Репортаж РИА «Воронеж». Как голосовала Свобода

Корреспонденты провели день с членами участковой избирательной комиссии №0345 в богучарском селе.

Леонид Шифрин, 26 июня 2020, 20:00

Андрей Архипов

С 25 июня по 1 июля проходит общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ. Президент Владимир Путин во время встречи с членами Общественной палаты заявил: «Нельзя допускать никакой принудиловки, накрутки явки, не говоря уже о сбоях при учете поданных голосов, чтобы впоследствии никто и никогда не мог поставить под сомнение ту позицию, которую выскажут граждане России».

Корреспонденты РИА «Воронеж» в пятницу, 26 июня, понаблюдали за процессом голосования в населенном пункте, название которого намекает на то, что любой выбор людей здесь может быть только свободным.

Бывшее Гадючье

Свобода – небольшое село, относящееся к Филоновскому сельскому поселению Богучарского района. В селе живут около 150 человек. Сначала населенный пункт называли «слобода Гадючья» или «Гадючин», а в 1929 году переименовали в Свободу.

– Первое устное упоминание о Гадючьем относится к 1740 году, – рассказал богучарский краевед Евгений Романов. – Войсковые жители из Богучара Гадючий и Гончаров поселились у вершины оврага Глубокого, а потом сюда же перешли жить Цыркуновы, Пугачевы, Пономаревы. Впервые название Гадючье (от фамилии одного из первых переселенцев) упоминается в документах от 1779 года.

В конце XIX века здесь проживало около 1 тыс. 140 человек. Во времена СССР тут основали крупный колхоз «Социализм», который позже переименовали в колхоз имени Чапаева.

– Народу в селе становится все меньше, – посетовал глава Филоновского сельского поселения Сергей Булах. – И это при том, что работы много: в округе есть и фермеры, и крупные сельхозпредприятия. Но люди все больше мотаются по вахтам, а молодежь вообще не задерживается в селе. Вот и получается, что название села теперь означает для людей и свободу выбора: хочешь – иди зарабатывай к фермеру, хочешь – на сельхозпредприятие. Свои минимальные 15–20 тыс. рублей в месяц получать не проблема, но работа на земле людей, похоже, не интересует.

Голосование в храме

Перед тем как ехать на голосование, журналисты РИА «Воронеж» пообщались с председателем территориальной избирательной комиссии Богучарского района Сергеем Заикиным, который возглавляет ее с 2007 года.

– Участки для голосования открыты ежедневно с 8 до 20 часов. В районе работают 47 участковых избирательных комиссий, в списке избирателей – 29 тыс. 682 человека. Как показывает многолетняя практика, на дому из этого числа на любых выборах голосуют порядка 4–5 тыс. человек. В самый первый день, 25 июня, у нас в районе проголосовало около 15% от общего числа избирателей. Из них примерно треть сделала это дома, а остальные – на избирательных участках. Конечно, меры безопасности, связанные с коронавирусом, внесли некоторые изменения – думаю, на дому сейчас будет голосовать больше людей, чем обычно. На всех участках у нас строго перчатки, маски, ручки для голосования. Все одноразовое. Самое главное ведь не только в том, чтобы голосование состоялось, но и чтобы после него никто не заболел, – подчеркнул Сергей Заикин.

Спецификой этого голосования является обилие агитационных материалов – помимо 27 растяжек и восьми билбордов каждый участок для голосования снабжен памятками и брошюрами.

Избирательный участок в селе Свобода находится в бывшем здании храма, а позднее клуба. 

Церковь Иоанна Богослова построили в 1838 году, в 30-х годах прошлого века она была закрыта и отдана под колхозный зерносклад. Колокольню убрали, и до 1969 года тут хранили зерно и тракторные запчасти. Потом здание передали под сельский клуб.

– Когда сюда приезжали народные коллективы и начинали петь, акустика была, как в настоящих концертных залах, – вспоминает Сергей Булах. – Но только клуб уже пришел в негодность, и в 2014 году мы закрыли его от греха подальше. Сегодня лишь в небольшой части здания работает фельдшерский пункт, и рядом с ним – избирательный участок.

«Чтоб жилось лучше!»

Прямо на входе в бывший храм нас встретила член участковой избирательной комиссии №0345, фельдшер Ирина Однокозова. Раздала маски, перчатки, побрызгала наши ладони антисептиком.

– Всего у нас 117 избирателей, сегодня с утра проголосовало несколько человек. Кабины для голосования открыты с одной стороны – это связано с эпидемиологическими требованиями, – пояснила председатель комиссии Людмила Однокозова.

В опечатанной прозрачной урне действительно лежало несколько заполненных бюллетеней.

– Сегодня люди, конечно, будут еще приходить, – уверена местная предпринимательница Елена Штайнгауэр, называющая себя «бригадиром наблюдателей». – У нас каждый день работают, сменяя друг друга, шесть наблюдателей. Дважды в день я посылаю SMS в ТИК Богучара и в Центризбирком в Москву. Утром – о том, что комиссия начала работу, вечером – что закончила. Плюс информирую вышестоящие органы о конфликтах и происшествиях, если таковые случатся. Спорные ситуации (таких еще не было) я должна снимать на смартфон и тоже посылать в ТИК.

Первой голосующей в присутствии журналистов из Воронежа оказалась агроном на пенсии Ольга Петренко:

– Для меня важна индексация пенсий. И чтобы депутаты не могли иметь двойного гражданства. А то часто бывает так, что они вспоминают о нас, сельских жителях, лишь накануне выборов.

Ее супруг Александр Николаевич, работающий в соседнем селе, проголосует позже, а в субботу на Свободу из Воронежа вырвется их дочь Марина.

– Она специально приедет, чтобы проголосовать дома! – с гордостью отметила Ольга Петренко.

Пришедшая голосовать почтальон Наталья Питель тоже среди всех вероятных изменений Конституции считает главной именно индексацию пенсий:

– Для нас, немолодых людей, это особенно важно.

А пенсионерка Надежда Кленовая добавила:

– Я прежде всего голосую за то, чтобы мы все как-то держались на плаву, чтобы ни один член нашего общества не был забыт государством.

Мама двоих маленьких детей Наталья Бондарева пояснила, что для нее важно будущее ее сыновей, поэтому она и пришла на участок.

Поправки о Свободе

Примерно через час члены комиссии стали собираться к жителям Свободы, которые предпочли голосовать дома, о чем заранее известили участковую избирательную комиссию.

Елена Штайнгауэр и Ирина Однокозова начали надевать одноразовые халаты, а другие члены комиссии – готовить комплекты: в файлы клали перчатки, маску, ручку, бланк заявления и бюллетень.

Первым на дому в этот день голосовали пенсионеры Гадючкины – дальние потомки того самого войскового жителя Богучара. Григорий Васильевич и Галина Андреевна фотографироваться не пожелали, зато хозяин поведал свою версию этимологии первого названия малой родины:

– Мне дед рассказывал о громадном здешнем овраге, где всегда было полно гадюк. Да что там было! Их и теперь много попадается на огородах. Недавно у себя убил метровую змею. Идешь по траве и всегда под ноги глядишь, чтоб не цапнула.

Пенсионер удалился голосовать в дом, а члены комиссии и журналисты РИА «Воронеж» остались стоять перед калиткой. Наконец, Григорий Васильевич вынес заполненный бюллетень и опустил его в прорезь мобильной урны.

Другая жительница Свободы, пенсионерка Лидия Ткачева, к которой приехали члены избиркома, первым делом поинтересовалась: где можно прочитать все предлагаемые поправки к Конституции.

– Интернета у меня нет, смотрела по телевизору, но там говорили всего о нескольких изменениях – про индексацию пенсий, про ответственное отношение к животным, про двойное гражданство депутатов, что-то про семейные ценности. Но ведь их всего 206, а где узнать-то обо всех можно? Нет ли там чего, например, об обязательном ремонте сельских дорог и водонапорных башен? А то у нас по улице Южной проехать невозможно – яма на яме, а водонапорная башня нуждается в срочном ремонте. А что мне до двойного гражданства депутатов? У нас в селе куда более насущные проблемы есть!

Но в надежде на улучшение жизни Свободы Лидия Николаевна все же заполнила бюллетень.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.