Тема дня: Блогер против
Воронежский интернет-активист пытается справиться с нарушителями правил парковки с помощью обращений на сайт ГИБДД.
Олег Григоренко, Виктория Васильченко, Людмила Минаева, 31 октября 2013, 01:55
– Будьте готовы к тому, что вас могут вызвать для дачи объяснений. По закону вы обязаны пойти, – напомнил Nex_otaku.
Общение самого интернет-активиста с сотрудниками ГИБДД было сугубо формальным.
– Ни одного уточняющего вопроса по заявлениям не задали. Поэтому на все отправленные заявления я распечатал готовые бланки объяснений «Все сведения, относящиеся к делу, указаны в заявлении: входящий номер такой-то. Вопросов, уточняющих обстоятельства дела, не получил» и отдал им сразу пачкой, чтобы их делопроизводство прошло, как надо. Заодно объяснил, что приезжать к ним «просто пообщаться» не собираюсь, пусть вызывают только если что-то реально хотят узнать для дела. Вроде поняли, больше я вызовов не получал, – рассказал активист читателям своего блога 10 октября. Спустя неделю Леонид опубликовал видеозапись, на которой видно, что на улице, с которой он начал борьбу за правильную парковку, автомобили припаркованы по правилам. «Тротуар свободен!» - гласил заголовок поста. Казалось, что в двухмесячной истории борьбы за права пешеходов приближается хэппи-энд. На минувших выходных блогер выложил в ЖЖ ответ из ГИБДД на одно из своих обращений: два нарушителя были привлечены к административной ответственности по той самой статье КоАП, которую активист цитировал в своих августовских листовках. Однако, как выяснилось, до счастливого исхода этой истории пока еще далеко. Ставшим объектом интереса блогера автовладельцам удалось в суде доказать свою непричастность к правонарушениям. – Состоялся суд, в котором меня привлекали в качестве свидетеля по одному из заявлений. Паркующийся на тротуаре заявил, что фотография - это фотомонтаж, и обжаловал постановление о штрафе. Причем в ГИБДД мне сообщили, что по нескольким моим заявлениям судья уже отменил постановления, то есть встал на сторону нарушителей. Они просто сказали,что «это фотомонтаж», и судья отменил штраф! Инспекторы в панике, – иронизировал блогер в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж». По его словам, эпопея борьбы с неправильными парковками на одной из воронежских улиц пока не окончена. Впрочем, повторять свой опыт блогер все же не рекомендует. По его мнению, такой формат отстаивания своих прав не очень эффективен и сопровождается определенными неудобствами. – Для меня это скорее интересный эксперимент, исследование. Проверяется, с одной стороны, эффективность методов правовой борьбы, с другой- реакция самой правоохранительной системы и, в частности, ГИБДД. Кроме того, проверяется поведение нарушителей, которым приходится отвечать перед законом, Леонид Черненко, воронежский интернет-активист. Для блогера опыт общения с официальными структурами не в новинку. Например, после его обращения в управу Ленинского района и прокуратуру в середине нынешнего года коммунальные службы сняли ботинки, висевшие на проводах линии электропередач на пересечении улиц Фридриха Энгельса и Плехановской. Еще одно направление деятельности активиста – борьба за свободу фотографии и фотосъемки. В целом у воронежских общественников есть немалый положительный опыт общения с официальными структурами. Например, в феврале нынешнего года группа активистов провела «фотоохоту» за нарушениями в работе коммунальных служб: в их поле зрения попали дорожные ямы, неубранный мусор и все те же незаконные парковки. Свои фотографии участники мероприятия загрузили на специально созданный сайт КрасивыйВоронеж.рф, с помощью которого можно отправить заявление в мэрию. – Мы прошли по центру, сфотографировали косяки: по тротуарной плитке, перекошенным ограждениям, мусору, брошенным авто во дворах. Писали обращения в управы, мне даже ответ пришел, мол, исправили то-то и то-то. Правда, машину не нашли, но может я адрес неточно указал, – вспоминает один из участников фотоохоты, известный воронежский общественник Илья Бейлин. По его мнению, такие простые и эффективные решения, как сайты, автоматизирующие процесс подачи обращений в ответственные структуры, помогают людям быть более активными, не откладывать в долгий ящик дела, которые способны сделать город лучше и комфортнее. А отсутствие информации о подобных ресурсах, напротив, тормозит общественную инициативу. – Но не стоит, конечно, забывать о нашей природной лени или веры в то, что за нас все сделают гипотетические слуги народа или административный ресурс. Это тоже мешает людям проявлять свою позицию. И все же надо самим прикладывать усилия. Надо верить в себя, наш город — это не автостоянка, у него лучшее будущее, чем уличная «автомойка», Илья Бейлин, общественный деятель, организатор креативных акций. С ним согласна координатор «Красивого Воронежа» Марина Паневина. Она подтвердила, что запросы, сделанные через сайт движения, стали хорошим примером того, как гражданская инициатива стимулировала городские власти выполнять свои функции. В частности, в нескольких местах были закрашены граффити, убран автохлам со дворов.– Есть работающие механизмы, заставляющие власть работать на благо граждан. Не всегда получается сразу, но примерно в половине случаев нарушения устраняются, а это много. В случае, если нет реакции - есть отработанные механизмы, куда и как жаловаться - обычно в следующий раз реагируют быстро! Я считаю, что работа администрации зависит от активности и заинтересованности рядовых граждан. Высказывая свою позицию, человек тем самым заявляет о том, что ему важно, как власть будет реагировать,
Марина Паневина, координатор движения «Красивый Воронеж». В том, что сайты, помогающие автоматизировать процесс направления обращения во властные структуры, необходимы, уверен и участник группы РИА «Воронеж» в социальной сети «ВКонтакте» – Дмитрий Васильев. Комментируя блиц-опрос о том, готовы ли воронежцы жаловаться в официальные инстанции на различных нарушителей, он отметил, что сегодняшний процесс подачи заявления отнимает слишком много сил. – Если бы жалобы можно было подавать в интерактивном режиме, при помощи электронных устройств, как, например, отметки о ДТП в сервисе «Яндекс.Пробки», тогда готов. Тяжелый и неповоротливый бюрократический аппарат, с очередями, заявлениями, ограниченным временем работы и тому подобным убивает всякое желание. Подавать жалобу по телефону, по которому нельзя будет дозвониться, желания тоже нет, – пояснил наш читатель. Интересно, что ровно половина участников опроса признались в том, что хотели бы сообщать о нарушениях, но им не хватает времени, чтобы проходить необходимые процедуры. На втором месте по популярности оказался ответ «Власти должны наводить порядок без обращений от граждан, я не обязан им помогать». Еще один воронежский активист- Анатолий Кравченко- уже более года ведет кампанию за безвредные детские площадки в Воронеже. Он несколько раз обращался в мэрию с просьбой обратить внимание на то, что многие места отдыха детей не отвечают элементарным требованиям безопасности, и играющие там малыши могут получить травмы. На несколько своих запросов общественник получил формальные ответы, однако сдаваться он не собирается. – Состояние тротуаров, детских площадок, автодорог зачастую ужасное, но горожане не всегда понимают, что на это тратятся их деньги, наполняющие бюджет. Если же говорить о катастрофе в сфере ЖКХ, а это действительно катастрофа, то здесь вообще неприятное явление, когда жильцы многоквартиных домов платят огромные деньги ежемесячно, не требуя оказания услуг взамен. Ведь мы же не уходим из супермаркета оплатив покупки и оставив их в на кассе? – объясняет Анатолий Кравченко мотивы тех, кто отстаивает права горожан. Как и Леонид Черненко, Анатолий Кравченко знает, насколько утомительным может быть общение с бюрократическими структурами. По его словам, этот процесс может затянуться на годы, и тому, кто рассчитывает на успех, необходимо запастись терпением и упорством. – Чиновники, как в случае с детскими площадками, часто не имеют представления о том, за что они отвечают. Принимая те или иные решения, некоторые из них все реже руководствуются профессиональным опытом, а отвечая на обращения граждан, нелогично или попусту отписываясь, от многократных жалоб, естественно заставляют задуматься, а не пустая ли трата времени – вся эта борьба. И многие видимо бросают бороться, а узнав о неудаче другого борца, многие не начинают. Результат – люди перешагивают через мусор в подъезде, ходят по грязи, платят деньги за услуги ЖКХ, чтобы не приставали и постепенно привыкают к такой жизни, – сетует активист. Однако способ добиться того, чтобы власть исполняла свои функции правильно, по его мнению, все-таки существует. – Наиболее эффективный способ заставить чиновника работать - это активизация и сплоченные действия граждан. Если оказания услуг потребует весь дом, весь микрорайон, то обычная отписка чиновника не спасет, Анатолий Кравченко, общественник. Примером гражданского объединения, ведущего с властью диалог на равных и достигающего поставленных целей, может служить областная общественная организация «Центр экологической политики». За последний год ее активисты добились признания незаконными действий отстрельщиков бездомных животных и возбуждения нескольких уголовных дел по статье «Жестокое обращение с животными». Кроме того, зоозащитники участвовали в разработке областного закона о безнадзорных животных, принятого областной Думой в апреле нынешнего года. – Мой девиз – количество всегда перерастает в качество. С первого раза ничего не получается. Бюрократической машине не свойственно признавать свои ошибки. Получили отказ один раз, оспаривайте, подавайте документы снова и снова. Собирайте единомышленников, пишите обращения. Добиться результатов всегда можно. Сейчас все больше людей начинает требовать от чиновников исполнения их обязанностей, но все же активную гражданскую позицию в Воронеже пока, к сожалению, нельзя назвать модной, Анна Воронина, член Совета Воронежской областной общественной организации «Центр экологической политики». Еще одно слагаемое успеха в общении с административными органами назвал воронежский правозащитник Роман Хабаров. Осенью прошлого года с помощью областной прокуратуры он добился отмены распоряжения, запретившего воронежским стражам порядка пользоваться личным автомобилем после 22.00, ездить по доверенности и посещать развлекательные заведения даже в нерабочее время. – Нужно упорство, настойчивость и знание нормативно-правовой базы, системы органов, понимания принципов их функционирования. История, когда граждане настойчиво заставляют чиновников работать, не уникальна, Роман Хабаров, правозащитник.