Вода, свисток, телефон. Поисково-спасательные отряды Воронежа поделились опытом
Волонтеры рассказали, как вести себя, если потерялся
Дарья Снегова, 22 мая 2021, 14:03
Представители самых крупных поисково-спасательных отрядов региона встретились в Воронежском областном доме журналистов в четверг, 20 мая, чтобы обсудить начало летнего поискового сезона.
Лето – самое напряженное время для поисковиков. Теряются не только дети и пенсионеры, но и взрослые. Последние чаще всего не могут самостоятельно выбраться из леса.
Профилактика
Поисковики, как и врачи, считают, что лучше уделить силы и время профилактике, чем разбираться с «запущенными» случаями. О профилактической работе с детьми и подростками рассказали инфорги ПСО «Лиза Алерт» Наталья Филипповских и Ирина Жарких. Отряд «Лиза Алерт» существует с 2010 года, воронежское отделение – с 2017 года.
– К сожалению, большинство региональных отрядов основываются после резонансных детских поисков, которые заканчиваются словами «Найден. Погиб». Трагедии можно было бы предотвратить, знай дети алгоритмы действий на разных локациях. Направление профилактики «Лизы Алерт» работает с дошкольниками и школьниками, – рассказала Наталья Филипповских.
Отряд организует бесплатные профилактические уроки для школьников, дошкольников и их родителей. Договориться о таком выездном занятии можно по телефону 8 800 700 54 52. Лекции разделены по возрастным группам. Они лицензированы и согласованы с министерством образования и психологами. В Воронежской области работают 11 лекторов, поэтому заявки обрабатывают быстро, в течение пары часов.
Ирина Жарких объяснила, что на занятиях детям рассказывают, что делать, если потерялся. Алгоритмы действий разделены по локациям.
Что делать, если потерялся на массовом мероприятии или в городе?
В первую очередь нужно остановиться, не паниковать, оглядеться, позвать родителя. Если это не помогло, нужно обратиться к сотруднику торгового центра или охраннику, но ни в коем случае не к незнакомцу. На улице нужно обратиться за помощью к человеку с ребенком. Можно попросить у него телефон, чтобы позвонить родителям, – ребенку нужно знать их номер телефона наизусть.
– При этом детям надо донести, что с незнакомцем никуда нельзя уходить. У каждого должен быть маленький секрет – кодовое слово или семейный пароль, которые родители придумают вместе с детьми. Недавно у нас был случай, эта методика сработала. Незнакомец подошел к девочке, сказал, что мама задерживается на работе и просит отвести ее домой. Девочка попросила мужчину назвать пароль и когда тот замешкался, убежала.
«Лиза Алерт» сотрудничает со «Сбербанком», «Пятерочкой», «Билайном». Туда можно привести найденного ребенка или дезориентированного взрослого.
Что делать, если потерялся в лесу
При любом выезде на природу ребенка обязательно надо одевать в яркую одежду, которая не будет сливаться с ландшафтом. Сами поисковики носят оранжевые жилеты. Ноги и руки должны быть закрыты – часто потерявшихся детей находят измученными, искусанными насекомыми.
– Ребенку нужно собрать рюкзачок. В нем обязательно должна быть бутылочка воды, чтобы утолить жажду и промыть рану, заряженный мобильник. Ребенок должен уметь описать местность вокруг – у нас есть направление «Лес на связи», специалисты которого могут определять местоположение потеряшки по таким описаниям. Еще одна обязательная вещь – свисток. Очень важно, чтобы ребенок не стеснялся кричать, шуметь с помощью подручных средств, свистеть, когда голосовые связки уже на исходе. Детям надо объяснить, что если они видят вертолет или квадрокоптер, нужно сделать все, чтобы их заметили: прыгать, махать руками. Самое главное – донести, что их обязательно будут искать, о них не забудут.
Детей ни в коем случае нельзя отпускать одних к открытым водоемам. Большинство погибших летом детей – утонувшие. Дети тонут быстро и тихо.
Что делать, если потерялся в транспорте
Если ребенок остался на остановке, а мама уехала, то нужно оставаться на месте. Родитель сделает все, чтобы вернуться и как можно скорее забрать сына или дочь. В обратной ситуации, когда ребенок уехал, а мама осталась, ребенку нужно выйти на ближайшей остановке и также оставаться на месте.
Если преследует незнакомец
– Не поддаваться на уговоры незнакомцев: «Помоги перевести бабушку через дорогу, помоги спасти котенка». Донесите, что взрослые не просят помощи у детей. Объясните своему школьнику, что он же не будет просить помочь детсадовца. Научите детей давать вежливые отказы: «Я спешу, мама не разрешает». Современные дети могут не согласиться посмотреть на щенка, а вот на бесплатную раздачу смартфонов побегут.
Если незнакомец применяет физическое воздействие, начинает тащить, ребенок не должен стесняться громко кричать. В основном кричат: «Пожар!» Также эффективно: «Я тебя не знаю!»
– Не надо думать: «С мои ребенком точно ничего не случится». Лучше перебдеть! Кстати, в пандемию дети стали теряться чаще. Отдельная категория – подростки. «Бунтующий» возраст сейчас начинается с девяти лет. Важно поддерживать доверительные отношения с подростком и убедить его всегда быть на связи, – резюмировала Ирина Жарких.
– Не надо ругать сына или дочь, надо дать понять, что его в любом случае будут искать. Когда ребенок нашелся, первое, что должна сказать ему мама: «Я очень рада, что ты нашелся, но я тебя огорчу – мы все очень переживали», – объяснила Наталья Филипповских.
Сотрудничество отрядов
Отряд «Черноземье» появился в ноябре 2017 года. Волонтеры собрались после резонансного поиска 3-летнего Артема Кузнецова. Мальчик потерялся во время сенокоса, куда его взял отец, на границе Липецкой и Воронежской областей. Почти через неделю его нашли мертвым в Семилукском районе Воронежской области, в семи километрах от места исчезновения. Ребенок бродил несколько дней и погиб от обезвоживания. Поисковики считают, что трагедии можно было бы избежать, если бы действия служб были более слаженными.
Руководитель отряда «Черноземье» Борис Неупокоев – бывший штатный спасатель МЧС:
– Раньше мне казалось, что поисковики – это люди, которым нечем заняться. Сейчас я знаю, что в отряд приходят самые разные люди. В основном все работают, и очень активно. К сожалению, внутреннего ресурса часто хватает от силы на пару лет. Поэтому мы находимся в постоянном поиске добровольцев.
После детей чаще всего теряются пенсионеры. Поисковики просят позаботиться о своих стариках: убедите их всегда носить с собой телефон, подключите к нему приложение, которое может найти местоположение, разложите записочки с адресами во все карманы одежды. Сим-карты телефона лучше оформлять на свое имя – так полиция сможет быстрее запросить его местоположение. Если вы потеряли или нашли пожилого человека, эффективнее всего звонить по номеру 112. Специалисты системы сами передадут информацию в полицию и поисковые отряды, а вы не потеряете драгоценное время.
– Человеческая жизнь – не разменная монета. Когда на кону жизнь, о конкуренции отрядов не может быть и речи.
Отряд «Регион 36» – самая молодая организация. Лидер поисковиков Андрей Лазарев привез в Воронеж опыт коллег из Ленинградской области.
– Ленинградская область в этом плане особая. Большая плотность населения и почти таежные леса. Там счет идет на несколько тысяч потерявшихся в год. В Воронежской области, для сравнения, несколько сотен, – объяснил Андрей Лазарев.
«Регион 36» реализует в Воронежской области проект «Стрелки» – систему навигации в лесах.
Поисковики плотно работают с организациями, обеспечивающими видеонаблюдение. Информацию предоставляют камеры, подключенные к системе «Безопасный город» и СКБ «Крепость». Последние установили в Воронежской области около 4,5 тыс. камер.
– Когда пропал человек, особенно ребенок, счет идет на минуты. Мы заключили с отрядами договоры и предоставляем информацию оперативно по запросу, без лишней бюрократии. По записям можно не только отследить путь, но и увидеть, садился ли человек в машину, разговаривал ли по телефону, был дезориентирован или шел куда-то целенаправленно, – рассказал заместитель директора СКБ «Крепость» Александр Воробьев.