Воронежский академический театр драмы им. Кольцова представил новый спектакль «Метель» по пьесе Василия Сигарева, основанной на одноименной повести Александра Пушкина. Пресс-показ прошел в театре в среду, 30 сентября. Режиссер постановки Никита Рак рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» об образе главной героини, музыкальном оформлении и скрытой идее спектакля.
– Мне нравится пьеса Сигарева, он отлично перевел Пушкина на язык и территорию театра. Конечно, между тем, каким я задумывал спектакль, и тем, каким он получился, большая разница, – сказал Никита Рак. – Но сама история, на мой взгляд, звучит. Нам удалось донести самое главное в ней. Я надеюсь, зрители будут заниматься сотворчеством вместе с актерами, будут «включаться» в спектакль.
– Часть зрителей сидит прямо на сцене – для чего это сделано?
– Никакого «интерактива» с сидящими на сцене не будет. Они просто будут в близком контакте с актерами и с текстом произведения. Есть какая-то отдаленность в этой истории, написанной два века назад, и хотелось, чтобы зрители ощутили себя смотрящими на «Метель» не со стороны, а изнутри.
– Кроме самой «Метели» в спектакле звучат строки из «Светланы» Жуковского и пушкинского «Евгения Онегина». Героини этих произведений для вас как-то связаны между собой?
– Со «Светланой» вообще нет никакого ребуса – строки из нее использованы в качестве эпиграфа к «Метели». Конечно, я хотел проявить эту параллель между тремя героинями – Светланой, Марьей Гавриловной и Татьяной. Мы живем с Пушкиным, как с иконой, вот он есть такой далекий и неприкосновенный, а мне было любопытно ощутить его как человека с его судьбой, его творчеством, его чувствами. Пушкин от Жуковского, своего кумира, и его Светланы пришел сначала к «Метели» с Марьей Гавриловной, а потом – к «Евгению Онегину» с Татьяной. Эти три героини рифмуются друг с другом, потому что они развивались одна из другой. Поэтому же, например, в спектакле звучит музыка Марии Чайковской – современные поэты так или иначе все вышли из Пушкина, у всех нас одни истоки. Я считаю, Пушкина нельзя загонять в рамки архаичности и старины, наоборот, он живой, пульсирующий. Сегодня Пушкин, конечно, делал бы рок-н-ролл. Потому что ему важно было быть на гребне волны, быть услышанным, он хотел широты жеста.
– О чем получился этот спектакль?
– Сама ситуация – из XIX века, сегодня сложно себе представить такую проблему, эта сюжетная коллизия вряд ли кого-то взволнует. Но тема судьбы, невероятных событий, происходящих с людьми, не меняется, это и хотелось показать. Спектакль о том, что надо разговаривать друг с другом и слышать друг друга, только тогда у всех все будет хорошо.
– Заглавная песня спектакля – на украинском языке. Она была выбрана намеренно?
– Конечно. Это такая очевидная вещь сегодня, все говорят, что так или иначе русские и украинцы встретятся, но пока этого не произошло, надо напоминать об этом. Это как раз к тому, что мы должны слушать друг друга. Вообще моя самая главная идея в том, чтобы все полюбили всех. А чтобы все полюбили всех, надо всех услышать и понять.
Премьерные показы спектакля «Метель» пройдут на малой сцене Драмтеатра 1, 2, 17 и 18 октября.