Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев объявил о необходимости найти финансовых партнеров для региональных команд по игровым видам спорта в начале января 2015 года. Глава региона напомнил, что с 2016 года бюджеты разных уровней не смогут финансировать спортивные клубы и признал, что регион ждут «сложные времена», заставляющие «подтянуть пояса». Журналисты РИА «Воронеж» разобрались, что региональные клубы могут занести в свой актив, и оценили их привлекательность для потенциальных партнеров.

Футбол

«Факел»

Уровень – D3 (D1 для каждого вида спорта – самое престижное национальное соревнование, победитель которого получает титул чемпиона России). Перспектива – D2. «Факел» занимает 1 место в зоне «Центр» второго дивизиона за 10 туров до конца первенства. Команда Павла Гусева ведет трансферную политику с прицелом на выход в Футбольную национальную лигу – второе по уровню соревнование в стране. «Факел» обеспечил себе четырехочковый отрыв от ФК «Рязань» перед стартом весенней части первенства второго дивизиона, и победа в турнире зависит только от игроков команды.

Известность в России. «Факел»– один из наиболее уважаемых региональных клубов российского футбола с богатой историей наряду с волгоградским «Ротором», самарскими «Крыльями Советов» и ярославским «Шинником».

Популярность в Воронеже. Арендуемый «Факелом» Центральный стадион профсоюзов (ЦСП) располагается в центре города и вмещает 32 000 зрителей. Средняя посещаемость матчей клуба в сезоне 2014/2015 – 4809 зрителей. Перед каждым домашним матчем в городе появляются афиши поединка. Матчи «Факела» на ЦСП транслирует интернет-канал «Губерния».

Клуб в интернете. «Факел» имеет несколько активных интернет-площадок – официальный сайт команды, портал официального фан-клуба и несколько менее авторитетных ресурсов. В социальной сети «ВКонтакте» клубу посвящены сообщества с суммарной аудиторией около 25 тыс. человек.

Атрибутика. Под Центральной трибуной ЦСП находится фан-шоп клуба, в котором можно приобрести футболки и сувенирную продукцию с символикой «Факела».


«Выбор-Курбатово»

Уровень – D3. Перспектива – D3. «Выбор» завершил осеннюю часть первенства зоны «Центр» на респектабельном седьмом месте. В группу крепких середняков турнира входят команды с шестого по 11 место, которые разделяет всего пять очков. На сезон-14/15 команде поставили задачу закрепиться в зоне «Центр». Частный клуб гендиректора строительной компании «Выбор» Александра Цыбаня стремительно ворвался в профессиональный футбол и за полгода превратился в крепкого середняка зоны «Центр». Однако объем затрат, требуемый для выступления в ФНЛ, заставляет сомневаться в перспективе выхода клуба в подэлитный дивизион в ближайшее время.

Известность в России. «Выбор-Курбатово» является одним из самых молодых российских футбольных клубов, который еще не успел обрасти болельщиками даже в родном городе.

Популярность в Воронеже. Средняя посещаемость матчей команды на ЦСП в сезоне-14/15 составила 1911 зрителей. Болельщики посещают игры «Выбора» бесплатно. При этом реклама игр «Выбора» минимальна. Поединки «Выбора-Курбатово» на ЦСП транслирует интернет-канал «Губерния».

Клуб в интернете. Сайт клуба регулярно обновляется, а сообщество в соцсети «ВКонтакте» собрало уже 1129 пользователей.

Атрибутика. Молодой клуб старается развивать коммерческую составляющую – «Выбор-Курбатово» продает шарфы, кепки и зонты с собственной символикой.


«Энергия» (женский)

Уровень – D3. В 2014 году выиграла турнир второго дивизиона - низшей женской футбольной лиги.

Известность в России. Воронежская «Энергия» – самый титулованный женский футбольный клуб в России (команда пять раз становилась чемпионом страны, шесть раз серебряным призером и три раза — бронзовым).

Популярность в Воронеже. Верность клубу сохраняют лишь самые преданные поклонники.

Клуб в интернете. У клуба есть собственный сайт и интернет-страница болельщиков. Сообщество «ВКонтакте» объединяет 597 пользователей.

Атрибутика. Найти атрибутику клуба в продаже невозможно.


Хоккей

«Буран»

Уровень — D2. Перспектива — D2. «Ураганные» наверняка выйдут в плей-офф ВХЛ в сезоне-14/15 – несмотря на серию поражений в конце 2014 года команда закрепилась в десятке лучших команд ВХЛ. «Буран» стабильно выступает в ВХЛ третий год подряд и не собирается заявляться в Континентальную хоккейную лигу (КХЛ), стоимость выступлений в которой намного выше.

Известность в России. После нескольких лет прозябания в низших лигах «Буран» вернул себе известность в российском хоккее, а благодаря сотрудничеству с клубами КХЛ получил признание и на высшем национальном уровне.

Популярность в Воронеже. Клуб – узнаваемый брэнд для любителей воронежского хоккея. Домашняя площадка «Бурана» – дворец спорта «Юбилейный» – располагается в центре города и в нынешнем сезоне собирает в среднем 2608 болельщиков на домашние матчи. Также ВХЛ организует видеотрансляции матчей клуба. В ноябре 2014 года трансляции матчей «Бурана» стали самыми просматриваемыми среди российских команд по итогам первого круга чемпионата 2014/15. Каждый матч воронежского клуба в среднем смотрят 6447 человек. Перед каждым домашним матчем в городе появляются афиши поединка.

Клуб в интернете. «Буран» имеет качественно обновляемый сайт и несколько сообществ в соцсети «ВКонтакте» общей численностью более 10 тыс. человек.

Атрибутика. Линейка сувенирной продукции клуба велика: клубные шарфы, складные стаканы, обложки для водительских прав, блокноты, рамки для автомобильных номеров, брелоки и многое другое. На матчах клуба болельщики могут приобрести сувенирную продукцию с символикой «Бурана».


Баскетбол

«Согдиана-СКИФ» (мужской)

Уровень – D3. Перспектива – D3. Баскетбольный клуб выступает в Высшей лиге и регулярно выходит в плей-офф.

Известность в России. Узнаваемость команды не выходит за рамки болельщицкой аудитории Высшей лиги, а популярность отечественных баскетбольных соревнований среди россиян многократно уступает их интересу к НБА.

Популярность в Воронеже. Матчи команды стабильно собирают несколько сотен человек в спорткомплексе института физкультуры на улице Среднемосковская.

Клуб в интернете. «Согдиана-СКИФ» имеет свою страницу на сайте региональной федерации баскетбола и группу в соцсети «ВКонтакте», в которую вступили 1001 человек.

Атрибутика. Клуб не занимается продажами сувенирной продукции и баскетбольной формы.


«Воронеж-СКИФ» (женский)

Уровень – D2. Перспектива – D2. В сезоне-13/14 клуб стал победителем регулярного первенства Суперлиги, а в плей-офф остановился в полуфинале. Главный тренер команды Вадим Бураков признал в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж», что успех стал возможен благодаря недооценке команды со стороны соперников и самоотдаче воронежских баскетболисток.

Известность в России. Клуб узнаваем лишь среди болельщиков команд Суперлиги.

Популярность в Воронеже. Матчи команды посещают несколько сотен человек в спорткомплексе института физкультуры на Среднемосковской, повышенной популярностью пользуются поединки девушек с более опытными командами в Кубке России.

Клуб в интернете. «Воронеж-СКИФ» имеет страницу на сайте региональной федерации баскетбола и группу в соцсети «ВКонтакте», в которой состоят 696 человек.

Атрибутика. Клуб не занимается торговлей атрибутикой.


Волейбол

«Кристалл» (мужской)

Уровень – D2. Перспектива – D2. Клуб вышел в Высшую лигу «А» в сезоне-12/13 под руководством олимпийского чемпиона-1980 Вячеслава Зайцева. В дебютном сезоне в подэлитном дивизионе «Кристалл» занял седьмое место. В январе 2015 года наставник клуба Дмитрий Митрофанов был отправлен в отставку после серии из 11 поражений. Как признался директор воронежских волейбольных клубов Игорь Балашов, в нынешнем сезоне руководство «Кристалла» не рассчитывает попасть в пятерку.

Известность в России. Участие в турнире Высшей лиги позволило клубу стать более узнаваемым среди поклонников волейбола за пределами Воронежа.

Популярность в Воронеже. Поединки команды во дворце творчества детей и молодежи собирают несколько сотен человек.

Клуб в интернете. Собственного сайта у воронежского «Кристалла» нет. Зато сообщество клуба в «ВКонтакте» отличается пользовательской активностью и насчитывает 862 подписчика.

Атрибутика Клуб не занимается продажей атрибутики.


«Воронеж» (женский)

Уровень – D1. Перспектива – D1/D2. Борьба подопечных Левона Джагиняна за выживание в Суперлиге находится в самом разгаре. Команда отстает на четыре очка от челябинского «Автодора-Метара». По словам Игоря Балашова, выступление в элитном дивизионе жизненно важно для «Воронежа», потому что оно является стимулом для развития клубной инфраструктуры.

Известность в России. Благодаря попаданию в Суперлигу отчеты с матчей команды регулярно появляются на федеральных спортивных порталах, что способствует узнаваемости брэнда.

Популярность в Воронеже. Каждый матч «Воронежа» собирает переполненные трибуны дворца творчества детей и молодежи. К 2016 году в Южном парке должен появиться новый современный ФОК с залом для игровых видов спорта. Предполагается, что эта площадка станет домашней для «Воронежа».

Клуб в интернете. Сайт клуба обновляется относительно редко, что компенсируется регулярными обновлениями сообщества команды в соцсети «ВКонтакте», на которое подписаны 1118 человек.

Атрибутика. У клуба нет собственного магазина.


Гандбол

«Энергия»

Уровень – D1. Перспектива – D1/D2. С каждым сезоном подопечные Сергея Макина, выступающие в Суперлиге с 1998 года, ведут все более отчаянную борьбу за выживание в элитном гандбольном дивизионе. В сезоне-13/14 воронежцы остались в Суперлиге благодаря финансовым проблемам подмосковной «Нары». В сезоне-14/15 «Энергия» занимает 9 место среди 11 команд. Из-за финансовых проблем клуб был вынужден сняться с розыгрыша Кубка России

Известность в России. Воронежская команда хорошо известна в кругу болельщиков отечественного гандбола – вида спорта, который остается в тени футбола и хоккея. Выступавший за «Энергию» Алексей Растворцев в 2004 году стал бронзовым призером Олимпиады в Афинах.

Популярность в Воронеже. Домашней ареной клуба является спорткомплекс «Энергия» в Советском районе. На поединках команды старый зал заполняется до отказа.

Клуб в интернете. Сайт «Энергии» редко обновляется, последний пост в сообществе от имени администрации группы в соцсети «ВКонтакте» датирован 29 ноября 2014 года.

Атрибутика. Продажей сувенирной продукции клуб не занимается,


Контекст

В 2015 году воронежские клубы столкнутся с теми же проблемами, что и большинство спортивных команд страны. Привыкшие к бюджетному содержанию они будут вынуждены искать способы повысить свою популярность среди горожан и монетизировать этот интерес. Наиболее перспективными выглядят позиции «Бурана» и «Факела». Первый заслужил уважение болельщиков благодаря спортивным результатам последних лет, второй – вопреки им. Остальным клубам только предстоит завоевать право называться брендами региона.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».