Сто пять часов под водой. Как воронежец раскрывает тайны морских катастроф
«Документалку» экс-сотрудника пресс-службы МВД отметили на всероссийском фестивале.
Светлана Тарасова, 9 января 2020, 19:00
Разгадать тайну морских крушений, найти затонувшее судно – мечта любого дайвера. Воронежец Олег Шабуня смог воплотить ее дважды. Один корабль он вместе с другими дайверами отыскал в воронежском «море» почти 10 лет назад, второй – два года назад на Ладоге. О втором Шабуня снял фильм «Озеро. Бухта. Пароход», который в конце 2019 года стал призером X Всероссийского национального фестиваля морского документального кино «Виват, Россия!». Журналисты РИА «Воронеж» побывали в гостях у создателя фильма и выяснили, как «сухопутный» человек превратился в морского волка и что не дает ему покоя.
Двойное дно
Олег Шабуня – майор внутренней службы в отставке. Больше четверти века «оттрубил» в пресс-службе ГУ МВД России по Воронежской области, снимая в качестве оператора сюжеты о «дне» региона – его криминальной жизни. А в свободное время майор погружался совсем на другое дно – Красного, Черного, Южно-Китайского, Баренцева, Охотского, Карибского морей, Атлантического и Тихого океанов, озер Иссык-Куль и Байкал. И всегда с подводной камерой. По результатам этих погружений Олег Шабуня создавал фильмы, которые периодически становились победителями фестивалей. В 2010 году его работу о Байкале отметили дипломом IХ Международного кинофестиваля «Золотой дельфин».
Олег Шабуня – человек глубокий и скрытный, как и положено настоящему дайверу. Мало кто знает, что он воин-интернационалист, прошедший Анголу и Чечню. Что у него есть медаль «За отвагу», полученная после командировки в 1995-м в Грозный. Что пишет стихи и рассказы – выпустил уже три книги.
При любом удобном случае Шабуня не прочь «смыться». В редкий выходной его можно застать дома – ныряет почти круглый год. Гидрокостюм и ласты – любимая форма одежды Олега Шабуни –всегда наготове. Он утверждает, что лучшая пора для ныряний в воронежское «море» – ноябрь: вода чистая и прозрачная.
В 80-х годах Шабуня служил на Северном флоте боевым пловцом, где получил травму, которая надолго отбила охоту нырять.
Дайвингом увлекся лет 20 назад. Тогда, будучи оператором пресс-службы ГУ МВД, он снимал сюжет о том, как воронежские водолазы поднимали машину, ушедшую под лед в районе Чернавской дамбы. Водолазы приняли Шабуню в свой клуб, почувствовав «своего», и с тех пор он с ними неразлейвода.
Первые находки
Амуниция для дайвера – дело затратное, поэтому даже самое необходимое появлялось не сразу. К примеру, подводный компьютер Олег Шабуня приобрел лишь семь лет назад. Такой компьютер надевают на руку, и он фиксирует время, проведенное под водой, количество погружений и другие показатели. За семь лет под водой Олег провел 105 часов и сделал 239 дайвов (погружений).
Работать ныряльщику приходится почти в полной темноте. И при этом постоянно следить за показаниями приборов. Погружение и всплытие с глубины, скажем, в полсотни метров – целая наука. Главное – делать это плавно, чтобы не пострадать от перепада давления.
Первая значительная находка, которая порадовала Шабуню-дайвера, случилась 17 лет назад.
– Возле села Карачун Рамонского района в реке Воронеж мы отыскали удивительную керамическую утварь. Носили ее потом на кафедру археологии исторического факультета ВГУ, где определили, что часть керамика времен ХVII века, – гордо рассказал Олег.
А на свой первый корабль Шабуня наткнулся вместе с товарищами в октябре 2009 года недалеко от берега на глубине от 8 до 14 м. Ныряльщики по доброй традиции очищали от мусора дно водохранилища. Один из дайверов, Владимир Врагов, увидев шпиль для наматывания якоря, решил, что это старинный причал. Когда подобрался поближе, оказалось – настоящий корабль.
Находка с первого корабля
Фото – из архива Олега Шабуни– В тот момент была буря эмоций, будто оказались в машине времени, – вспомнил Шабуня.
Длина судна – примерно 14 м. Корабль был сильно поврежден. Целыми остались только часть борта и кормы. Элементы судового набора и оснастки позволили предположить, что какие-то части корабля относятся к Петровской эпохе.
В планах Олега Шабуни – снять фильм о воронежском водохранилище.
– То, что хранится там под толщей воды, сильно удивит горожан, – уверен он. – После того как воронежская промышленность пошла на спад, водохранилище стало значительно чище, но находки там случаются порой самые экзотические: от радиаторов отопления до бутылок на любой вкус.
Боевая потеря
В 2017 году дайверы орловского клуба «Диво» с коллегами из Воронежа начали поисковую операцию на Карское море, чтобы отыскать следы пропавшей полярной экспедиции. Она исчезла в 1913 году, предположительно, в районе архипелага Плавниковых островов. Возглавлявший ее житель Орла Владимир Русанов – прототип каверинского капитана Татаринова. Он первым попытался пройти по маршруту Cеверного морского пути, открыл на архипелаге Шпицберген и закрепил за Россией большие месторождения каменного угля. Дайверы мечтали отыскать фрагменты экспедиционного судна «Геркулес», по которым можно было бы его идентифицировать. Поиски экспедиции Русанова пока так и остались в планах, но помогли обнаружить другое судно.
Перед тем как отправиться в Карское море, дайверы решили протестировать свое оборудование. Ладожское озеро вполне подходило для тренировочных погружений – температура воды, видимость приблизительно похожи. Стали тестировать гидролокатор бокового обзора, и тот вдруг указал на объект, о котором никто не знал.
– Сначала предположили, что это пароход, принадлежавший Валаамскому монастырю, который назывался «Сергий». Было известно, что его затопили при отступлении финнами. Но потом выяснилось, что «Сергий» затопили в монастырской бухте, а тот, что нашли, – погибший при бомбардировке сорокового года «Валамон Луастари», – рассказал Олег Шабуня.
Во время Зимней финско-советской войны 1939-1940 годов судно мобилизовали в состав транспортного отряда финской военной флотилии. А 22 января 1940 года в результате авианалета советских бомбардировщиков СБ-2 из состава 41-й эскадрильи Ладожской флотилии «Валамон Луастари» был затоплен в Никоновской бухте на глубине 7-9 м. Это была единственная на Ладожском озере боевая потеря флотов с обеих сторон. Никто из экипажа не погиб, из корабельного имущества удалось спасти только бортовой журнал.
– Этот корабль 80 лет лежал на дне, и никто о нем ничего не знал! – удивляется дайвер.
Находка со второго корабля
Фото – из архива Олега ШабуниЭкспедиция по более детальному изучению найденного судна состоялась в июле 2019 года.
– Вода там около пяти градусов – обычная температура северного озера. Она коньячного цвета, поэтому видимость – максимум 5-7 м. Основную съемку сделали в первое погружение. Мы проплывали мимо камбуза, видели кастрюли. Нашли навигационные фонари. Стекла на них были запекшиеся от высокой температуры – на корабль сбросили три бомбы, и он горел, – поделился Олег Шабуня.
Ладога – излюбленное место дайверов и археологов. На дне покоится много находок – именно через это озеро во время Второй мировой проходила «Дорога жизни». Благодаря орловским и воронежским дайверам удалось воссоздать еще одну страницу истории.
На Ладожском озере
Фото – из архива Олега Шабуни– Корабль поднимать, конечно, никто не будет, – уверен Олег, – но исследовать – непременно. Мы достали на поверхность навигационный фонарь, карданный подвес для гирокомпаса и осколки посуды с камбуза, чтобы его идентифицировать. А для других дайверов наше открытие – безусловный подарок: теперь у многих появиться возможность исследовать это судно.
На голом энтузиазме
Фильм о втором найденном корабле Олег Шабуня уже создал – кино отметили на всероссийском конкурсе и показали на канале «Океан ТВ».
– Я собирал свой фильм где-то недели две. Просыпался с утра и втыкался в компьютер. Часов по семь плотно за ним сидел. Было отснято много материала, и из этого нужно было сделать что-то внятное, – вспомнил Олег Шабуня.
«Документалка» делалась исключительно на свои средства. Помогала лишь супруга – профессиональный журналист Галина Дистерло. В фильме звучит ее голос. Она давала мужу советы, писала закадровый текст.
– Профессиональное документальное кино, особенно в регионах, сегодня практически не развито. Этот вид искусства не финансируется, а если вдруг финансируется, то правила игры начинают диктовать люди, далекие от кинематографа. Но самое главное – редко желают зафиксировать действительность, а не глазированную поверхность жизни. Причем цензура денег намного более жесткая и бескомпромиссная, чем, скажем, партийная цензура СССР, – считает Галина Дистерло. – Но есть и хорошие моменты. Кино без бюджета дает свободу и независимость. Можно сказать, что это возможность реанимировать авторское кино. Очень неожиданно, но приятно, что телеканал рекомендовал наш фильм на такой престижный конкурс, как «Виват, Россия!».
Церемония закрытия X Всероссийского национального фестиваля морского документального кино отечественных киностудий «Виват, Россия!» и награждение победителей состоялись в московском кинотеатре «Поклонка» при Музее Победы 13 декабря 2019 года.
– Кроме того, что нас отметили в числе победителей – единственных, кто не представлял столицу, – приятным было то, что мы встретили много единомышленников, – сообщил Олег Шабуня. – Среди прочих в зале были люди, которые реально управляют подводными ракетоносцами. Например, мы стояли на одной сцене с ребятами с атомной лодки «Тверь». И это было очень приятно.
Сегодня кино принято делать на уровне наброска – быстро, калейдоскопом картинок. Олег же снимает дотошно – долго ставит камеру, нацеливается, старательно ищет натуру, стремится к панорамным видам. Изменять себе он не собирается. Надеется, что впереди еще много фильмов. Ведь найти затонувший корабль Русанова еще не удалось, и не снят фильм и о воронежском «море».