Курс на «Дакар»
Воронежцы примут участие
в самом известном ралли-марафоне
«Дакар» – самая крупная, известная и титулованная гонка в мире ­– стартует в Перу 6 января 2019-го. На этот раз среди почти 500 экипажей будет и команда с участием воронежцев.
Какие дороги ведут в «Дакар», как воронежцы готовятся к ралли-марафону и где можно будет следить за их перипетиями – в материале РИА «Воронеж».
Пилюля от «дня сурка»
Для Романа Клевцова, выпускника юрфака ВГУ, а ныне КМС по автоспорту, руководителя раллийной команды MSK Rally Team, чемпиона России по трофи-рейдам и по совместительству владельца воронежского автосервиса, путь к «Дакару» начался в 90-х годах. Увлеченный автомобилями и мотоциклами, парень в свободное от учебы и работы время крутил гайки на своей «девятке» в отцовском гараже. Постепенно «гаражный автосервис» вырос до полноценного. Тогда и появилась тема автоспорта.
Роман пробовал себя в разных экстремальных занятиях, но остановился именно на трофи-рейдах. Однажды друг пригласил его посмотреть на любительские автосостязания – затянуло моментально.
– Мне понравилось. Приобрел автомобиль «Джип Чероки», поставил большие колеса и лебедку и стал участвовать в соревнованиях. Трофи – соревнования для джиперов любого формата, главное для них – покорение бездорожья. Собирались и ездили по грязи, лесам и болотам. Примерно в это же время появились первые воронежские трофи-соревнования ­– «Букет любимой», «Первоапрельские шутки», – вспоминает Роман Клевцов.
Трофи-рейд – соревнование по преодолению бездорожья на автомобилях, мотоциклах и квадроциклах, специально подготовленных под такой формат. Автогонки, как правило, проводятся на время и по счету баллов за прохождение этапов. Бездорожье бывает настолько сложным, что на преодоление даже небольших расстояний может уйти целый день. Соревнования проходят в дневное и ночное время, бывают многодневными.
Позже на базе «Техцентра на Казарменном 13» открылся «Трофи-клуб Воронеж», где стали готовить внедорожники для участия в соревнованиях и активного отдыха (охота, рыбалка). Под эту задачу набрали команду профессионалов. Так в Воронеже появился специализированный автосервис для любителей «помесить грязь»: до этого трофи-авто готовили и тюнинговали в гаражах ­– сами владельцы или местные умельцы-любители.
Почему людям нравится трофи и бездорожье?.. Здесь все равны. Здесь ты можешь посмотреть, чего реально стоишь. Проявляются твои лучшие качества: сила, ум, выносливость, воля к победе… В трофи запросто можно увидеть ситуацию, когда механик (он же штурман) кричит на пилота (он же директор завода) благим матом, что тот не туда едет. Здесь человек на джипе за четыре миллиона помогает достать заглохшую «Ниву», купленную студентами вскладчину. И уже после соревнований они вместе в лагере будут, грязные и счастливые, пить чай из одной кружки…
Роман Клевцов
владелец техцентра
В трофи-гонках не имеет значения, сколько у тебя денег или какую должность ты занимаешь. Важно, по словам любителей трофи, совсем другое.
– Важно, сможешь ли ты вынуть машину из болота, когда у тебя сломалась лебедка?.. Или подручными средствами починить авто в поле, съедаемый слепнями и комарами?.. Сможешь ли проложить верный маршрут, принять правильные решения и не сдаться, когда сил уже не осталось?.. – поделился Роман Клевцов.
В 2015-м за штурвалом трофи-машины Клевцова сменил другой пилот. Роман стал штурманом и руководителем команды. Девять лет команда занималась трофи-рейдами, а потом перешла в ралли.

– Почему перешли?.. В трофи-рейдах мы выполнили программу-максимум. В 2012 году выиграли финал Кубка России, в 2013-м – чемпионат России. Участникам соревнований присвоено звание КМС по автоспорту – максимально возможное. Двигаться дальше было некуда, нам стало «тесно», поэтому следующим шагом стал переход в ралли-рейды. Ралли – это другой уровень, мировой. Там есть куда расти и где развернуться, – сказал Роман Клевцов.
На «Шелковом пути»
В 2015 году команда получила новый раллийный автомобиль BMW X3 и новое название - ASPEC-Motorsport.

Перестраиваться было непросто. Ралли – куда более масштабное дело по расстояниям и логистике в целом. Большая часть трофи-соревнований проходила в радиусе 1 тыс. км от Воронежа, ралли-перегоны – это уже десятки тысяч километров. К спортивной машине добавляется «эскорт»: малая «техничка» ­– джип для мобильной помощи на трассе - и большая «техничка» ­– грузовик с прицепом, который везет все необходимое для ремонта авто и быта.

«В моей карьере ралли-рейдов самым сложным был «Шелковый путь» 2016 года – наш первый международный марафон. Он проходил по территории России и нескольких азиатских стран. Мы приехали в Китай практически без запчастей, без элементарного бытового обеспечения. Там впервые увидели, как организованы и работают команды мирового класса».

Роман Клевцов, руководитель команды
На сегодня за плечами команды – участие в трех ралли-марафонах «Шелковый путь», в двух марафонах Africa Eco Race (старая трасса Париж - Дакар протяженностью 6,5 тыс. км), в «снежной» гонке – этапе Кубка мира по ралли-рейдам «Северный Лес», в гонке «Великая степь – Волга» и чемпионате России по ралли-рейдам. В 2018 году команда приняла участие в 15 гонках. В 2018-м же сменился пилот, также поменяла название и команда – MSK Rally Team.
Свершилось. 20 июля поехали Силк Вэй 2018.
«Шелковый путь» – это ралли-марафон с историей из далекого 2009 года, когда доллар стоил 31 рубль. Традиционно проходит по территории России, Азии и Китая. В этом году старт дан в Астрахани, а завершится гонка в Москве. В нашей стране эта гонка считается самой знаковой и крутой: собирает экипажи со всего мира. Самые сильные пилоты и штурманы, самая длинная по времени и протяженности трасса, самая нервная, самая сложная, самая силквеевская... Конечно, нас в большей степени интересует одна команда, в подготовке которой мы принимаем непосредственное участие. Это MSK Rally Team. Ребрендинг, новый штурман, новый пилот, новое название. Неизменные только мы и БМВ Х3.

Иван Сафронов (пост в ВК)
управляющий техцентром
Впервые в Перу
Последние три месяца команда готовится к «Дакару». Это самый крупный в мире ралли-рейд, по смотрибельности не уступающий «Формуле-1» и чемпионату мира по футболу.

– Дакар от нас дальше, соответственно и логистика сложнее. Полетим в Южную Америку через Европу. Спортивное авто и машины техподдержки тоже необходимо переправить через океан ­– их уже погрузили на паром в порту Гавра (Франция). На «Дакаре» были только наши штурман и механик – остальные никогда. Поэтому мы пока не очень представляем, что именно нас ждет. Изучаем карты местности, городов, прокладываем маршруты, смотрим ролики на YouTube, мотаем на ус, планируем каждый день гонки, – поделился Роман Клевцов.
«Дакар» (ранее «Ралли Париж - Дакар») – ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон, основанный французом Тьерри Сабином. Проводится с 1978 года. Традиционно старт ралли проходил в Париже, финиш – в Дакаре (столице Сенегала) на Розовом озере. С 1995 года в трассу стали вносить изменения, и с 2009-го ралли проходит в Южной Америке. Дистанция 5 тыс. км разбита на десять участков. Помимо внедорожников в зачете есть мотоциклы, квадроциклы и грузовики.
Логистика серьезная: на каждый из 12 «командировочных» дней составляется подробнейшее расписание для каждого из семи членов команды. Кому и куда идти/ехать, во сколько есть/пить, во сколько спать/просыпаться – и спать ли вообще, где заправляться, чем расплачиваться и так далее. Timebook ­по объему ­– почти «Война и мир».

Команда MSK Rally Team, можно сказать, «интернациональная»: пилот из Москвы, штурман из Киева, водитель большой «технички» из Белгорода, механики из Воронежа, Калининграда, Москвы, есть даже механик-немец, приглашенный специально для «Дакара».
«Дакар» – сложнейшее соревнование, в том числе по самой трассе: песок, камни, дюны по 100 м… На тренировке в Дубае мы прочувствовали такую высоту, когда сверху вниз даже смотреть страшно – джипы у подножья как игрушечные машинки, а инструктор тебе говорит: «Чего стоишь? Езжай вниз!». Времени на раздумья нет. Отключаешь голову, включаешь инстинкты и летишь вниз. Все это нужно сделать на время.
Роман Клевцов
владелец техцентра
Дом на колесах
Роман Клевцов почти все время в дороге, но на Новый год будет дома.
– Дома буду – ровно до 17:00 1 января. Потом улетаю в Москву, оттуда уже всей командой – на «Дакар». 3 января выгружаем технику с парома, а 6-го уже старт, – уточнил руководитель команды.

В «Дакаре» в 2019 году участвует около 500 экипажей, с ними «эскорт» из 1-1,5 тыс. машин сопровождения. В грузовике MAN с прицепом помимо спортивного автомобиля - генератор (вес 600 кг, мощность 12 кВт), около 16 тыс. запчастей, инструмент (от ключей до аргонной сварки), тонна дизеля для спортивной машины, полторы тонны питьевой воды и многое другое.

– Есть такие регионы, где нет гостиниц и вообще ничего нет, поэтому все нужно везти с собой. В некоторых странах, типа Мавритании и Сенегала, попив воду из закрытой бутылки, надо сразу ее выбросить, чтобы при повторном использовании не заразиться или не отравиться. Перед выездом обязательно делается вакцинация от желтой лихорадки. Люди в этих странах намеренно бросаются под колеса, чтобы потом получить страховку, или устраивают драки между собой за пустую пластиковую тару. Некоторые пытаются прятаться в нишах спортивных грузовиков, чтобы навсегда уехать из этого ада. Первый раз, вернувшись на родину с соревнований из Африки, мне хотелось расцеловать российский паспорт, – рассказал Роман Клевцов.
Организаторы соревнований стараются сделать маршрут длинным и интересным. Он делится на этапы – участки, которые команды преодолевают за день. На следующий день стартуют в порядке, в каком финишировали накануне. «Технички» едут параллельно «боевым» машинам по дорогам общего пользования. Время спортивного автомобиля суммируется, и выявляется лидер. Правила жесткие: любые нарушения сказываются на спортивных результатах. Если «техничка» нарушила скоростной режим на перегоне между городами, сигнал с трекера передается в судейскую службу – и команде выписывают штраф. Первые два нарушения – штраф деньгами, третье – на время спортивного экипажа.
Удачный симбиоз
По мере того, как спортивная команда развивалась от местечковых трофи к ралли-рейдам мирового уровня, рос и «Техцентр на Казарменном 13».
Спортивной команде, обслуживающей один раллийный автомобиль и пару багги, нет смысла содержать свою автомастерскую с механиками, мотористами, гидравликами и станочным парком. Все это есть в техцентре. Понятно, что в автосервисе нет настройщика спортивного BMW (он и в Москве не всегда есть – прилетает из Германии). Но в техцентре делают многое другое: сложные сварочные работы, изготовление простых нестандартных деталей (вроде втулок в шаровые соединения), покраску, ремонт электропроводки, доставку основных расходников и т.д.
Таким образом в автосервисе делают универсальный ремонт спортивных машин и «техничек», специфический же ремонт остается внутри команды.
Автосервис для ралли-команды – надежный партнер, который не нужно содержать и «кормить» все время, но который всегда сделает работу в необходимые сроки. Для сервиса «гоночный» ремонт – тоже хорошее подспорье, особенно во время сезонного «штиля». Это сотрудничество особенно важно перед соревнованиями, когда есть жесткие сроки и команда из семи человек не справляется с подготовкой техники. Тогда на команду работает весь сервис. Такой удачный симбиоз.
Своим конкурентным преимуществом на воронежском рынке работники техцентра считают сервис «под ключ».
Человеку, отдавшему автомобиль нам в ремонт, не нужно беспокоиться по поводу поиска и заказа запчастей в магазинах, искать, где заправить кондиционер, или прочитать ошибки. У нас мультибрендовый ремонт широкого спектра: чиним все – от «жигулей» до «мерседесов». На аутсорсинг отдаем только самое специфичное (типа расточки блока). Поэтому у нас много постоянных клиентов, в том числе крупные агропромышленные холдинги и предприятия типа Воронежского мехзавода и КБХА.
Иван Сафронов
управляющий техцентром
В «Техцентре на Казарменном 13» уважают сложные ремонты. Особенно интересные или забавные случаи выкладывают на свою страницу в ВК.

– Интересны загадки, сложные задачи: когда автомобиль не поддается ремонту. Иногда, чтобы найти причину неисправности, приходится затрачивать много сил и времени, привлекать разных спецов, даже тратить больше денег, чем этот ремонт в результате принесет. Но решение такой задачи приносит радости больше, чем обычный ремонт. Надо «победить» проблему – и возникает азарт. Когда же наконец добиваешься своего, чувствуешь удовлетворение и гордость. Тем более что именно такой ремонт дает опыт и глубокие знания, именно он двигает прогресс в сервисе, – уверен Роман Клевцов.
Группа по интересам
У «Техцентра на Казарменном 13» в группе в ВКонтакте 680 подписчиков. Группа медленно, но верно растет. Это своего рода площадка для профессионального общения автомобилистов. Контент на 90% авторский. Здесь публикуют разного рода полезную информацию об эксплуатации и уходе за автомобилем, освещают победы – и не только спортивной команды, публикуют комментарии и фото о повседневном ремонте, анонсируют акции и скидки.

Фишка техцентра – кружка-путешественница, которую спортсмены и клиенты автосервиса фотографируют в городах и весях по всему миру. Москва, Грозный, Абу-Даби, Майами, Барселона – неполный перечень тех мест, где она побывала. Это, можно сказать, свой способ завоевать мир.
«У наших немецких партнеров из X-Raid (спортивное крыло BMW), которые делают Mini, в цеху висит огромная надпись: «Mini не может быть совершенным». Они живут с этим лозунгом, в нем потенциал для развития. Понимают, что конкуренты каждый день догоняют и обгоняют, поэтому машину надо постоянно совершенствовать, модернизировать, придумывать что-то новое… Недавно в Германии гонял на новом Mini с проекцией навигации на лобовом стекле. Ты едешь, а у тебя перед глазами вся информация: карта, скорость, дислокация авто вокруг, пролетающий над тобой самолет. Две такие машины от команды X-Raid едут на «Дакар»… Я хочу сказать, что по мере того, как меняется автомобилестроение, технологии – меняемся и мы: учимся, совершенствуемся, растем…»

Роман Клевцов, владелец техцентра


Узнавать новости о команде MSK Rally Team, участвующей в «Дакаре-2019», который пройдет с 6 по 17 января, можно на странице «Техцентра на Казарменном 13» в ВК.
Made on
Tilda