Заброшенные хутора: как пустеют воронежские деревни. Садовое

Зачем уроженец пустующего поселка выбил на камне историю своей малой родины.

Леонид Шифрин, 2 октября 2017, 16:25

Андрей Архипов

РИА «Воронеж» продолжает рассказывать о последних жителях умирающих хуторов и деревень Воронежской области. Журналистов интересует, останутся они на карте через 10-15 лет или исчезнут вместе с последними жителями. В этот раз корреспонденты РИА «Воронеж» отправились в поселок Садовое, относящийся к Старокриушанскому сельскому поселению Петропавловского района.

 

 

Время собирать камни

Поселок Садовое появился в начале 30-х годов прошлого века. Сюда, на пустое место, начали переселяться жители соседних колхозов, образовавшие совхоз «Старокриушанский». Его первым отделением и был Садовый. Совхоза не стало на рубеже XX-XXI веков, а поселок Садовое (по документам – поселок совхоза «Старокриушанский») остался.

 

 

 

 

С историей Садового сегодня может ознакомиться любой приехавший в поселок – она выбита на огромном камне.

 

 

В 2013 году уроженец Садового Алексей Мельников, ныне живущий в селе Старая Меловая того же Петропавловского района, решил так увековечить свою малую родину. Садовое кормит его семью и семью его сына – 24-летнего фермера Алексея.

 

 

У Мельниковых в поселке около 3 тыс. га земли, 30 овец и около 20 коров. Есть также небольшой дом, где живут наемные рабочие и сами Мельниковы, когда бывают здесь по делам.

 

 

На камне двухметровой высоты весом 3 т, привезенном из Павловского района, Алексей Мельников выбил историю Садового. Камень стал памятником малой родины династии фермеров.

«Поселок Садовое – 1-е отделение совхоза «Старокриушанский» был образован в 1934 году. Поселку принадлежали 3-3,5 тыс. га пашни. Из них 100 га занимали сады. В начале 1970-х годов численность населения была 350-370 человек. На территории поселка работали начальная школа, детский сад, столовая, клуб, сад, медпункт…»

Дальше можно узнать о количестве коров и свиней в совхозе, а также информацию о главной достопримечательности Садового – пруде, который сейчас зарос.

 

 

Этот камень стал своеобразной братской могилой несбывшихся надежд на возрождение малой родины многочисленных уроженцев Садового. Сейчас единственными постоянными жителями поселка являются трактора и комбайны фермеров Мельниковых. А рабочие, которых они нанимают в соседних селах, исправно трудятся только до первой зарплаты, а потом почти всегда уходят в запой и исчезают. Потом их место занимают другие рабочие.

 

 

 

Призрачные надежды

Тем не менее Алексей Мельников кровно привязан к своей родине. И не только потому, что в его паспорте до сих пор стоит здешняя регистрация, а дом, где он вырос, еще цел, хотя выглядит заброшенным и открыт нараспашку.

 

 

 

 

 

 

 

 

– Я мечтаю, что когда-нибудь в поселке снова зазвучат музыка и детские голоса, – говорит Алексей Мельников-старший. – Поэтому я пытаюсь содержать в порядке мою малую родину – Садовое.

 

 

Каждый год Мельников белит и красит поселковый клуб, закрытый на замок, латает скамейки и столы, стоящие возле входа. На Троицу уроженцы Садового съезжаются в родной поселок из Калача, Петропавловки, Воронежа и Москвы. Они садятся за столы, выпивают, поют песни, вспоминают малую родину.

 

 

 

 

 

 

 

 

Люди начали уезжать из Садового в конце 1980-х, в самые трудные для сельхозпредприятий годы, когда еще не было шестикилометровой асфальтовой дороги, связывающей эту глухомань с дорогой на совхоз «Старокриушанский».

 

 

Жители Садового весной и осенью в непролазную грязь залезали в тракторную тележку, которую дотягивал до асфальта совхозный трактор. В начале 1990-х, когда асфальт связал Садовое с большой землей, в «автобане» уже не было необходимости: в поселке доживали свой век всего человек 10-15.

 

 

 

 

 

 

 

 

А сегодня Садовое – поселок-призрак. Кажется, что его жители просто спрятались где-то неподалеку и с улыбкой наблюдают за гостями.

 

 

 

 

Вальс страуса

Несколько бывших совхозных двухэтажек на единственной улице поселка снаружи выглядят так, что хоть сегодня заселяй их. Брошенные частные домики после легкого косметического ремонта тоже вполне пригодны для жилья.

 

 

 

 

 

 

 

 

– Я надеюсь, что в Садовое когда-нибудь вернутся люди, поэтому я не даю окончательно все разрушить и растащить в поселке. Здесь вполне могли бы поселиться какие-нибудь беженцы или переселенцы, – рассуждает Мельников. – Я бы дал им работу, помог устроиться на первых порах. Земли – навалом, да вот только рук, чтобы обрабатывать ее, не хватает.

 

 

 

 

 

 

 

 

По словам Алексея, он несколько раз спасал дома поселка от ландшафтных пожаров, гонял охотников за металлом, который еще можно найти в этих местах.

 

 

Впрочем, Мельниковы уже разработали план по возрождению поселка Садовое. Они планируют запрудить пересохший водоем, зарыбить его, также оградить участок луга и открыть этнопарк, закупив животных – зебру, страусов и верблюдов. Люди могли бы приезжать в Садовое на семейный отдых с рыбалкой, развлечениями и ухой.

 

 

 

 

 

 

– Я ни копейки брать с гостей не буду, – объясняет Алексей. – Пусть люди просто так приезжают, детей привозят, отдыхают. А единственной платой будет убранный за собой мусор. В 2019 году поселку исполнится 85 лет, и я постараюсь успеть реализовать свои планы к юбилею.

 

 

 

 

На вопрос корреспондента РИА «Воронеж», зачем это ему, Алексей чешет затылок, тщательно подыскивая слова для ответа. Для чего он содержит в порядке клуб, скамейки вокруг, кладет плитку в центре поселка, косит траву вокруг брошенных домов? Ведь ясно, что никаких переселенцев сюда калачом не заманить и инопланетяне на ПМЖ тоже вряд ли прилетят.

 

 

– Я в большом долгу перед своей землей, – наконец отвечает Алексей. – А потом, мало ли что случится –  вдруг кто-то захочет осесть здесь? Пусть человек увидит, что поселок содержится в порядке. Хотя, если честно, я сам не особо верю в то, что Садовое когда-нибудь отпразднует второе рождение.

 

 

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.