В Воронеже в эти дни проходит кинофестиваль короткометражного кино «Новый горизонт». Появившийся когда-то как смотр любительских работ студентов строительного университета, фестиваль за несколько лет превратился в международное событие, в котором участвуют молодые кинорежиссеры из разных городов и стран, а их работы оценивают известные режиссеры и кинокритики. При этом, как и раньше, основная масса и участников, и организаторов фестиваля – студенты. Как им удается делать серьезное мероприятие своими силами, рассказывает руководитель фестиваля Евгений Лебедь.

– Люди, которые сейчас делают кинофестиваль «Новый горизонт» – кто они?

– В команде фестиваля сейчас порядка 20 человек, все они волонтеры. Каждый выполняет свои определенные функции: кто-то работает с участниками, кто-то со СМИ, кто-то со спонсорами, кто-то делает дизайн. Каждый вкладывает, сколько может, и получается общий результат. Среди нашей команды есть и выпускники вузов, но в основном это студенты.

– На обсуждении «Воронежского пульса» вы говорили, что фестиваль пока мало кто знает.

– Да, действительно в прошлые годы фестиваль проходил довольно локально, но сейчас мы пытаемся расширяться и расти, призываем в оргкомитет ребят из других вузов – в этом году нам помогали ребята из педуниверситета и ВГУ, они переводили положение о фестивале на разные языки. То есть это уже фестиваль не только ВГАСУ, но и всей Воронежской области. Мы стремимся развивать наше мероприятие, а это возможно, когда мы объединяем все наши усилия. Я в проекте с 2010 года, 2 года уже руковожу им, и в прошлом году мы командой решили, что нужно развивать этот проект более решительно по всем направлениям. Мы начали проводить показы и нарабатывать некий постоянный контингент, людей, которые интересуются молодежным кино. В интернете это все надо искать, да и то не все фильмы публикуются, но здесь мы все смотрим, знакомимся, обсуждаем. На большом фестивале покажем все новое и интересное, а потом будем снова делать подборки и общаться.


– То есть вы хотите, чтобы это было не разовое событие, а что-то вроде киноклуба?

– Да, можно и так сказать. В городе у нас сейчас как такового большого киноклуба не существует. Мы пока себя так не называем, но неформально мы к этому идем. Я слышал, что в Доме актера хотят открыть киноклуб, но Дом актера сейчас не привлекает молодежь, потому что все-таки силен стереотип, что это какое-то заведение для людей постарше. А тот же Книжный клуб или Дом молодежи – это более приближенные к молодежи площадки. Одна из наших зрительниц как-то сказала, что фильмы, которые мы показываем, очень сильно влияют на молодежь. Допустим, в этом году такая тенденция, что много фильмов, где присутствует мат. И даже там, где вроде бы можно было бы этого избежать, авторы не избегают. И в какой-то степени то, что мы транслируем и как транслируем – это тоже воспитание молодежи. Будем показывать кино с матом – зрители будут думать, что так и надо. Поэтому мы стараемся как-то корректировать программу, чтобы был какой-то воспитательный момент. А когда еще и беседа завязывается, когда старшее поколение спорит с младшим – это очень интересно.

– Как в таком случае у вас происходит отбор? С одной стороны, вы говорите, что стараетесь избегать трансляции каких-то идей, с другой – даже на показах у вас представлено совершенно разное кино, от неказистой студенческой съемки или клипов до очень сильных картин.

– Мы стараемся показать то что, во-первых, было бы интересно зрителю – мы фильтруем то, что показать и как это показать. Мы ограничены по времени, у нас два показа по 2 часа – это всего 4 часа. Можно показать 4 фильма по полчаса, а можно 10 по 15 минут, и тут надо выбирать, что было бы лучше, интереснее и опять же полезнее.

– А какая-то глобальная миссия у вас есть?

– Одна из глобальных идей – знакомить публику с творчеством молодых авторов, тем самым создавая такую площадку, где обычный зритель сможет уже на ранней стадии творчества режиссеров познакомиться с будущим Михалковым или Тарковским. Допустим, у нас в прошлом году пришла дебютная работа режиссера Кирилла Плетнева (он всем известен как актер, но работа была настолько интересная и хорошая, что она выиграла на нашем фестивале приз зрительских симпатий). По телевидению она может быть показана где-то на кабельных каналах, но понятно, что студентам это не всегда доступно. Еще один важный момент – у нас в городе не так сильно развита киноиндустрия, но в последнее время ситуация меняется, видно, что качество заметно растет. Например, у нас есть один из участников, который каждый год присылает нам музыкальные клипы, и очень заметно, какой уровень у него был, допустим, в 2010 году, и какой сейчас, насколько лучше и сюжет, и картинка. Появились ребята, которые уже начинают продумывать, как правильно снимать, подбирают интересные планы, игра актеров лучше.


– Такая обширная обучающая программа у вас в этом году впервые?

– Да, до прошлого года у нас был только один мастер-класс, и вся программа умещалась в один день. В прошлом году мастер-классов уже было три, в этот раз мы уже смогли набрать лекторов на шесть мастер-классов, возможно, в следующем году еще больше расширим формат.

– Что ждет участников, которые как-то засветятся на фестивале?

– До этого года мы старались наладить связь с организациями, которые могут помочь в плане профессионального роста участников. В этот раз некоторые победители получат сертификаты на обучение киноискусству на московских курсах. То есть участник из Воронежа уже сможет претендовать на московское образование. Телеканал «Страна» не исключает возможности заключить договоры с некоторыми победителями и транслировать их фильмы. То есть уже обычный воронежский или ставропольский автор уже сможет показать свой фильм на федеральном канале.

– Зарубежные участники и заявки уже составляют довольно представительный блок на фестивале. Вы планируете расширять его?

– Да, у нас уже есть несколько работ, которые были сняты в Нью-Йоркской Киноакадемии, еще одна из участниц русская, но учится в Великобритании, она тоже прислала работу на английском с субтитрами. Есть договоренность с немецкими телекомпаниями, которые планируют прислать свои работы, – в этом году они уже немного не успели, но к следующему подготовятся. Положение о конкурсе мы сейчас переводим на разные языки – сейчас оно у нас переведено на английский, китайский и испанский. Сейчас у нас на фестивале представлена московская, петербургская школа кино, большой воронежский блок, много работ из Сибири, много украинцев, белорусов и ребят из Казахстана. И это очень интересно – смотреть на разные школы. Когда их будет больше, думаю, будет еще интереснее.

– Вы уже шагнули от внутривузовского фестиваля к международному. Вы уже знаете, что делать дальше?

– Мне нравится сам процесс, атмосфера, в которой мы все это делаем. Мне нравится то, что молодежь может проводить мероприятия хорошего уровня. Раньше был стереотип, что студенты ничего серьезного сделать не могут, хочется его разрушить. И когда у нас получается, хочется еще больше в это вкладываться. Но тут главное не переборщить – в этом году мы рекорд побили, у нас пришло больше на 30 работ (всего прислали 171 фильм). И понятно, что если мы будем продолжать распространять информацию о фестивале, рассылать приглашения, то у нас будет еще и еще больше работ. И тут главное, чтобы не получилось так, что у нас 500 работ, и все такие интересные, все хочется показать, а у нас такой возможности нет. Когда мероприятие растет и оказывается на виду, надо его все время поддерживать, чтобы оно планку не теряло.

– Есть люди, которые не представляют, что за фестиваль такой – «Новый горизонт». Как бы вы им презентовали этот проект за 40 секунд?

– Это молодежный международный кинофестиваль, но главное – участником у нас может стать любой: хоть любитель, хоть профессионал, - предоставив работу в любом жанре, и при этом у любого участника будет перспектива и для личного роста, и для какой-то карьеры в сфере кинематографа.

– На межфестивальных показах у вас был фильм, который выглядел так, как будто снят на телефон, с такими характерными фильтрами, но при этом он был очень красивым. У вас в заявках как-то фиксируется, на что сняты фильмы? Нужна ли обязательно профессиональная камера?

– На что снят фильм, нам все равно, главное, чтобы фильм был сделан в нужном формате и чтобы картинка была достаточно качественной, чтобы мы могли показать ее на большом экране. Тот фильм – «Азбука страха» – был снят любителем и в пространстве одной квартиры, то есть на самом деле это доступно практически любому. У нас периодически бывают фильмы, которые явно сняты на какую-то простую технику, но в результате получается отличная работа. Недавно был фильм, сделанный из 140 тысяч фотографий – там даже видеокамера не потребовалась, хватило фотоаппарата. Для нас техника не главное, главное – чтобы было приятно и интересно смотреть.

– Меняется как-то стиль съемки, когда речь идет не о киноиндустрии со своими тенденциями, а о любительских работах, которые каждый может делать в меру своего вкуса?

– Я бы не сказал, что стиль, но какие-то волны определенно есть. Допустим, в этом году довольно много – штук 15 из допущенных к просмотру жюри 153, – в которых фигурирует мат. И в целом много каких-то экспериментальных работ. Три-четыре года назад был сезон, когда нам не прислали практически ни одной позитивной картины – все были интересные, хорошие, красивые, но какие-то пессимистичные. В этом году больше позитивных работ и есть довольно серьезный блок работ, посвященных истории, видимо, авторы ощущают, что не хватает какого-то обращения к корням, есть запрос.

– А политическая ситуация как-то отражается на фильмах, присланных на фестиваль?

– Ну, допустим, осмысления темы Украины мы ждем скорее на следующий год, поскольку работы принимались до 1 марта. Хотя одна участница из Украины попросила отозвать свою заявку, сказала, что сейчас ей это кажется неуместным. Мы ее просьбу, конечно, удовлетворили и пожелали, чтобы отношения между нашими странами скорее наладились. То есть не на тематику, но на состав участников это все же повлияло. Есть фильмы про оппозицию и протесты, например, картина «Герой несогласных» – он, кстати, очень интересно снят, он не дает никаких ответов, но задает много вопросов. Есть работа питерского режиссера «Арбитры изящного», антиутопия про далекое-далекое будущее, про театр и творчество. Но на самом деле тут сложно судить – каждый год есть такие философские работы, которые так или иначе можно привязать к истории.

– В этом году у вас пришло около 170 заявок на фестиваль, из них вы отобрали 153 работы, то есть прошли почти все. А каким образом вы эти заявки выбирали?

– Я бы не сказал, что мы что-то выкинули, просто некоторые фильмы не того формата, некоторые не подходят по техническим критериям. Жюри довольно сложно – 153 фильма это 50 Гб видео. Отсмотреть это все, чтобы в голове не получилась каша, довольно сложно. Но поскольку одна из наших задач – дать шанс каждому, мы стараемся особо не фильтровать заявки.


– То есть к какой-то элитарности, чтобы выбирать не все подряд, а только самое-самое, вы пока не стремитесь?

– Пока нет, но, возможно, это вопрос времени. Все-таки если делать более жесткий подход, то нужно привлекать профессионалов уже к отбору заявок, а то может получиться, что организаторы решат, что фильм нам не нравится, а профессионал скажет, что эта работа гениальна. Но в любом случае мы будем стараться сделать все этапы более компетентными, привлекать экспертов, да и сами мы все-таки растем, учимся, уже перерастаем свой студенческий уровень. Отказываться от любительских работ мы не будем, все-таки для нас важна задача - помогать молодым авторам. Так что мы просто морального права не имеем отбрасывать любителей – где им еще показывать свои фильмы, которые часто оказываются очень хорошими?

– А есть у вас примеры авторов, которых можно было назвать прямо-таки самородками из далекой провинции?

– Да, такие тоже встречаются. В этом году у нас есть девочка из Борисоглебска, которая выиграла детский международный фестиваль в Сочи. Еще есть два автора, 6 и 11 лет, – там простые мультики, составленные из печенек и чего-то еще, но это тоже очень интересно. И главное, что, когда они поучаствуют в фестиваля, побывают на мастер-классах, посмотрят другие работы – и горизонты у них расширятся.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».