В Воронеже дорогой бензин из-за неравного положения местных и федеральных топливных компаний
Регионалы вынуждены закупать нефтепродукты на худших условиях по сравнению с розничными подразделениями вертикально-интегрированных нефтяных компаний.
Виктория Васильченко, 18 марта 2013, 11:35
Об этом заявил Александр Лебедев, директор по маркетингу и сбыту Воронежской топливной компании. 14 марта он выступил на совещании по теме «Актуальные проблемы на рынке нефтепродуктов Воронежской области», организованном областной антимонопольной службой и Торгово-промышленной палатой.
Лебедев отметил, что в основе формирования розничных цен на бензин лежит себестоимость нефтепродуктов на оптовом рынке. По его словам, региональные топливные компании находятся в неравном положении, поскольку вынуждены закупать нефтепродукты на худших условиях по сравнению с розничными подразделениями вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Это крупные холдинги, имеющие полный производственный цикл – от геологоразведки до сбыта нефтепродуктов конечным потребителям. К ним относятся частные компании ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО ТНК-ВР, НК «РуссНефть», ОАО НГК «Славнефть» и другие, а также государственные НК «Роснефть» и «Газпром нефть».
Президент Воронежской топливной ассоциации Сергей Шишлаков подчеркнул, что независимым компаниям нужна реальная помощь государства, поскольку "хороших решений принимается много, а выполняются они неудовлетворительно". Он попросил руководителя УФАС использовать свои возможности для контроля за исполнением решений, направленных на защиту конкуренции на топливном рынке.
В ходе семинара обсуждался также вопрос приобретения нефтепродуктов на биржевых торгах. Начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках антимонопольной службы Сергей Михин отметил заинтересованность ведомства в формировании прозрачной системы снабжения участников рынка нефтепродуктами. В этих целях был подготовлен совместный приказ ФАС России и Минэнерого, обязывающий доминирующие на рынке компании продавать фиксированную часть продукции через биржу.
Среди основных проблем Михин назвал большое количество аффилированных сделок и дискриминационный доступ к транспортировке нефти по магистральным трубопроводам.
Сергей Шишлаков отметил, что идея насыщения оптового рынка нефтепродуктов с использованием биржевого механизма правильная, но ее реализации мешает непрозрачность сделок. Зачастую сделки имеют адресный характер, когда продавец и покупатель заранее обо всем договариваются и используют биржу как прикрытие.
В заключении совещания руководитель Воронежского УФАС Владимир Рохмистров и президент Воронежской ТПП Юрий Гончаров попросили топливные компании сообщать им о проблемах и фактах нарушений законодательства в сфере конкуренции и пообещали поднимать эти вопросы на федеральном и региональном уровнях.