Все про опыт – о возрасте ни слова. Как 51-летний журналист РИА «Воронеж» искала работу
Востребованы ли возрастные соискатели на рынке труда.
Светлана Тарасова, 25 сентября 2018, 21:20
Госдума ввела санкции для работодателей за необоснованный отказ людям предпенсионного возраста в приеме на работу. Нарушителю грозит штраф до 200 тыс. рублей или обязательные работы. Возрастные соискатели получают некоторые гарантии на рынке труда, но в то же время вынуждены конкурировать с молодежью. Корреспондент РИА «Воронеж» на своем опыте выяснила, существует ли эйджизм на воронежском трудовом рынке и какую работу предлагают зрелым соискателям.
«Сможете – вперед!»
– Если вы еще не потеряли работу, сделайте все, чтобы ее не потерять, – мрачно посоветовала женщина на ресепшн Центра занятости населения Ленинского и Центрального районов Воронежа.
Протянула листок с перечнем документов, необходимых для постановки на учет безработного, и нехотя обронила:
– Работы нет не только для тех, кто после 50, ее нет вообще. Если, конечно, в ваши планы входит не только работать, но и зарабатывать.
На доске объявлений, где висели списки бесплатных курсов, я отыскала для себя два подходящих варианта, один из них – двухмесячные курсы маникюрш.
– От района по шесть человек, группа уже набрана, следующий набор только через год, – огорчила дама, чей телефон был указан на доске объявлений.
А на курсы компьютерного дизайна я могла бы еще успеть.
– Только с компьютером нужно быть на «ты», а то даром потраченное время, – предупредили меня. – Найти работу после этих курсов – ваша забота. Сможете – вперед!
Моя знакомая, окончившая подобные бухгалтерские курсы, призналась, что «просто получила еще одну корочку, которыми завален стол». А другая — что благодаря бирже труда и статусу безработного смогла получить грант на открытие своего бизнеса. У нее бюро знакомств, а бухгалтерские курсы от центра занятости ей как раз очень пригодились.
«Если здоровье позволяет, какая разница»
Ярмарка вакансий на улице Кольцовской, 49, в Воронеже начала работать в 14:00, закончила – в 15:00. Народ потолкался у нескольких столов и схлынул.
В группе компаний, объединяющей сеть киосков быстрого питания, для меня нашлось две вакансии: упаковщицы и сборщицы бутербродов, а также кондитера-формовщика. Работа упаковщицы оценивалась в 18-20 тыс. рублей в месяц, кондитера – в 22-25 тыс. рублей.
– Вас не смущает мой возраст? – поинтересовалась я у девушки, сидевшей за столиком.
– Ну что вы! – засияла она. – Двенадцать часов на ногах, при этом три ночью – если здоровье позволяет, какая разница, сколько вам лет.
За другим столиком искали сотрудников в санаторий. Вакансия для меня опять нашлась – горничной.
– Работа у нас спокойная, вокруг красота, – убеждала потенциальный работодатель.Трудиться нужно 16 дней в месяц (два дня через два) с 9:00 до 16:30. В день убирать от четырех до 12 комнат – как повезет. Зарплата – 12 тыс. рублей.
– Но можно же совмещать, – подбадривали меня. – У нас все работают на полторы ставки.
Из бонусов: каждое утро в 8:00 от памятника Славы забирает бесплатный автобус, а вечером туда же привозит. Прикинула: вставать нужно раньше шести, а дома я окажусь в лучшем случае в восьмом часу.
– А на чаевые горничная может рассчитывать? – шепотом спросила я работодателя.
– Ну что вы! – оскорбилась дама.
Зато выходить на работу я могла «хоть завтра». Принести флюорограмму и месяц постажироваться.
– У нас даже профессор одна работает, – похвасталась женщина. – Она в своем институте от ответственности устала, теперь у нас в полном душевном спокойствии моет полы и скребет унитазы.
Единственная вакансия на ярмарке, где требовалось высшее образование, – менеджер-юрист по работе с иностранными гражданами. Соискатель должен был иметь юридическое образование, знать миграционное законодательство и иностранные языки. График работы – с 9:00 до 18:00, зарплата – 20 тыс. рублей.
«Я тоже не мальчик»
На сайте объявлений о работе предложений оказалось много. Были вакансии, близкие мне по квалификации: одна из них – специалист отдела по связям с общественностью. Про возраст в требованиях не было ни слова. Все – про опыт и умения, инициативу и способность обучаться. Зарплата – до 25 тыс. рублей.
Телефона работодатели не дали: резюме нужно было прислать по e-mail. Я прислала, указав дату окончания вуза (но не возраст), ответа не получила. И так четыре раза.
«Почувствовав» мой интерес к теме, почта выслала сообщение: «Вакансия помощника руководителя в офис». И телефон. Заинтересованная девушка на том конце провода никак не отреагировала на мой возраст – 51 год – и затараторила:
– Обучение бесплатное, работать от четырех до шести часов в день, после выполнения определенных условий доход от 30 тыс. рублей плюс премии и бонусы, передовикам – отдых на лучших курортах мира.После наводящих вопросов выяснилось: косметическая компания сетевого маркетинга.
– Каталоги, промостойки, впаривание косметики – прошлый век, у нас совсем другой бизнес, – поспешила добавить собеседница и еще долго описывала прелести предложенной работы.
Две другие вакансии – «офис-журналист» и «помощник руководителя» – были опубликованы на разных сайтах, но на собеседование пригласили по одному и тому же адресу – на улице Кольцовской. Обе компании предлагали зарплату 30-34 тыс. рублей.
– Вообще-то я взрослая, – смущенно предупредила я.
– И я не мальчик, – хохотнули в трубке.
На собеседовании обо мне почти ничего не спросили.
Когда я напомнила о возрасте, собеседница лишь улыбнулась: «Прекрасно выглядите» – и заговорила так, будто я уже зачислена в штат:
– У вас будут в подчинении три человека. Вы должны следить за тем, чтобы они правильно оформляли заказы и корректно общались с клиентами. Когда проходит сделка, вам зачисляют бонусы.
– Это обязанности офис-журналиста? – удивилась я.
– Какая вам разница, как называется должность? – парировала собеседница. – Ваша задача – выполнять инструкции. Один минус – фиксированной зарплаты нет.
Чем занимается компания, есть ли у нее лицензия, женщина не выдала: «Все это вам скажут на обучающих семинарах, которые начнутся завтра».
Дома я поискала данные о компании в интернете и нашла ее в «черном списке» работодателей. «Развод и кидалово. Набирают менеджеров и помощников руководителя. Цель – собрать деньги за обучающую литературу и обучающие семинары», – написали те, кто уже столкнулся с этой компанией.
Я сделала для себя вывод: устроиться на работу тем, кому за 50, в Воронеже можно. Но только на ту, на которую более юные соискатели не соглашаются. Рынок труда ломится от «молодых и рьяных». А возрастные соискатели рискуют стать жертвами мошенников. К 50 годам люди, как правило, накапливают опыт, создают себе репутацию и обзаводятся связями. Но если вышло так, что приходится начинать все с нуля, нужно быть готовым к понижению социального статуса и зарплаты.
Что говорят эксперты?
Ирина Веретенникова, директор «Макрорегиона Юг» компании HeadHunter:
Кроме того, не надо указывать в резюме свой возраст. Если вы начинаете разговор с работодателем с возраста, то этим сильно его отпугиваете. Особенно если он молодой. Козырь возрастных сотрудников – их стабильность. Они, как правило, держатся за работу до последнего. Первые три месяца сотрудник, приходя на новое место работы, зарабатывает авторитет. Каким бы ни был предыдущий опыт, работодателю его нужно показать с чистого листа. И показать свою лояльность к компании. Он должен работать больше других сотрудников – потом это воздастся.
Владимир Иванов, руководитель небольшой воронежской компании:
– Мне нужна «свежая кровь» – те, кто хочет всех порвать, кому нужно самоутверждаться. Без них любой творческий коллектив тухнет. Те, кому за 50, идут по накатанной, а еще любят качать права. Единицы не тупят с компьютером и готовы пробовать что-то новое. Молодые сильнее, выносливее, быстрее – выбор очевиден. Если же человек и правда делает то, чего не могут другие, тут вопросов нет, его возьмут в любом возрасте. А обещания государства наказывать работодателей за возрастную дискриминацию – это смешно. Никто же не скажет, что отказывает из-за возраста, – других причин, что ли, не найдется?
Что говорят другие соискатели?
Елена К., 48 лет:
– Я живу вдвоем с дочкой. Чтобы сводить концы с концами, вынуждена искать подработку. Еще в прошлом году мыла полы за 5 тыс. в месяц – два часа в день скребла несколько аудиторий в вузе. Теперь цену сбили до 4 тыс. Дежурила ночью в бане примерно за те же деньги, но туда поставили систему видеонаблюдения, и меня сократили. Все мои попытки подработать в интернете – мышиная возня, больше сотни рублей в день не получается.
Елена Ш., 46 лет:
– Будь ты хоть семи пядей во лбу, начальство все равно хочет видеть молодых и пригожих, которые еще и пашут за троих. Здоровье с возрастом проседает, ты уже просто не можешь быстро бегать. Если меня уволят с работы, от голода не умру, заработаю на репетиторстве. И сейчас это мой главный вид заработка, хотя есть и основная работа. У меня много учеников, потому что результат всех устраивает, а цена на услуги умеренная. Зарабатываю нормально, но три месяца в году все равно простаиваю. И в это время приходится затягивать поясок, или нужно просто отложить себе на лето, очень существенно экономя.
Какую работу ищут возрастные соискатели в Воронежской области?
По данным рекрутинговой компании HeadHunter, среди соискателей в Воронежской области, разместивших резюме, 14% – люди от 40 до 50 лет, 6% – от 50 до 60 и всего 1% – от 60 лет. Среди людей 40-50 лет мужчин и женщин почти поровну (53% и 47% соответственно), среди соискателей 50-60 лет больше мужчин (60%). После 60 лет мужчины ищут работу гораздо чаще женщин (71% против 29%).
Чаще всего работники от 50 до 60 лет интересуются вакансиями в сферах производства (16%), бухгалтерии и финансового учета (11%), продаж и транспорта/логистики (по 10%). Среди возрастных соискателей Воронежской области востребованы и такие профобласти, как «Строительство/недвижимость» (8%), «Административный персонал и высший менеджмент» (по 6%). Гораздо реже зрелые люди выбирают сферы «IT/Интернет/Телеком» и «Рабочий персонал» (по 3%).
На какую зарплату рассчитывают люди от 50 лет?
Из соискателей 50-60 лет 41% указали в резюме, что хотят получать в месяц от 20 тыс. до 35 тыс., еще 22% – от 35 тыс. до 55 тыс. рублей. На зарплату до 20 тыс. рублей претендует 21%. Значительно реже соискатели называют суммы 55-75 тыс. рублей (7%), 75-95 тыс. (3%) и от 95 тыс. рублей (6%).
Те, кто ищет работу в возрасте от 60 лет, в основном рассчитывают на 20-40 тыс. рублей (43%) или до 20 тыс. рублей (21%). Меньше всего работников претендуют на 80-100 тыс. (5%) и от 100 тыс. рублей (6%).