Фактор аварийности. Какие улицы отремонтируют в Воронеже и что делать, если плохая дорога стала причиной ДТП

В Областном Домжуре прошла пресс-конференция, посвященная безопасности движения

Сергей Свиридов, 15 марта, 20:25

Михаил Кирьянов (из архива)

Пресс-конференция, посвященная организации и безопасности дорожного движения, прошла в Доме журналистов в четверг, 14 марта. На вопросы представителей СМИ ответили начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области Евгений Шаталов, заместитель министра дорожной деятельности Воронежской области Руслан Верзунов и руководитель управления дорожного хозяйства города Воронежа Олег Котов.

Статистика

Фото: Областной Дом журналистов

С начала года на дорогах региона погиб 61 человек – отметил во вступительном слове Евгений Шаталов. При этом благодаря принятым мерам число ДТП снизилось примерно на 20 процентов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, но последствия многих из них оказались тяжелее, количество погибших снизить не удается. Особая угроза на дороге – водители в нетрезвом состоянии. Пять погибших – в ДТП именно с участием пьяных водителей.

Основной рост трагических показателей дают нарушения правил обгона (23 погибших за два месяца этого года), в том числе на участках, где обгон запрещен. Водители выезжают на полосы встречного движения, не убедившись в безопасности маневра, и допускают лобовые столкновения. Характерными случаями остаются наезды на пешеходов, в том числе на оборудованных переходах. Однако благодаря профилактической работе количество таких ДТП уменьшилось (с 16 до 8 случаев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Один из инструментов – привлечение к ответственности самих пешеходов, с начала года 642 человека были наказаны за неправильное поведение на дороге. Зимний период и непростые погодные условия – дополнительный фактор риска. Все это сказалось на статистике, подчеркнул руководитель областной Госавтоинспекции.

Наиболее аварийно-опасные дни – пятница и суббота. Время суток – с 17 до 20 часов.

Ключевое правило безопасности для пешехода – переходить дорогу по пешеходному переходу, убедившись, что водитель видит вас и останавливается. Особенно внимательными надо быть при переходе дороги в несколько полос. Водитель может не сразу заметить пешехода за другими машинами. В то же время обязанность водителя – снижать скорость перед пешеходным переходом. Актуальным остается пожелание к пешеходам быть особенно осторожными в темное время суток, использовать светоотражающие элементы на одежде. Если бы люди не пренебрегали этим, нескольких аварий со смертельным исходом можно было бы избежать. Наушники, капюшоны, гаджеты (последние – и в случае водителей) – тоже фактор, отвлекающий внимание на дороге.

ДТП с участием детей

Фото: Андрей Архипов (из архива) 

Подавляющее число детей, ставших жертвами ДТП, пострадали из-за несоблюдения их родителями техники безопасности. Евгений Шаталов напомнил о необходимости использования детского кресла и о том, что ребенок должен быть в нем пристегнут.

Кстати, в Воронеже, Россоши и Острогожске работают пункты безвозмездной аренды кресел. Водители, которые не перевозят детей в своих авто на регулярной основе, в случае возникновения такой необходимости могут обратиться в отделение ГИБДД и за небольшой залог получить кресло в пользование на оговоренный срок. При возвращении оборудования залог в полном объеме возвращается. В Воронеже пункт проката кресел находится на базе управления Госавтоинспекции по адресу Холмистая, 56.

Фото: Евгения Емельянова (из архива)

С наступлением летнего сезона ожидается традиционный рост ДТП с участием детей-пешеходов и подростков без прав и часто без соответствующих навыков управления мопедами, скутерами и прочей подобной техникой. В этом году будет усилена работа с родителями таких детей, сообщил Евгений Шаталов. Взрослые будут нести ответственность по статье 5.35 КоАП «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» даже в том случае, если ДТП не случилось.

– Думаю, такая неприятная история никому не нужна. Но дело даже не в штрафе. А в том, что это колоссальный риск для ребенка. Поверьте, родители, пережившие подобные трагедии, потом страшно раскаиваются в том, что допустили такое, – сказал Евгений Шаталов.

Состояние дорог

Первый вопрос Евгению Шаталову поступил от РИА «Воронеж» и касался состояния улично-дорожной сети после тяжелой зимы, прежде всего в областном центре. Что необходимо предпринять водителям, если состояние дороги станет причиной попадания в ДТП или серьезного повреждения автомобиля?

Любое повреждение автомобиля в движении является дорожно-транспортным происшествием. В этой ситуации обязательно необходимо вызвать наряд ДПС. Наши сотрудники составят схему происшествия. Если есть какие-то дорожные факторы, которые способствовали повреждению автомобиля, они обязательно это зафиксируют, в том числе инструментальным способом. Водителю целесообразно также сделать для себя фото и видео. Дальше оценивается схема организации дорожного движения – были ли знаки, предупреждавшие о возможном повреждении покрытия, о месте производства дорожных работ. Важно установить, имел ли водитель возможность заблаговременно отреагировать на ситуацию. Дальше в рамках административного расследования будет устанавливаться степень вины организации, которая отвечает за конкретный участок дороги.
Евгений Шаталов
Начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области

Что касается сроков восстановления дорог, представитель профильного управления мэрии Олег Котов напомнил, что масштабный ремонт практически всех магистральных улиц Воронежа прошел в 2017–2018 годах в рамках стартовавшего как раз тогда федерального проекта «Безопасные и качественные дороги». В течение следующих пяти лет все дефекты устранялись за счет подрядчиков. К настоящему моменту практически по всем улицам срок гарантии завершился, проблема легла на муниципалитет. В зимний период литым асфальтобетоном отремонтировали порядка 10 тыс. кв. м дорожного полотна, но этого совершенно недостаточно. Сейчас порядка 100 млн рублей доведены до городских управ на срочный ямочный ремонт – торги или уже завершены, или проводятся. Это позволит отремонтировать в апреле-мае еще порядка 60−70 тыс. кв. м. Уже есть договоренность с областью, что эту сумму практически удвоят. Ямочный ремонт в данном случае подразумевает достаточно большие карты, которые нарезаются фрезой и заливаются горячей асфальтобетонной смесью. Это не то же самое, что в срочном порядке предпринималось посреди зимы и ранней весной. И есть договоренность по ремонту нескольких улиц на всем их протяжении. Речь идет о 20-летия Октября, Краснознаменной, Матросова, проезде Разумова и значительном участке Солнечной.

Фото: Областной Дом журналистов

– Забегая вперед, уже третий год будем целенаправленно работать по частному сектору. Новое асфальтобетонное покрытие должны получить порядка 60 улиц, – сказал Олег Котов.

Также представитель мэрии отметил, что соблюсти нормативные межремонтные сроки в отношении магистралей сложно из-за ограниченных финансовых возможностей муниципалитета. В основном получается отремонтировать только верхний слой дорог, не доходя до основания. В этом отношении поддерживать в должном состоянии новые, впервые построенные дороги гораздо проще.

– Практически под всеми улицами проходят коммуникации, которые тоже находятся не в лучшем состоянии – водопровод, канализация, теплотрассы и прочее. Их влияние на состояние проезжей части тоже нельзя исключать. К тому же большинство наших улиц проектировались в 1950-е – 1980-е годы под совсем другие нагрузки на дорожное полотно. Для соблюдения межремонтных сроков мы должны и коммуникации перекладывать, и заново устраивать дорожное полотно с расчетом на те нагрузки, которые есть сейчас, – акцентировал внимание на важном аспекте Олег Котов.

Проблемные улицы

Проблемы с несанкционированной парковкой отмечаются на большом числе улиц областного центра, не только на новой улице Крынина, которая привлекла внимание в последние дни.

Фото: Евгения Емельянова (из архива)

– Улице Крынина нарядами ДПС было уделено особое внимание. Работали и по грузовикам, и по эвакуации легковых авто, – отметил Евгений Шаталов. – Но это проблема не только данной улицы. Среди таких «точек притяжения» участок улицы Кольцовской рядом с кондитерской фабрикой, участок Московского проспекта и еще целый ряд мест. Прорабатываем с органами власти вопрос установки новых камер автоматической фотофиксации. Отработать это только нарядами ДПС достаточно сложно.

Улицу Цветочную в новоусманском поселке Отрадное замминистра регионального правительства Руслан Верзунов назвал одной из «болевых точек» на дорогах региона. По узкой улице идет интенсивное движение большегрузов, что сильно мешает местным жителям. Ситуация осложняется нарушениями при строительстве частных домов, заборы которых иногда стоят чуть ли не на проезжей части. Это обстоятельство, а также наличие высоковольтной линии мешают поставить там защитные звукоотражающие экраны, что могло бы помочь. Нет согласия между жителями в отношении искусственных неровностей и введения одностороннего движения. Пока решения этой проблемы нет, но его продолжают искать.

Ремонт проезда на участке Московского проспекта, ведущего к школе №101 и учебным корпусам ВГУ, осложняется тем, что эта земля находится в федеральной собственности. Ведется работа по ее передаче в муниципальную собственность. Как только это произойдет, участок дороги будет включен в план на ремонт.

Выделенные полосы

Эффективность существующих выделенных полос оценили жители, которые постоянно пользуются общественным транспортом, убежден Олег Котов.

– Мне нравится пользоваться общественным транспортом, возвращаясь с работы. Достаточно быстро и прогнозируемо можно добраться до Северного микрорайона, – отметил он.

Фото: Михаил Кирьянов (из архива) 

В плане организации новых «выделенок» рассматривали участки улиц Ворошилова, 9 Января, Ленинского проспекта в примыкании к Остужевской развязке, продолжение выделенных полос по Московскому проспекту в сторону улицы Антонова-Овсеенко. Два последних участка – в приоритете. Сложности традиционные – необходимость учесть выезды с прилегающей территории, парковочные «карманы».

– Очень взвешенно подходим к этому, прежде чем принять окончательное решение, – подчеркивает Олег Котов. – Оно должно появиться к середине апреля, когда стартует сезон нанесения разметки.

Интеллектуальная транспортная система

Система «Безопасный город» напрямую не завязана на дорожно-транспортную проблематику, а призвана скорее способствовать соблюдению общественного порядка. Однако в части наблюдения она способствует и безопасности на дорогах. Но анализировать дорожную ситуацию с помощью одной нее сложно. Поэтому сейчас в Воронеже завершается настройка интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Анализируют трафик и принимают конкретные решения по корректировке работы светофоров.

Фото: Областной Дом журналистов

– Трафик намного превышает нормативную пропускную способность наших улиц. Поэтому трудно рассчитывать на моментальный эффект, – подчеркнул Евгений Шаталов. – Необходимо учитывать интересы общественного транспорта, принять во внимание введение в эксплуатацию новых улиц, завершение реконструкции Остужевской развязки. При таком комплексном подходе эффективность ИТС станет гораздо более заметной.

Завершающий этап подразумевает монтаж контроллеров и другого оборудования, позволяющего следить за дорожной ситуацией, добавил Руслан Верзунов. Центр обработки данных создан еще в 2022 году. Потом предстоит кропотливая работа по отладке ИТС.

– Мы не избавимся от пробок полностью, даже если добьемся «зеленой волны», когда автомобили не будут попадать на запрещающий сигнал светофора. Но эффект, безусловно, будет, – заверил Руслан Верзунов. – Ожидаем увеличение средней скорости движения в пределах 10−15%. Пробный анализ в Северном микрорайоне на участке в районе улиц Жукова, Лизюкова и ТРЦ «Арена» дал показатель увеличения пропускной способности на 8,2%. Будем наращивать подключение к адаптивному режиму именно такими небольшими сегментами.

Чат-бот «Беспределу.нет» и новые камеры

Основной посыл ресурса «Беспределу.нет» – выявлять грубые нарушения ПДД, непосредственно влияющие на аварийность, прежде всего – управление автомобилем в нетрезвом состоянии. В день по этому каналу в ГИБДД поступает до 50 обращений, но большинство – по нарушениям правил парковки. Но в вопросе взаимодействия с общественностью планируются и другие меры.

Фото: Михаил Кирьянов 

– Одновременно сейчас прорабатываем с общественными организациями проект с условным названием «Ночной патруль», направленный на выявление пьяных водителей. Планируется задействовать максимальное количество патрулей и привлечь по возможности большое количество активистов, которые смогут заметить, что кто-то садится нетрезвым за руль, кто-то неадекватно ведет себя на дороге, и оперативно передавать информацию ГИБДД, – рассказал Евгений Шаталов.

Также он отметил, что с муниципалитетами достаточно хорошо отлажена работа по установке камер автоматической фиксации нарушений. Аналитическая работа ведется в постоянном режиме, определяются места повышенного риска и концентрации ДТП. Камеры, кстати, иногда могут менять дислокацию, если на ситуацию удается повлиять в положительном ключе. Расширяется практика использования камер, установленных в автомобилях со специальной маркировкой, в том числе для фиксации выезда на встречную полосу, нарушений скоростного режима, контроля за недопущением движения по выделенным полосам.

Заметного снижения числа погибших в городских ДТП удалось добиться за счет того, что подавляющее число водителей и пассажиров теперь пристегивается. Сейчас в Воронеже уже больше 30 камер, фиксирующих данное нарушение у водителей. Во многих случаях не приходится устанавливать новые объекты. Достаточно обновить программное обеспечение. При этом ошибка в вынесении штрафа практически исключена, потому что в конечном счете решение принимает инспектор. Конечно, предусмотрено и обжалование.
Евгений Шаталов
Начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области

О любителях «экстремального вождения»

Корреспондент РИА «Воронеж» также поднял вопрос о любителях экстремального вождения по ночным улицам города. Много таких случаев мы наблюдали лично, например, когда откликнулись в январе на призыв мэрии понаблюдать за ночной уборкой города.

Евгений Шаталов отметил, что ГИБДД хорошо известны традиционные места подобных рискованных развлечений – кольцо у главного корпуса ВГУ, площадка у авиазавода, территория рядом с сити-парком «Град». Но проблема в том, что, когда там появляется экипаж, сразу все прекращается. Застать кого-то «с поличным» практически невозможно.

Фото: Областной Дом журналистов

– Однако хорошей мерой профилактики тут могут быть публикации в СМИ, – отметил руководитель Госавтоинспекции. – На все случаи, о которых становится известно от журналистов, мы реагируем в обязательном порядке. Как и на сигналы из чат-бота. Что касается периода снегопадов, все силы мы тогда бросили на фиксацию ДТП, чтобы избегать заторов, и помощь комбинатам благоустройства, пробивавшим дороги.

В завершении пресс-конференции Олег Котов вновь вернулся к вопросу видеофиксации нарушений и отметил, что в местах применения комплексов количество ДТП в 2023 году снизилось по отношению к 2022 году на 20%, количество пострадавших – на 27%, а количество погибших – на 40%. Также спикер напомнил, что все средства, взимаемые в качестве штрафов, поступают в бюджет и целевым образом направляются на работы по обустройству дорог.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.