Сегодня, 22 ноября, для воронежцев провел мастер-класс «Игры и импровизации в движении» директор нижегородской школы-интерната и создатель театра для глухих детей Владимир Чикишев. В наш город известный российский педагог приехал в рамках образовательной программы фестиваля «Большая Перемена».

Занятия, которые проводит Владимир Чикишев, могут быть интересны не только преподавателям театральных студий, актерам, танцорам или психологам, которые пришли на его мастер-класс. В том, чтобы уметь владеть собственным телом, взаимодействовать с другими людьми на языке движений, нуждается каждый человек, только не каждый это осознает, пока не встретится с Чикишевым. Но неслышащие дети, по словам педагога, невероятно внимательны, благодаря чему «проникают в более глубокий слой освоения движения».

Первый спектакль театра «Пиано» – единственного в России, где играют глухие дети всех возрастов – Владимир Чикишев поставил в 1986 году.

– Как оказалось, для премьеры я неудачно выбрал время – не учел влияния погоды, – вспоминает режиссер. – Это было в феврале, а как только в апреле пригрело солнышко, мои артисты сказали: «Мы хотим гулять!». Привлекать их внимание и концентрировать интерес я учился восемь лет.

Почти за 30 лет работы театр «Пиано» стал участником более 40 международных театральных фестивалей и акций в 13 странах мира: в России, Германии, США, Люксембурге, Финляндии, Швейцарии, Англии, Бельгии, Чехии, Дании, Турции, Австрии. В 2010 году театр «Пиано» стал победителем международного конкурса социально-культурных проектов «Инициативы 2010» как лучший социально-культурный инновационный проект 2010 года в сфере образования.

– Наш театр – это не театр Карабаса-Барабаса, где все дети как солдатики, где до автоматизма отрепетировано каждое движение, – говорит Владимир Чикишев. – Дети от этого устают, они же не играют – они исполняют. А ведь театр может дать ребенку гораздо больше, чем просто исполнительство. Это и возможность высказаться, и гибкость в отношениях с людьми, и заряд иммунитета к жизни, который происходит от накопленного в детстве счастья.

Своим юным актерам режиссер дает полный простор для импровизации.

– Есть заданная композиция, но дети с удовольствием ее интерпретируют, и спектакль все время меняется в зависимости от фантазии детей, как стихотворение, сочиняемое экспромтом, – объясняет Чикишев. – Кстати, не понимаю выражение «развивать фантазию». Ее нельзя развить, можно лишь открыть в нее дверь, как в дом с бесконечным количеством дверей. Вот «полет фантазии» – с этим я согласен. Летающие дети нам очень нужны!

На его мастер-классе, проходившем в книжном клубе «Петровский», взрослые тоже мгновенно почувствовали себя детьми. Для начала Владимир Николаевич предложил всем желающим встать в круг.

– Круг у нас слишком статичный, давайте двигаться, – сразу же «взял быка за рога» режиссер. – Как угодно – танцевать, толкаться, кружиться, поодиночке или в контакте друг с другом.

Когда участники мастер-класса немного «разогрелись», устроив настоящую кучу-малу, центром которой был сам Чикишев, он предложил всем сцепиться мизинцами и как-нибудь замысловато подвигаться уже в составе этой живой цепочки. Движения каждый придумывал для себя сам, при этом все участники буквально валились с ног от смеха.

– Взрослые постепенно теряют умение смеяться, вы замечали? – говорил Чикишев. – А в нашем театре главное – присутствие детского смеха. Никакие методики не помогут, если нет живых глаз, если дети не улыбаются и не хохочут.

Потом участники мастер-класса бросали друг другу «кометы» – мячики, завязанные в легкую ткань, из которой в полете получается «шлейф», – и играли с пластиковыми тарелочками – подбрасывали, ставили их на голову. У каждого выработалась своеобразная «коллекция движений». А потом Владимир Чикишев предложил повторить их уже без предметов. Пластика многих участников, сосредоточенно игравших с воображаемыми тарелочками и мячиками, со стороны выглядела как довольно оригинальный танец-пантомима.

Та же тарелка, переходя из рук в руки, становилась то шляпой, то грибом, то часами, то телефоном – нужно было угадать, что имеет в виду автор очередного образа. А потом наступил более сложный этап: участники передавали друг другу несуществующие предметы, и от выразительности их движений зависело, смогут ли остальные отгадать замысел.

– Дети всегда хотят нарушать правила, – комментировал режиссер. – Тем интереснее играть по правилам, которые постоянно меняются, а еще лучше – самим их выдумывать.

Больше всего участников встречи впечатлили ролики репетиций и спектаклей театра «Пиано», мультфильм, от начала до конца сделанный детьми, жестовая песня, в которой маленькие актеры использовали язык глухих. Для обычных зрителей язык жестов выглядит как часть танца, как его украшение.

– Я не профессиональный режиссер, но работаю с детьми, и для меня этот мастер-класс был настоящим открытием, – поделилась участница встречи, руководитель воронежского детского театра «Театральная семья» Юлия Светашова. – У нас тоже все построено на импровизации, поэтому идеи Чикишева мне очень близки. Я уже отметила, что можно взять на вооружение. Например, не сразу начинать репетицию, а сначала «разогреть» детей, чтобы они свободно подвигались, расслабились, посмеялись. Завтра постараюсь привести их самих на повторный мастер-класс, думаю, это их вдохновит.

Нижегородский режиссер и педагог проведет еще одно занятие в книжном клубе «Петровский» завтра, 23 ноября, в 12 часов. Вход свободный.

Встречи с Владимиром Чикишевым проходят в Воронеже в рамках образовательной программы фестиваля «Большая перемена». Уже семь лет этот фестиваль собирает все лучшее, что есть в мировом театре для детей, представляет спектакли в Москве (в дни осенних каникул) и других российских городах. Осенью 2013 года «Большая Перемена» проводит в Воронеже образовательную программу, в ходе которой ведущие российские и зарубежные эксперты и практики в области театра и искусства для детей проведут серию лекций, мастер-классов и семинаров для профессионального сообщества, педагогов, учеников.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».