Воронеж. Улицы победителей. Алексей Геращенко

Спецпроект РИА «Воронеж» о героях Великой Отечественной войны и улицах в их честь.

Елена Миннибаева, 15 апреля 2016, 18:02

Корреспонденты РИА «Воронеж» с историком Владимиром Размустовым продолжают рассказывать о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы Воронежа. В пятницу, 15 апреля, спецпроект посвящен памяти уроженца Воронежа, военного техника Алексея Геращенко.

Алексей Геращенко

Алексей Геращенко родился в Воронеже. Семья рано осталась без отца, и забота о матери и младшем брате легла на плечи юного Алексея. До войны он работал на заводе «Электросигнал», основанном в сентябре 1931 года. На предприятии Геращенко сделал хорошую карьеру, до 1939 года работал начальником ремонтно-механического цеха.

У входа в цех висит памятная табличка – здесь работал комсомольский вожак завода Алексей Геращенко
 

«Высокий, стройный, с мужественным лицом, на котором выделялись густые черные брови, он обладал большим внешним обаянием. А о его внутренних моральных качествах говорил сам факт избрания секретарем заводского комитета комсомола. Он был хорошим организатором, никогда не перекладывал на плечи других то, что мог сделать сам, и очень не любил откладывать задуманное, или даже внезапно возникшее дело на потом. Однажды мы нашей компанией собрались в кинотеатр, но уже перед выходом Алеша предложил мне заглянуть в свой родной ремонтно-механический цех. Сказал, что его давно беспокоил ремонт одного станка. Когда мы зашли в цех, Леша нахмурился. Станок так и стоял сломанным. Тогда он взял ключ, снял с себя пиджак и, не жалея светлой рубашки, полез в полуразобранный станок. Больше часа я его прождал. Но не зря, станок в итоге заработал. А Алеша сказал мне, ничего страшного, что кино не посмотрели, зато дело сделали отличное и полезное». Из воспоминаний одного из основателей заводского Музея боевой и трудовой славы «Электросигнала» Владимира Громыко

Завод «Электросигнал» в 1930-е годы
 

Владимир Громыко рассказывал, что его друг Геращенко очень любил читать. У него дома была большая библиотека из художественной литературы и технических пособий. В должности секретаря заводского комитета комсомола Геращенко пробыл недолго. Руководство предприятия вернуло Алексея на прежнюю должность начальника цеха – его золотые руки и умная голова в первую очередь были нужны на производстве, а не в организационных комсомольских делах.

В 1941 году Алексей Геращенко одним из первых на предприятии ушел добровольцем на фронт. Воевал в составе 18-й отдельной стрелковой бригады, которую сформировали в Орловском военном округе (в округ входили Воронежская, Курская, Орловская и Тамбовская области – РИА «Воронеж»).

– Согласно постановлению Государственного комитета обороны от 14 октября 1941 года, в военных округах СССР сформировали 50 отдельных стрелковых бригад. Постановление подписал Сталин. Эти 50 частей были сформированы из 40 тыс. курсантов военных училищ, 40 тыс. курсантов полковых школ, 20 тыс. политбойцов и 116 тыс. человек из числа выздоравливающих после ранения бойцов. Эти воинские соединения еще называли «курсантскими» бригадами, они спешно формировались осенью 1941 года, чтобы пополнить грандиозные потери в первые месяцы войны Красной армии, – объяснил консультант спецпроекта, кандидат исторических наук Владимир Размустов.

 Битва под Москвой, 1941 год
 

Бригада, в которой воевал Геращенко, сразу попала в пекло. В составе Западного фронта с ноября 1941 года участвовала в битве под Москвой, вела оборонительные бои на Наро-Фоминском направлении.

Немцы предприняли очередную попытку фронтального прорыва к Москве в районе подмосковного города Апрелевка 1 декабря 1941 года. Часть противника остановили, часть прорвалась еще ближе к Москве: около 70 немецких танков с мотопехотой вышли на шоссе Наро-Фоминск – Кубинка. Противник планировал выйти к Москве.

Маршал Жуков приказал дать отпор прорвавшимся фашистам. Для разгрома подступавших к Москве немцев создали танковую группу, которую сопровождала 18-я стрелковая бригада. Танкисты совместно с артиллеристами разгромили противника, который, понеся тяжелые потери, был вынужден отступить 3 декабря 1941 года.

«Удар наших частей 3 декабря в районе Юшково был настолько силен и неожидан для немцев, что они уже 4 декабря с утра, отказавшись от выхода на Можайское шоссе, поспешно отходили в исходное положение…» Из воспоминаний генерал-майора танковых войск Михаила Сафира

Красная Армия начала грандиозное контрнаступление 6 декабря 1941 года. За 36 дней гитлеровцев отбросили от столицы на 120-400 км.

– Это контрнаступление превратилось в настоящую драму в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции. События происходили с 8 января по 20 апреля 1942 года. Продолжение советского контрнаступления под Москвой – одна из самых кровопролитных операций в истории Великой Отечественной войны. За четыре месяца боев потери Красной армии составили около 770 тыс. человек. Для сравнения, противник тогда потерял около 130 тыс. солдат и офицеров. Несмотря на гибель огромного количества бойцов, Красная армия отбросила немецкие войска от Москвы. Были освобождены города и деревни Смоленской, Калужской и других областей. Но дальше наступление наших получило отпор. Советское командование в то время сильно переоценило собственные силы и, что еще хуже, недооценило силы противника, – рассказал историк Владимир Размустов.

В марте-апреле 1942 года советские войска продолжали наступательные бои. Но вместо наступления часто приходилось отбивать ожесточенные контратаки врага, имевшего на тот момент огромное преимущество в танках и авиации. Ставка Верховного Главнокомандования требовала более энергичного наступления. Командующие фронтов Жуков и Конев безуспешно отговаривали от этой затеи, объясняя, что наступление превратилось «в бессмысленное истребление наших армий».

«После переломившего ход войны декабрьско-январского разгрома немцев под Москвой вторая половина зимы и начало весны оказались не человечески трудными для нашего дальнейшего наступления на Западном и Калининском фронтах. И многократные неудачные попытки взять Ржев стали в нашей памяти чуть ли не символом всех пережитых тогда драматических событий». Из воспоминаний военного публициста Константина Симонова

Во время тяжелейшего наступления Алексея Геращенко в составе 18-й стрелковой бригады перевели в 43-ю армию, которая наступала на юхновском направлении. Но чем ближе советские войска подходили к городу Юхнову (Калужская область), тем больше усиливалось сопротивление противника. Юхнов удалось освободить только в начале марта. В газете «Правда» за 6 марта 1942 года разместили статью «Юхнов взят», где это освобождение расценили как крупный успех войск всего Западного фронта в контрнаступлении под Москвой.

Жители освобожденного города Юхнов
  Директивой Военного совета войскам 43-й армии поставили задачу продолжить операцию по уничтожению противника в районе деревень Смоленской области. В бою под деревней Шеломец 9 марта 1942 года 43-я армия потеряла около 600 человек. Тогда в бой пошли все, включая тыловых офицеров. Наш земляк Алексей Геращенко погиб во время этой спасательной операции. Это была операция по спасению из окружения 33-й армии, которую немцы остановили на пути к Вязьме. Немцы нанесли сильные контрудары по коммуникациям выдвинувшейся вперед 33-й армии. В течение второй половины февраля и марта 1942 года 43-я армия безрезультатно пыталась пробить коридор к 33-й армии, хотя их разделяло уже несколько километров,
Владимир Размустов

военный историк

Фрагмент списка безвозвратных потерь состава 18-й стрелковой дивизии
 

Сохранилась переписка командующего 33-й армией генерала Ефремова с маршалом Жуковым. Ефремов сообщил о тяжелой ситуации 9 марта 1942 года, в день смерти воронежца Алексея Геращенко.

Из телеграммы Ефремова: «Части в течение полутора месяцев отрезаны от баз снабжения и, имея большие потери (3 тыс. человек только раненых), в настоящее время потеряли пробивную способность». Из телеграммы Жукова: «О трудностях могу сказать так – это обыденное явление в тылу врага. Белов (Петр Белов командующий 1-м гвардейским кавалерийским корпусом, который пять месяцев был в окружении немцев – РИА «Воронеж») тоже в тылу врага и недалеко от Вас, но он себя чувствует прекрасно и все время бьет врага…» Из телеграммы Ефремова: «Поймите, мы каждые сутки ведем бой вот уже полтора месяца почти без боеприпасов и уничтожили несколько тысяч немцев. Сами имеем три тысячи раненых. Воюем. В последний раз Вам, как Военному совету, докладываю: положение дивизий армии тяжелое, я сделал и делаю все, дабы врага бить и не допустить разгрома нас врагом.

– История 33-й армии печальна. Связь армии со штабом потерялась 13 апреля 1942 года. Армия перестала существовать как единый организм, отдельные ее части пробивались на восток разрозненными группами. Командарм Ефремов был ранен в бою 19 апреля, у него было три тяжелых ранения. Чтобы избежать плена, он вызвал свою жену, которая была при нем медиком, и застрелил ее и себя. Погиб тогда практически весь штаб армии. Тело Ефремова нашли немцы, которые, испытывая глубокое уважение к мужественному генералу, похоронили его с воинскими почестями силами местных жителей и военнопленных, – рассказал Владимир Размустов.

Уроженец Воронежа, отдавший свою жизнь за спасения бойцов 33-армии, Алексей Геращенко похоронен в деревне Мякота Смоленской области.

В Воронеже недалеко от завода «Электросигнал», в котором работал Геращенко, находится улица, названная в его честь.

До 1969 года улица Геращенко называлась Стандартным переулком
 

Мемориальная доска Алексею Геращенко расположена на доме №12 на Московском проспекте.

Мемориальная доска Алексею Геращенко в Воронеже
 

Также портрет бойца есть на стенде «Их именами названы улицы Коминтерновского района».

Помнят об Алексея Геращенко и на его родном заводе. В честь бойца напротив цеха, в котором он работал, установили стелу с портретом.

Стела на «Электросигнале», посвященная Алексею Геращенко
 

Выражаем предприятию «Электросигнал» благодарность за предоставление эксклюзивного фотоматериала.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.