Свой почерк. Воронежские супруги хранят почти 600 писем, написанных друг другу в молодости

Алексей и Раиса Постоваловы женаты почти полвека

Леонид Шифрин, 6 сентября 2022, 18:30

Андрей Архипов и из архива семьи Постоваловых

Небольшой дом Постоваловых расположен в тихом месте недалеко от центра села Большая Верейка Рамонского района. Прямо перед ним – будка крикливой дворняжки Тобика и две акации, крепко обвивающие друг друга стволами. Дерево посадил хозяин Алексей Постовалов в 1985 году, а как из одного получилось два, как они начали расти в обнимку, Алексей Яковлевич и Раиса Ивановна не заметили. Но супруги точно знают: это и есть они сами, познакомившиеся полвека назад и прожившие в браке 47 лет. Потому что все эти годы они точно так же обнимали и поддерживали друг друга.

Еще не жена

За годы совместной жизни 68-летние пенсионеры особых хором себе не нажили – все как у людей в деревне, где каждый на виду. Два сына, оба живут в Воронеже, четверо внуков, небольшое хозяйство.

Но, пожалуй, самый необычный их семейный капитал весит всего-то килограммов пять. И хранится в стареньком пакете. Раиса Ивановна периодически порывается предать его огню, но супруг неизменно этому противится.

Речь идет о почти 600 письмах, написанных друг другу еще женихом и невестой – Лешкой Постоваловым и Раей Чесноковой в 1972−75 годах, пока девушка ждала парня из армии и потом еще в течение нескольких месяцев, когда их разделяли небольшие расстояния в пределах Воронежской области.

Тогда, в июле 1972-го, Рая окончила медучилище и по распределению отправилась в Верхнехавскую ЦРБ, чтобы начать работать там операционной сестрой. Из родной Болдыревки Острогожского района ей предстояла пересадка с автобуса на автобус в Воронеже. От Центрального автовокзала Раисе с подругой надо было добраться на автостанцию по улице Димитрова. Большой город немного смутил деревенскую девушку, и она подошла к компании молодых людей, чтобы уточнить маршрут.

– Из всех откликнулся Алексей, он начал объяснять дорогу, а потом просто предложил проводить нас до места. Пока 40 минут добирались до автостанции, познакомились, немного узнали друг о друге. А когда простились перед отправлением автобуса, обменялись адресами. «Можно я буду писать?», – робко спросил он. Я оставила свой домашний адрес, на том и простились, – поделилась воспоминаниями Раиса.

– Не сказать, что меня током пробило, как я ее увидел. Ну, видно было, что хорошая, милая девушка. Ну, познакомились и познакомились, никаких особо серьезных мыслей у меня тогда не возникло, – признался Алексей.

Письменная работа

Через несколько недель Раиса окончательно перебралась в Верхнюю Хаву, а с Алексеем к тому времени они уже плотно начали общаться в эпистолярном жанре.

  • В ноябре того же года парень отправился служить в армию в Архангельскую область в ВВС. За каллиграфический почерк его оставили при штабе оформлять документы.

    – Рае я писал примерно 2−3 письма в неделю, она мне с такой же периодичностью отвечала. Товарищи называли меня Ромео, а я объяснял им, что моя девушка сейчас живет в Верхней Хаве, которая называется так в честь татарской царевны Хавы, полюбившей русского парня и утонувшей вместе с ним в реке, которую потом и назвали ее именем. А еще из-за моего почерка товарищи иногда просили меня писать письма их девушкам, но, помню, те обижались, и отвечали ребятам, чтоб хоть вкривь, хоть вкось, но писали им сами, – рассказал Алексей.

    В 1974-м он демобилизовался, приехал к невесте в Верхнюю Хаву, потом вместе с ней к ее родителям в Болдыревку, а свадьбу сыграли в августе 1975-го. За эти два с половиной года, что жених и невеста общались на расстоянии, они написали почти 600 писем, которые пара хранит до сих пор.

    Если все их сложить друг за другом (длина каждого – чуть более 16 см), то выйдет почти стометровка, и в этом есть особый смысл: Алексей всю свою жизнь занимался спортом – играл в футбол, бегал спринт (ту самую стометровку), гонял на лыжах. В конце 70-х он окончил Ленинградский техникум физкультуры и работал физруком в Большеверейском СПТУ, а когда оно закрылось в 90-х, трудился учителем физкультуры в сельской школе.

    Раиса после свадьбы перебралась из Верхней Хавы к мужу и долгие годы работала медсестрой в сельской амбулатории.

    С Раей как в раю

    «Здравствуй, моя дорогая Раюшка! С горячим приветом и массой наилучших пожеланий в твоей жизни, Леша. Сегодня приехал домой и решил отсюда написать тебе еще одно письмо...»

    Так начинается одно из посланий Алексея Постовалова будущей жене от 11 ноября 1974 года, уже после его возвращения из армии домой.

    – Чтобы прекратить поток этих писем, я решила выйти за Лешу замуж, – улыбнулась Раиса. И добавила: – Он меня подкупил спокойствием, некрикливостью, покладистым характером. Супруг очень любит свою семью, хотя иногда мне кажется, что спорт и рыбалка для него важны не меньше.

    – Раиса у меня хозяйственная, домовитая, все в руках у нее горит, хороший характер. Единственное, что не умеет, – так это ругаться, и слезы близко у нее всегда, – эхом ответил муж.

    Алексей «болеет» спортом до сих пор – у него громадная коллекция спортивных газет и журналов разных лет, да и «в телевизоре» для него существует только спорт.

    – Я всегда болел за «Динамо» и, когда «Факел» в этом сезоне играл против московского «Динамо», сумел достать билет. Но случилась ничья – 3:3, так, может, и хорошо, две мои любимые команды не проиграли, – сказал он.

    Вторая страсть – рыбалка, особенно зимняя. По молодости Раиса иногда ловила с ним, теперь перестала, махнув рукой на многолетнее увлечение мужа. Однажды, правда, оно чуть не стоило ему жизни:

    – В 2003 году пошел он на зимнюю рыбалку, день кончался, темнело, началась метель, а мужа все нет... Я уже начала готовить себя к самому плохому, хотя понимала, что Алексей нигде не пропадет, а у самой поджилки уже тряслись.

    А спасла его собака, с которой он ушел. После мороза резко началась оттепель, и пешеход проваливался в наст на 10−15 сантиметров, теряя силы в чистом поле. Но пес звонким лаем не давал ему остановиться и присесть у дерева, и Алексей все-таки прошел эти самые 8 км до дома за 4 часа – хотя днем потратил на этот путь вдвое меньше времени.

    «В рыбалке терпение нужно, как и в семейной жизни»

    Каждый Новый год Постоваловы встречают вместе с приезжающими к ним детьми и внуками. Раиса обычно готовит свои любимые блюда – мясо с баклажанами, запеченное в духовке, сазана, приготовленного там же. Иногда – заливное из щуки. А вот Алексею лучше всего удается жарить рыбу, пойманную им в прудах.

    – Однажды мы вчетвером в сентябре руками вытащили карасей на 135 кг. Они грелись в камышах на мелководье, а мы их просто доставали, – похвастался хозяин. – В рыбалке терпение нужно, как и в семейной жизни. На 8 Марта жене обязательно дарю цветы – тюльпаны в основном, а на ее профессиональный праздник – только полевые цветы.

    Сегодня, в век интернета, люди, кажется, разучились писать письма на бумаге – в тренде телеграфный стиль. Ни тебе «спасибо», ни «будьте любезны», а уж до каких-то нежностей, милых уху каждой женщины, мужские руки на клавиатуре попросту не добираются. А в письмах Алексея полувековой давности проскакивает то «Раечка», то «Раюша», то еще более камерные слова и выражения.

    – Да не буду я сжигать их, письма, – успокоила мужа Раиса. – Это же вся жизнь – фотографии и письма эти, что ж еще осталось от нашей молодости сегодня, кроме этих старых конвертов? Вот и будем их беречь.

    На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.