ду-Игуасу. Площадь картины составляет 3500 кв. метров, над ее созданием работали стрит-арт художники из Бразилии, Аргентины и Парагвая. По инициативе его создателей гигантское граффити стало социальной рекламой. Различные его части посвящены правам ребенка: на образование, на личную безопасность и на воду.
В России также граффити-искусст
А самое оригинальное предложение российским граффитистам, пожалуй, сделали в Нижнем Новгороде. Руководство городской психиатрической лечебницы №1 готово предоставить уличным художникам стены лечебного учреждения. Здесь надеются, что красивые граффити-картины поднимут настроение и медперсоналу, и пациентам, и гостям учреждения, которому в нынешнем году исполняется 125 лет. Художников ждет теплый прием – им обещают чай и печенье.