Воронежская художница показала школьных идолов и закрашенный букварь
Выставка Ирины Аксеновой "Безобразование" открылась в ВЦСИ на один день.
Софья Успенская, 16 ноября 2015, 10:12
Воронежский куратор и художник Ирина Аксенова открыла свою первую персональную выставку «Безобразование» в воскресенье, 15 ноября. Экспозиция стала частью программы еженедельных вернисажей в ВЦСИ.
Выставка является отчетным просмотром сделанного мной за 4 месяца работы в мастерских ВЦСИ. Я много размышляла о том, что такое образование и обучение, как в философском, так и в очень практическом смысле и в итоге получилась серия работ: графика, инсталляции, видео, - на эту тему.Ирина Аксенова
художник
- Я отталкивалась от своего собственного опыта обучения и опыта преподавания и думала о том, что такое школа вообще в целом, что такое образование, авторитеты. Я работала с конкретными школьными материалами – досками, мелом, указками. Мне хотелось с ними поработать, посмотреть, можно ли эти предметы избавить от того негатива, который все равно есть почти у всех после нашей школы – очень мало кто хочет туда вернуться.
В двух залах – объекты, в которых автор так или иначе переосмысливает школьные предметы и символы. Концентрические круги из нанизанных на бечевку кусков мела напоминают шаманский круг (в центре – «алтарь» со свечками). По замыслу автора, это напоминание о том, что процесс учебы всегда требует жертв – времени, сил, даже здоровья – и соблюдения определенных ритуалов.
Об этом же напоминают школьные «идолы» - подставки для учебников, покрашенные в черный и белый цвет, напоминают маски языческих богов.
Рядом – привычные школьные объекты: букварь на столе (его страницы закрашены черной грифельной краской), указки, выстроенные параллельными «строками», грифельная доска с девизом «Главное – правильно все понимать».
– Зашитый букварь – это мой личный букварь, с ним связано очень много историй. Для меня это был такой фетиш – я помню эти картинки девочек, которые казались мне очень красивыми, изображения еды, которые я рассматривала. Почему-то он ужасно на меня влиял. И зашить его – это был для меня вопрос, какую роль он сыграл в моем образовании, - объяснила автор.
Проект «Вернисаж каждую неделю» продолжит выставка Сергея Ряполова. Основная часть центра теперь занята мастерскими художников, а в одной оставшейся свободной комнате и фойе каждую неделю открываются новые экспозиции на один или несколько дней. Такой подход, по мнению учредителей ВЦСИ, сокращает дистанцию между художниками и зрителями, намекает на доступность современного искусства, на возможность обсудить с художником его рабочий процесс. В новом формате уже прошли однодневный вернисаж Ивана Горшкова, выставка Евгении Ножкиной, выставка Анны Курбатовой.
Справка РИА «Воронеж»
Ирина Аксенова, куратор и художник, живет и работает в Воронеже. Резидент мастерских ВЦСИ.