Выборная загогулина

Проводить предвыборную кампанию в галактике Кин-дза-дза было бы очень просто. Понятно, что пацаки, низкородные обитатели планеты Плюк, ожидают от кандидата – «сильной руки». А вот возвышенным жителям планеты Альфа нужно другое – чтобы кандидат был творческой личностью. В Воронеже с его крайне разношерстным населением – все куда сложнее.

Андрей Кобелев, 27 июня 2013, 13:56

Андрей Архипов

Однако для многих наблюдателей и комментаторов кампании по выборам на пост мэра почему-то ситуация кажется столь же простой, как в Кин-дза-дзе. Есть один-единственный реальный кандидат от элиты, победа которого предрешена, и оппозиционная массовка «для придания видимости демократии». Горожане как один в верноподданническом порыве проголосуют «за кого надо». И никакие исторические факты во внимание не принимаются. А ведь даже в стабильные «нулевые» ни один (!) кандидат, гласно или негласно продвигавшийся губернатором, так и не избрался на пост мэра (Сергей Колиух в 2008 году заручился поддержкой лишь «Единой России», а тогдашний глава области Владимир Кулаков был против его кандидатуры).

Сейчас в России среди населения преобладающими являются подданнические, патерналистские настроения: «наверху виднее, что делать», «начальники знают, как решить наши проблемы». Однако в стране появилась и прослойка граждан, у которых иное, активное мышление. Они полагаются на свои силы и критично относятся к властям - «лишь бы чиновники нам не мешали», «слуги народа должны прислушиваться к общественному мнению». Речь о том самом «креативном классе», который считается движущей силой Болотной. Хотя его представители, одинаково не заинтересованные как в «революции», так и в «застое», сейчас оставили «белоленточное» движение на откуп экстремистам и неудачникам. Тем не менее показать очередную «фигу» власти - всегда готовы.

Надо признать, что ситуация в Воронеже далека от общероссийской. Каково окажется соотношение лояльно и протестно настроенных горожан у избирательных урн в сентябре – пока вопрос. При этом в выборах участвуют два сильных кандидата – и.о. градоначальника Геннадий Чернушкин и депутат облдумы Константин Ашифин, у которых много общего: успешные предприниматели, примерные семьянины, с репутацией порядочных людей без дискредитирующего бэкграунда. И отличает их всего два существенных момента. Один – кандидат от элиты, беспартийный, другой – от оппозиции, коммунист.

Но главное различие, пожалуй, не в этом. Ведь при голосовании решающую роль зачастую играют не какие-то частности (что кандидат будет делать с долгами «Теплосети», какие он предлагает меры по дорожному строительству), сколько общее видение: «наш – не наш», «свой - чужой». И для ответа на этот вопрос важно, к каким людям апеллирует кандидат.

Геннадий Чернушкин, судя по всему, делает ставку именно на «креативный класс». Его ключевой проект «Город Доверия» нацелен на реальный диалог с общественниками и гражданскими активистами. Он честно признает, что у него пока нет готовых решений по некоторым острым проблемам города, но он готов их искать вместе с жителями. Выступает с оригинальными инициативами, не опасаясь быть непонятым, как, например, введение «новых стандартов чистоты» с субботниками по средам. Такие шаги рассчитаны на людей, которые мыслят в духе: «Мэр должен действовать по-новому, нестандартно. И спрашивать нас, что следует делать в городе».

Константин Ашифин, напротив, взывает к умам и чувствам патерналистски ориентированной, подданнически настроенной части избирателей. Он уже изложил ответы на многие вопросы в своем главном предвыборном документе «Проверенные рецепты от товарища Сталина». Он знает, как надо бороться с коррупцией, что следует изменить в межбюджетных отношениях, как исправлять ситуацию в ЖКХ. Пусть ряд его предложений трудно реализуемы, но они по душе людям с таким образом мыслей: «Нам нужна сильная рука, мэр должен знать, как решить наши проблемы».

Тем самым непредсказуемость ситуации возрастает не только из-а неопределенности относительно того, насколько сильно проявятся в голосовании лоялистские и протестные настроения. Не вполне ясно и то, кого те и другие сочтут «своим». Кандидата от элиты, но апеллирующего к оппозиционному «креативному классу». Кандидата от оппозиции, но обращающегося к лояльным«трудовым массам». Ввиду такой выборной «загогулины» и исход голосования не прояснит, кого в Воронеже больше – «пацаков» или «альфийцев». А ведь то, какие люди живут сейчас в Воронеже, влияет на перспективы его развития гораздо больше, чем персона градоначальника. Ибо самый талантливый дирижер не соберет оркестр из пьяных грузчиков. 

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.