15 февраля, в парке «Динамо» открылась одна из самых необычных для Воронежа фотовыставок. Инсталляция Андрея Тимофеева «Забвение» (Oblivion) разместилась в полуразрушенном здании Зеленого театра.
Когда-то популярное место отдыха воронежцев сейчас превратилось в руины: крыши нет, проходы в цокольный этаж наполовину завалены кирпичами и обломками бетонных плит, стены внутри частично обрушились, на полу – горы мусора. Но даже в таком состоянии Зеленый театр привлекает воронежцев романтикой декаданса – как и весь парк «Динамо», печальные руины стали довольно популярным местом для фотосессий, а внутри периодически собираются подростки. Однако частью арт-проекта это пространство стало впервые.
Фотограф Андрей Тимофеев использовал Зеленый театр – «заброшенный, с его потусторонней атмосферой, его обреченностью и неспособностью противостоять разрушительной силе времени» – чтобы продемонстрировать идею мимолетности времени.
– Чувство кратковременности, мимолетности, временности всего, что нас окружает и с нами происходит, пронизывает каждую клетку моего восприятия, это ощущение также отчётливо, как запах утреннего кофе. У нас действительно очень мало времени. Катастрофически мало. Время неизбежно и навсегда забирает себе всё: события, вещи, ощущения, людей, даже целые города и цивилизации, нам же остаются только образы, их оно не трогает. Однако со временем меняемся мы сами, меняется наше восприятие, наша способность к считыванию образов, а значит – и сами образы,
На старых крошащихся стенах разместились фотографии обычных моментов повседневной жизни – портреты, старый автомобиль во дворе, букет цветов, теплый свет в окне, беспорядок на балконе – все то, что сейчас так реально и что уже скоро останется только в памяти.
По словам фотографа, устроить такую выставку он спешил именно сейчас, пока на месте руин Зеленого театра не появились новые постройки. Чтобы напечатать высококачественные фотографии, Андрей Тимофеев перепробовал все воронежские фотолаборатории («Картинки с зеленцой и провалами в красном совершенно неприемлемы, если я хочу что-то сказать – то не могу допустить, чтобы какие-то слова или предложения потерялись в процессе рассказа, также и с фотографиями – качество цветопередачи и контрастность для меня на первом месте, в этой инсталляции и в моей работе в принципе»). А чтобы оценить качество света, который, по замыслу автора, играет в инсталляции «важную, если не основную роль», провел в заброшенном здании шесть часов при морозе -20°С.
Посетить выставку, на первый взгляд странную, собралось больше полусотни человек. Несмотря на довольно сложный путь к вернисажу по размокшей ледяной каше через пустой парк «Динамо» (кстати, сам автор инсталляции советовал непременно пройти его пешком, и, видимо, не зря – зимой запустение парка особенно видно, и атмосфера уходящего времени ощущается уже по дороге), на открытие выставки пришло не меньше народу, чем в ВЦСИ или галерею Х.Л.А.М.
Чтобы попасть в пространство выставки – цокольный этаж Зеленого театра, – зрителям пришлось пройти довольно экстремальный спуск: то ли заваленный вход, то ли ступени зимой превратились в ледяную горку, ведущую куда-то в темноту к кучам обломков. Поэтому попытавшись спуститься через «дверь», многие обнаружили, что гораздо легче забраться в помещение через окна, которые находятся сейчас на уровне земли.
Дату окончания экспозиции ее автор не указал, и это сознательное «упущение».
– Фотографии будут находиться на своих местах строго к моменту открытия инсталляции и останутся там "навсегда" (я, по крайней мере, снимать их оттуда после того, как повешу, не собираюсь),
Поэтому, по всей видимости, посмотреть на фотографии еще можно, хотя некоторые посетители в своих отзывах на инсталляцию уже признаются, что забрали «кусочек выставки» с собой.