«Замерзли помидоры». Как система сопровождения грантов отразилась на воронежских фермерах

Некоторые аграрии отказываются от господдержки.

Виктория Васильченко, 29 марта 2018, 14:25

Виталий Грасс

С 2017 года Воронежская область участвует в пилотном проекте Минсельхоза России по казначейскому сопровождению фермеров, получивших господдержку. Теперь любые финансовые операции агрария контролирует облдепартамент аграрной политики. Цель – исключить нецелевое расходование средств. Ранее фермеры Воронежской области попадались на трате грантовых денег на личные нужды.

За 2017 год гранты по новой системе получили 59 начинающих фермеров и 18 семейных животноводческих ферм региона. Средний размер гранта для начинающих составил 1,2 млн рублей, а для семейных – 4 млн рублей.

Корреспонденты РИА «Воронеж» выяснили, как восприняли нововведение владельцы крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ).

Что изменилось?

Система казначейского сопровождения коснулась грантовых программ «Начинающий фермер» и «Семейная ферма», а также получения региональных субсидий на компенсацию части затрат, к примеру, на покупку элитных семян.

В корне изменился механизм выделения средств. Раньше деньги поступали на расчетный счет фермера, распоряжаться ими он мог самостоятельно. Теперь же средства хранятся на лицевом счету, открытом в казначействе. Эта организация контролирует абсолютно все операции фермера.

Система предполагает, что хозяйство, получившее грант по программе «Начинающий фермер», должно внести 10% собственных средств на покупку товаров, указанных в бизнес-плане. В случае с «Семейной фермой» сумма достигает 40%. К примеру, фермер закупает технику. Прежде чем казначейство проведет финансовую операцию по лицевому счету, фермер должен сам оплатить 10% или 40% от суммы покупки. Представители казначейства осмотрят купленную технику, проверят ее соответствие документации и только после этого проведут платеж. Если же специалист обнаружит нарушения, в платеже откажут.

Теперь в год выделения денег грантополучатель обязан трудоустроить на ферму работников: по одному сотруднику на 1 млн рублей гранта для начинающих и по три сотрудника – для семейных. Ранее начинающим фермерам давалось на трудоустройство работников полтора года, а семейной ферме – три. Но сумма была 0,5 млн рублей.

«Процесс затянулся»

Система казначейства справилась с основной задачей – в 2017 году в Воронежской области не зафиксировали ни одного случая нецелевого расходования средств. Но далеко не все фермеры рады нововведениям. Представители КФХ и районных администраций называют основной проблемой волокиту с документами. Из-за постоянных корректировок документации перечисление денег затягивается. Для некоторых фермеров позднее получение денег стало критичным – работы пришлось отложить до весны.

– Я защитил проект летом, уже в сентябре должен был получить грант. Но, пока возился с документами (приходилось переделывать, вносить корректировки), процесс затянулся. В итоге деньги я получил только зимой, – рассказал фермер из Верхнемамонского района Абдулажон Мавлютов. – В моем бизнес-плане была указана покупка транспортера для удаления навоза, коров молочной породы, пресс-подборщика (применяется для подбора валков соломы, сена и их прессования, – прим. РИА «Воронеж»), косилки и охладителя молока. Пока же за грант я купил лишь 13 коров молочной породы и транспортер. Остальное буду покупать этой весной.

Но в целом Мавлютов доволен работой с казначейством. Сорванные сроки он считает единственной проблемой системы.

– Раньше я никогда гранты не получал, поэтому не могу судить, какая система лучше. От коллег слышал, что до казначейства фермерам самим приходилось во всем разбираться, многое было непонятно. Лично мне работа с казначейством понравилась – там специалисты, они лучше знают, что надо делать, как правильно все оформить. Вся документация проверяется от и до. Мне кажется, это удобный способ, – отметил фермер.

Всего в Верхнемамонском районе гранты после перехода на систему казначейства получили трое аграриев. От денег никто из них не отказался – систему казначейства все приняли.

«Грантом не предусмотрено»

На длительность оформления документов пожаловались и в Россошанском районе. Там после введения казначейской системы количество фермеров, получивших грант, существенно снизилось. В 2017 году господдержкой воспользовался всего один человек, хотя годом ранее было шестеро.

Алексей Абрамов из поселка Южный Богучарского района главной проблемой назвал отсутствие возможности распоряжаться деньгами по своему усмотрению:

– Когда программу только запускали, деньги поступали на расчетные счета фермеров в банках, и мы могли их тратить по своему усмотрению – с единственным условием, чтобы все шло только на развитие хозяйства. А теперь средства поступают в казначейство, которое следит за тем, чтобы они шли строго по назначению. Но при этом само понятие «целевое использование» настолько сужено, что я не могу толком распорядиться полученным грантом. Мне, например, позарез нужно железо, чтобы подлатать потолки в коровниках или устроить поилки. Но это грантом не предусмотрено, потому что идет по статье «текущий ремонт», а деньги можно пустить только на строительство или реконструкцию. Доходит до смешного: я могу за счет гранта купить билет на поезд или самолет, если задумаю деловую поездку, а вот налоги из него заплатить – ни-ни. Спрашивается: что больше имеет отношение к хозяйственным нуждам: налог или билет?

По мнению фермера, пользование такими грантами удобно для крупных агрохолдингов, но не для мелких аграриев:

– Вот я сторговал в племенном хозяйстве десяток телок за 2 млн рублей, а представитель холдинга – три сотни за 60 млн. И то и другое оплачивается по факту – когда молодняк уже на ферме. Как вы думаете, кому больше будет доверия, что он с продавцом расплатится вовремя и сполна: неизвестному фермеру из глубинки или солидной сельскохозяйственной фирме?

За последние шесть лет в Богучарском районе не было ни одного случая нецелевого использования субсидий. Поэтому, по мнению местных фермеров, подозревать их в том, что они могут на это пойти в дальнейшем, смысла нет. При этом Богучарский район всегда получал немало грантов. В 2017 году их было девять, а годом ранее – 23.

«Убедили продолжить работу»

Виктор Кузнецов из Глазовского поселения Нижнедевицкого района занимается молочным животноводством. В 2012 году мужчина получил грант по программе «Начинающий фермер». В 2017 году ему выдали грант в 5 млн рублей уже по программе «Семейная ферма». Кузнецов планирует строительство нового коровника и покупку нетелей.

– Разница между тем, как пять лет назад распоряжались деньгами и как сейчас, огромная! Подготовил площадку под строительство нового корпуса на 30 постановочных мест. Была задумка приступить к строительству уже в августе и к зиме поставить в него десять нетелей. Хотел в зимовку получить молоко. Но новая процедура освоения денег кардинально изменила планы – перечисление денег на счет казначейства затянулось. Деньги поступили только в конце октября. Время упустили. В распутицу строители не смогли приехать. Несколько раз с супругой хотели отказаться от гранта. Ездили в департамент аграрной политики, советовались. Надо сказать, что там помогают, консультируют. Убедили продолжить работу.

«Половину прокатал»

Фермер из Кантемировского района Сергей Кубата тоже может сравнивать старую и новую систему получения грантов. В 2015 году мужчина получил 650 тыс. рублей для разведения овец эдильбаевской (мясной) породы. А по новой системе в 2017 году получил субсидию на возмещение части затрат на элитное семеноводство.

– Больше получать субсидии не буду. Дело в том, что ради них постоянно приходилось ездить в Воронеж, была волокита с документами. Условно я получил 10 тыс. рублей, а половину из них прокатал. Из-за 5 тыс., то есть из-за одной овцы, столько беготни нецелесообразно. За грант, который я получил в 2016 году, уже отчитался. На данный момент у меня 90 овец. Система без казначейства показалась мне очень удобной. Я подал документы, их отвезли в Воронеж, а затем быстро перечислили мне на счет деньги. Что касается пользы от юридического сопровождения, то мне в этом помогает районная администрация. Это и ближе, и проще. Сотрудник Центра информации ведет мою бухгалтерскую документацию, – рассказал Кубата.

 

 

«Энтузиазма убавилось»

Получивший в 2012 году грант на развитие растениеводства Сергей Милещенко из кантемировского села Митрофановка освоил выделенные средства и в 2017 году решил расширить КФХ, занявшись разведением цыплят-бройлеров. Мужчина подал документы для получения гранта на создание птицеводческой семейной фермы. Но по решению комиссии деньги не выделены (было набрано недостаточно баллов). Милещенко решил подать документы на грант повторно в 2018 году. Пока же занимается инкубированием цыплят за свой счет.

 

 

По словам директора МКУ «Центра информации» Кантемировского муниципального района Александра Татаркова, на оформление документов уходит много времени:

– Казначейство проверяет все – вплоть до каждой запятой. Специалисты приезжают на место, проверяют все купленные за грант товары и технику, фотографируют. Из-за этого сдвигаются сроки освоения средств гранта. Фермерам приходится по десять раз переделывать бумаги, исправлять ошибки, ездить постоянно в Россошь и Воронеж. Наверное, это правильно, так и должно быть. Но раньше к оформлению документов не было такого пристального внимания. Поэтому у фермеров энтузиазма убавилось.

 

 

«Некому было работать»

Некоторые фермеры, столкнувшись с системой казначейства, решили отказаться от господдержки. По данным департамента аграрной политики Воронежской области, в 2017 году деньги вернули шесть начинающих фермеров и один, получивший поддержку на развитие семейной животноводческой фермы. Для сравнения, в 2016 году (до перехода на систему казначейства) от гранта в регионе отказались только два начинающих фермера.

В Кантемировском районе в 2017 году грант получили трое, одна женщина отказалась. Надежда Брюховецкая получила средства на создание теплицы по выращиванию овощей. Деньги решила вернуть из-за сложной процедуры оформления через казначейство.

– Теплицами я занимаюсь с 1995 года. В прошлом году хотела сделать работу более цивилизованной – оборудовать стационарную теплицу с отоплением. Но условия получения гранта оказались для меня слишком тяжелыми. Если бы я оставила деньги, то мне пришлось бы одной бухгалтерией заниматься, а работать было бы некому. Кроме того, за 10%, которые я должна была вложить сама, я не нашла поставщика, согласившегося бы поставить стройматериалы и оборудование с последующей оплатой 90% через казначейство. Странно получается: сначала купи товар, а только потом сделают оплату грантовскими средствами. Ни один поставщик на это не пошел. С выделением денег тоже тянули, а у меня сроки поджимали – сезон заканчивался. Больше на грант претендовать не собираюсь – настрой отпал. Времени и собственных средств потратила много. Ездила в Воронеж с документами, а в теплицах некому было работать, в итоге замерзли помидоры.

 

 

Фермер из Синих Липягов Нижнедевицкого района Сергей Кузнецов отказался от государственных денег из-за необходимости оперативно организовать рабочее место:

– Получается, что производства еще нет, а я должен принять на работу человека, платить зарплату, налоги.

Положительный опыт

В 2018 году в Кантемировском районе реализацией проектов по грантам занимаются два фермера. Владимир Колесников из села Бондарево разводит индеек, а Андрей Феоктистов из села Вторая Бугаевка планирует разводить крупный рогатый скот (КРС) молочного направления.

В районе уже есть положительный опыт реализации проектов за счет гратов, но эти фермеры развивались до введения системы казначейства. К примеру, Игорь Подплетнев разводит КРС за счет гранта, полученного в конце 2015 года.

– Я занимаюсь животноводством уже 17 лет. В 2015 году зарегистрировал крестьянское (фермерское) хозяйство и получил грант. Закупил строительные материалы (газосиликат), навозный транспортер и нетелей. У меня покупают молоко около 200 жителей Митрофановки. Зимой надой около 2,8 тыс. л молока в месяц от шести коров. Жена делает на продажу творог и сливки. Согласно условиям гранта, как и положено, в моем хозяйстве работают два человека. Сейчас у меня около 100 голов. Проблема только с землей. Рассчитываю, что выделят еще участок, подал документы на аренду в администрацию, – рассказал Подплетнев.

 

 

Положительным опытом освоения гранта делится и фермер из Подгоренского района Виктор Краснобородько. Он с системой казначейства пока не сталкивался, но в будущем планирует получить поддержку по программе «Семейная ферма»:

– Я получил грант 470 тыс. рублей по программе «Начинающий фермер» еще до перехода на систему казначейского сопровождения. Деньги сразу освоил – закупил коров. Юридических проблем при оформлении документов не было, во всем помогала районная администрация. Со всеми вопросами я иду к замглавы Александру Леонову, который курирует фермеров. Планирую развиваться дальше. Вместе с сыновьями буду претендовать на грант уже по программе «Семейная ферма». Единственная проблема, с которой сталкиваются подгоренские фермеры, – необходимость регулярно оформлять ветеринарные справки, возить молоко на анализы три раза в месяц в Россошь и раз в квартал в Воронеж. Раньше достаточно было возить раз в месяц в Россошь, но с этого года фермерские хозяйства приравняли к крупным предприятиям, поэтому контроль усилился. Для фермеров это обходится очень дорого.

В 2017 году в Подгоренском районе только один фермер получил грант. Ему рано говорить о результатах работы – слишком мало прошло времени. При этом в 2016 году было девять грантополучателей. 

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.