Воронежцев научат создавать мультфильмы
Школа при ВГУ станет кузницей кадров для российской анимации.
Софья Успенская, 1 февраля 2013, 12:20
Теперь любой воронежец может не просто поучиться создавать мультфильмы, но и получить шанс когда-нибудь увидеть свою работу на большом экране: мечту можно превратить в реальную цель, не выезжая из Воронежа. Открылся прием заявок на курсы аниматоров, открытых при ВГУ воронежской студией «Wizart Animation» – именно они создали мультфильм «Снежная королева», который продюсировал Тимур Бекмамбетов и который в январе шел во всех кинотеатрах страны. За месяц его посмотрели более миллиона человек, мультфильм заработал более 7,5 миллионов долларов.
Сейчас аниматоры студии трудятся над продолжением «Снежной королевы» и очень нуждаются в дополнительных рабочих руках и новых талантливых сотрудниках. Искать их решили с помощью воронежского университета. Школа аниматоров должна стать, по сути, кузницей кадров.
Трудоустройство не гарантируем, но обещаем, что у всех заинтересованных такая возможность будет. Мы планируем, что примерно 10-15% слушателей останутся работать у нас на студии, для этого собственно проводятся эти курсы, чтобы отобрать самых лучших, самых одаренных учеников и предложить им работу у нас на студии. Именно поэтому мы не очень заинтересованы в школьниках, хотя если большое желание есть, то старшеклассников возьмем – но нам бы хотелось, чтобы человек уже был настроен на работу и после курсов мог бы остаться у нас. Алексей Богатырев, директор школы «Wizart» Курсы хоть и платные, но цена в сравнении с аналогичными образовательными программами символическая. Фактически, университету придется еще и вложиться в оборудование компьютерных лабораторий. Занятия будут проходить в одном из лучших классов факультета компьютерных наук, но для будущих аниматоров потребуется еще и специфическое оборудование, например, графические планшеты.Школа будет работать по модели зарубежных курсов – нечто похожее, к примеру, организует компания «DreamWorks Pictures» – создатели известных всем мультфильмов про Шрека, Мадагаскар, Кунг-фу панду и многих других.
- Мы думаем, что надо использовать западный опыт, опыт студий DreamWorks, Pixar, которые делают ознакомительные курсы при высших учебных заведениях, и эти курсы дают какую-то информацию, какие-то базовые знания, и каждый может приблизиться к созданию анимации, - рассказывает Владимир Николаев, генеральный директор студии «Wizart Animation».
Как и в зарубежных студиях, вести занятия в школе «Wizart» будут профессиональные аниматоры. Днем они будут трудиться в студии, а вечером – обучать новичков секретам своего мастерства.
И в России, и за рубежом довольно редко бывает, чтобы преподавали лучшие, ведущие специалисты-практики. В нашей школе это так. Алексей Замыслов, руководитель и художник проекта «Снежная королева»В программе – пять базовых курсов, каждый рассчитан на 40 академических часов. Занятия по вечерам и на выходных растянутся на 2-2,5 месяца. Выпускникам курсов будут выдаваться сертификаты установленного образца как от студии Wizart Animation, так и от ВГУ, а также международные сертификаты компании Autodesk.
Что именно войдет в программу, преподаватели не только рассказали, но и показали. Персонажей мультфильма разобрали буквально по косточкам. Оказывается, перевести двухмерную картинку в 3d – задачка та еще. Сначала художник рисует скетч, причем его задача прорисовать персонажа так, чтобы был понятен объем. Затем картинка поступает в отдел цифрового скульптинга, где по плоской картинке из виртуального пластилина на экране «лепят» персонажа. Как это делается, директор и преподаватель школы Алексей Богатырев показал на экране – буквально за несколько минут в программе Zbrush (работа в ней станет темой одного из курсов школы аниматоров) бесформенная глыба превратилась в голову известного французского актера.
«Лепить» мультгероя в 3d начинают со скелета – только так его движения будут анатомически точными. Затем на скелет «накладывают» мышцы – в движении каждая из них тоже растягивается и напрягается по-своему, и только потом идет «верхний слой» - шкура или кожа, одежда, и персонаж мультфильма предстает перед зрителями.
– Анимация переводится как «оживление», «вдохнуть жизнь», – объясняет Сергей Николаев, аниматор, преподаватель базового курса по анимации в системе Maya. – Это нужно знать для понимания сути работы. Аниматор – не бездушный робот, который делает то, что скажет начальник. Он действительно должен вдохнуть жизнь в картинку, разыграть сценку, показать, что думает или чувствует персонаж. И показать это он может жестами, позой, мимикой.
Впрочем, бывают действия, которые и представить сложно. Например, чтобы «оживить» трехсекундную сценку, где Герда мечется перед закрытой дверью и наконец заходит в нее, потребовалась помощь режиссера – причем самая непосредственная. Прыжки режиссера Максима Свешникова перед обычной дверью засняли на камеру, а потом по этому образцу воспроизвели динамику персонажа.
У нас была даже идея завести себе ласку или хотя бы кролика, чтобы наблюдать за его повадками и точнее передавать движения персонажей. Сергей Николаев, аниматор, преподаватель базового курса по анимации в системе Maya.Это очень кропотливая работа. В среднем аниматор делает 1 секунду мультфильма в день. Это примерно 24 кадра. Легко подсчитать, что один специалист, работая почти без выходных, едва успеет сделать 6 минут мультфильма за год. Поэтому в студиях анимации обязанности четко разделяют. Моделируют персонажей, работают с текстурами, делают анимацию разные специалисты, каждый занимается своим делом.
Например, наложением текстур занимается целый отдел. Его руководитель Рита Кулешова показала, как серая компьютерная модель становится «как настоящая». Отделу текстурирования персонажей и предметов модель достается в развернутом виде, похожем на выкройку из ткани. Лицо предстает плоским блином с собранными в центре глазами и носом, шубка Герды выглядит буквально как портновская выкройка – видны рукава и полочки, пистолет пирата вообще похож на набор осколков разной формы.
– Наша задача – показать характер материала, чтобы металл был металлом, дерево – деревом, – объясняет Рита Кулешова. – Перед началом текстурирования мы делаем наброски, изучаем, из каких тканей, материалов делается тот или иной предмет, как он должен выглядеть.
Такое разделение практикуется и на западных студиях.
– У нас в России до сих пор есть практика, что один человек должен уметь создать персонажа, замоделить его, отрендерить, текстурировать и анимировать, но таких мастеров на все руки можно пересчитать по пальцам, – говорит Сергей Николаев. – На Западе это давно ушло, на каждое действие есть свои специалисты. У нас в студии тоже есть отдел моделинга, отдел текстуринга… Но хороших аниматоров все равно мало, их надо воспитывать. Этим мы и занимаемся.
Сейчас студия «Wizart» работает над продолжением «Снежной королевы» - полнометражным анимационным 3D-фильмом с рабочим названием «Волки и Овцы». Фильм рассказывает о молодом волке по имени Серый. Любитель повеселиться и поохотиться на овец, Серый боится ответственности и совершенно не хочет становиться новым вожаком стаи, он уверен, что волки главные в этом мире, и овцы нужны только чтобы волки были сыты. Но внезапно все меняется магическим образом. Когда утром Серый просыпается в шкуре барана и оказывается в отаре овец. Выход проекта на экраны запланирован в 2014 году. Вполне возможно, что в этом проекте доведется поучаствовать кому-то из будущих учеников школы анимации.
Попасть на обучение смогут все желающие, хотя первый набор ограничен размерами компьютерного класса: заниматься одновременно смогут всего 10-12 человек, это значит, что пройти обучение одновременно смогут не более 60 слушателей (для сравнения, на день открытых дверей школы анимации собралось около 150 человек). Однако все, кто не попадет в первый набор, который должен закончиться в середине февраля, смогут записаться во второй, и так далее. В зависимости от того, насколько успешно студенты будут осваивать тонкости работы аниматоров, возможно, организаторы школы будут расширять программу курсами для «продвинутых пользователей». Кроме того, преподаватели школы обещают и дополнительные курсы-интенсивы – по операторскому делу и по спецэффектам.
Есть мнение, что в Воронеже ничего по-настоящему значимого добиться нельзя. Мол, если хочешь чего-то достичь – езжай в Москву или Санкт-Петербург. Сегодняшнее событие – открытие школы – имеет не только университетский масштаб, но и по-настоящему важно для всего города. Оно означает, что Воронеж перестал быть глухой провинцией, что и в Воронеже тоже можно сделать качественный продукт. проректор ВГУ Елена Ищенко