Воронежский создатель паблика «Вижу рифмы»: «Я ненавижу поэзию»

Алексей Дубанин – о том, как проект, родившийся из шутки, взорвал интернет.

Анастасия Сарма, 25 мая 2018, 15:54

Никита Богданов

В начале 2018 года в соцсети «ВКонтакте» появилось юмористическое сообщество «Вижу рифмы». Проект создал воронежец Алексей Дубанин. В паблике несколько раз в день выходят небольшие стихотворения с неожиданным финалом: вместо одной-двух последних строк используются изображения с текстом – фрагмент рекламного баннера, этикетка, скриншот телешоу, надпись на заборе. Причем последние «строки» укладываются в стихотворную рифму и размер. Необычный паблик заметил директор по стратегическим коммуникациям Mail.Ru Group Георгий Лобушкин, который на своей страничке в Facebook написал: «Нет никаких доказательств, что это не паблик года». О «Вижу рифмы» написали Pikabu и Fishki.net, Meduza, «Афиша», Medialeaks, журнал MAXIM и «Российская газета».

Сейчас у созданного в Воронеже сообщества почти 350 тыс. подписчиков и многочисленные клоны. Корреспондент РИА «Воронеж» поговорила с Алексеем Дубаниным об идее формата шуточных стихов и о том, что помогает ему «креативить».

– Алексей, расскажи немного о себе.

– Я родился в Воронеже, всю жизнь живу здесь и уже лет 20 работаю графическим дизайнером. Несколько лет учился на факультете романо-германской филологии в ВГУ, но не окончил его – из-за проблем в семье учебу пришлось бросить. Устроился на работу дизайнером и заново поступил – теперь уже на журфак, на заочное отделение. Думал связать свою жизнь с журналистикой, но получилось по-другому.

Фото – из архива Алексея Дубанина

– С 2010 по 2015 годы вы с женой Лидией были хозяевами магазина подарков и сувениров и уже тогда занимались «постмодернизмом». Многим запомнилась мемориальная доска, которую вы повесили рядом с вашим магазином, – о воронежце, создавшем машину времени. Как родилась эта шутка?

– В те годы я вел паблик нашего магазина и каждый день писал туда что-нибудь смешное. Все началось с другой шуточной мемориальной доски: «В этом доме с 1935 по 1942 годы вполне мог бы жить поэт Алексей Кольцов». Со временем табличка отвалилась, и мы на ее месте повесили другую: «В этом доме с 2060 по 2065 год жил и работал С.В. Савельев, изобретатель машины времени». Я придумал это от балды, но, как выяснилось, в каком-то рассказе действительно существовал такой персонаж, ученый.

– А к паблику «Вижу рифмы» как пришли?

– Паблик я завел в качестве развлечения. Сам я ненавижу поэзию и никогда не писал стихов. Как-то раз вышел покурить из офиса, который находится возле вещевой ярмарки на Донбасской, и увидел вывеску ветеринарно-санитарной экспертизы. Так родился первый шуточный стишок, который я выложил на своей странице. Потом выложил еще несколько стихотворений. Их заметили. Никогда не подозревал, что такое невинное развлечение приобретет глобальные масштабы. В какой-то момент один популярный паблик начал воровать мои надписи. А паблик «ЧЕ», у которого около 2 млн подписчиков, по-честному несколько раз их репостнул. Вскоре его администратор связался со мной, предложил завести собственное сообщество и помочь в раскрутке группы. Мы вдвоем и стали создателями «Вижу рифмы». Посты пишу я, а он занимается промоушеном и рекламой. В контактах сообщества мы указали вымышленное имя администратора – Рагдон Ковцетьяк.

– Как необычно…

– Это максимально идиотское имя, которое мы могли придумать. Этот рабочий аккаунт нужен для удобства, для связи с рекламодателями – чтобы в личку не приходило по несколько тысяч сообщений в день.

– Какая дата считается днем рождения паблика?

– Паблик «Вижу рифмы» появился 8 февраля. Наше сообщество заметил бывший пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин, он написал о нас пост. Я с ним не знаком и никогда не общался. Узнал о посте, когда нам начали писать из разных интернет-изданий. После чего мы получили от администрации «ВКонтакте» «Прометей» – знак отличия в виде огонька, созданный для поиска и поддержки интересных авторов и сообществ. После этого к нам пришло 170 тыс. новых подписчиков.

Я не рассчитывал на такое: думал, буду писать по одному стиху в день, «на расслабоне». А теперь приходится заниматься пабликом по несколько часов в сутки – мы должны выпускать 10 постов каждый день. Поскольку я работаю, стихи приходится писать впрок и ставить заранее на таймер.

– Каким требованиям должны соответствовать стихи, размещенные в вашем сообществе?

– В паблике вы не найдете ни одной красивой фотографии, главное – текст. В сообществе публикуются не только мои посты, но и посты других пользователей, которые они нам присылают. Для этого есть опция «Предложить новость». У нас накопился изрядный запас чужих шуточных стихов, их количество перевалило за 3 тыс. Все они проходят фильтр – в день нам приходится браковать по сотне неудачных постов. Это откровенный шлак, который в основном присылают школьники. Редактировать приходится 70% шуток – придумывать другую рифму или переписывать строчки. А вот стихи людей в возрасте от 25 до 40 лет я почти не редактирую. Проблема в том, что многие пытаются сочинять стих вокруг увиденной ими надписи. Но чтобы читать его было интересно, нужно придумать какую-то историю, в которой картинка будет неожиданностью.

– Есть ли среди ваших подписчиков известные люди?

– Как-то раз нам написал стих современный поэт и литературный критик Лев Оборин, я сразу его опубликовал. Я даже не знал, кто это такой, пока мне не написали о нем в комментариях. А однажды мы выложили стих о группе Billy's Band. Вскоре под ним поставил лайк лидер группы Билли Новик. Как оказалось, он подписан на наш паблик.

– Допустим ли в паблике мат? И есть ли табу на какие-либо темы?

– У нас была парочка постов с матерными словами, но мы стараемся откровенно не пошлить. Не публикуем посты на тему половой дискриминации и расизма. Как-то раз у нас прошло несколько шуток про толстых, но тут же общественность в комментариях возмутилась, и такие шутки мы больше не публикуем.

– У паблика интересный логотип, который многим напоминает масонский символ. Это сознательный ход?

– Меня часто об этом спрашивают. Люди думают, что я это сделал специально, чтобы показать, что поэзия – крутая история. Никакого масонства в этом нет – меня веселит, когда люди ищут тайные символы там, где их нет. Я не знал, что паблик будет таким популярным, поэтому картинка не совсем моя: я взял ее на интернет-стоке и немного подрисовал.

– В Воронеже есть своя поэтическая тусовка. Вхож ли ты в нее?

– Воронежскую поэтическую тусовку я не знаю, да и называть себя поэтом было бы глупо. То, чем я занимаюсь, поэзией не назовешь – это шутки. Моя жена меня поддерживает. Хотя когда я всю ночь ищу какую-нибудь рифму, ее это напрягает. В последнее время придумываю по две-три шутки в день. Обычно занимаюсь этим перед сном, а ложусь я поздно, в три часа ночи.

- Для твоих подписчиков паблик – развлечение, а для тебя – кропотливая работа. Что в ней было самым сложным?

– Поначалу мне было довольно сложно совмещать с пабликом основную работу. Помню, что первую неделю от работы пришлось и вовсе отказаться: люди предлагали мало постов, и все приходилось придумывать самому. День за днем наполняя паблик оригинальным контентом, я с ужасом думал: «Во что я ввязался?». Самым сложным поначалу было писать рекламные стихи в нашем формате. Рекламодатель мог сказать: «Опубликуйте этот пост через час» – и у нас были считаные минуты, чтобы придумать стихотворение с каким-нибудь трудно рифмующимся названием. Но мы привыкли, и сейчас такие посты пишем на автомате.

– Хорошо, когда любимое дело приносит удовольствие. Пока это не превратилось в рутину, есть ли у тебя желание что-то изменить?

– Больше всего меня веселит вот что: когда мы придумываем стихотворения с более сложным стихотворным размером и более сложной рифмой, чем «любовь-морковь», читатели нас не понимают и начинают возмущаться. В последний раз я выложил пост с диссонансной рифмой, но этого никто не оценил. Я подумывал отключить комментарии, но мой товарищ сказал, что это повлияет на популярность паблика. В последнее время я стараюсь не читать комментарии, чтобы не расстраиваться. Раз в день публикую стихи посложнее, с необычной рифмой. Конечно, они собирают меньше лайков. Но я надеюсь, что со временем и они найдут своих поклонников.

Фото – из архива Алексея Дубанина

– У популярности есть и обратная сторона – ваши стихи нагло воруют многочисленные паблики-клоны. Настроены ли вы бороться с плагиатом?

– Самых крупных клонов «Вижу рифмы» шесть. Причем у самого большого паблика – 600 тыс. подписчиков: это в два раза больше, чем у нас. Сначала у него было такое же название, а сейчас он называется «Рифмач». Они полностью скопировали наш аватар, стиль и наши стихи. Мы пожаловались на них в администрацию «ВКонтакте», в итоге их заставили переименоваться (хотя мы настаивали на закрытии этого сообщества). Я считаю, что человек, который ведет этот паблик, не хочет делать ничего сам, поэтому ворует чужое. Конечно, мне неприятно: ты ломаешь голову, придумываешь, а кто-то зарабатывает на твоих идеях. Сейчас, чтобы обезопасить себя от плагиата, мы ставим на картинках наших стихов водяные знаки. Но это не помогает – плагиатчики их стирают.

– Может ли твое хобби приносить доход?

– «Вижу рифмы» сейчас приносит мне несколько тысяч рублей в день, но все это мы вкладываем в раскрутку сообщества. На паблик подписываются по 3-4 тыс. человек за день, а раньше добавлялось по 15 тыс. После рекламных постов люди стабильно отписываются. Думаю, ни для кого не секрет, что нам хочется заработать, но читатели почему-то уверены, что их нужно развлекать бесплатно.

– Не каждому под силу креативить, придумывать шутки и держать себя в форме. Что помогает тебе?

– Путешествия. Раз-два в год я езжу в какую-нибудь экзотическую страну – в основном в Азию, где все устроено по-другому. Например, в Индию, но не на курорты, а в гималайскую глубинку, где никто не знает английского. Обычно я общаюсь с местными знаками и жестами. Когда оказываешься там, начинаешь мыслить по-другому. Для меня это перезагрузка. Обычно я весь год провожу за компьютером, и когда на неделю оказываюсь без интернета, это сильно встряхивает мозги.

В путешествиях я учусь готовить у местных поваров: стараюсь с ними подружиться, обедая в местных кафе. Все, кого я встречал, были дружелюбны. Приезжая домой, угощаю своих друзей экзотическими блюдами – индийскими, турецкими.

– Кстати о друзьях – как они относятся к тому, чем ты занимаешься?

– Они меня часто критикуют – считают, что паблик «Вижу рифмы» не то, чем я мог бы по-настоящему прославиться. Им нравились мои посты, которые я писал от лица некого простодушного идиота. Например: «На конкурсе пленочных автопортретов я как-то не проявил себя». Или пост о том, что официанту нельзя давать на чай деньги – нужно просто купить ему чай. После того как я опубликовал его, на меня обрушилась такая волна официантского гнева! Люди не поняли, что это ирония.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.