«Регион сохранил макроэкономическую стабильность». Глава профильного департамента ответил на вопросы воронежцев
Данил Кустов выступил в прямом эфире
Инна Шульгина, 10 июня 2022, 16:25
Руководитель департамента экономического развития Воронежской области Данил Кустов ответил на вопросы жителей региона в прямом эфире в четверг, 9 июня. Трансляция прошла в пабликах областного правительства в соцсетях. Глава департамента рассказал об инвестиционной привлекательности региона, о сотрудничестве с Республикой Беларусь, состоянии экономики после двух ковидных лет, бюджетных инвестициях и многом другом. Подробнее – в материале РИА «Воронеж».
Про экономическую ситуацию в регионе после двух лет пандемии
– Воронежская область – динамично развивающийся регион с высоким уровнем инвестиционной привлекательности и комфортными условиями ведения бизнеса. Два предыдущих года действительно были очень непростыми не только для нас, но и в целом для РФ. Губернатор Александр Викторович Гусев и правительство области предприняли максимальные усилия, чтобы сохранить экономическую стабильность в нашем регионе. Мы проанализировали все основные показатели социально-экономического развития по итогам 2021 года относительно 2019-го и можем смело заявить: регион не только сохранил макроэкономическую стабильность, но и динамично развивается.
В промышленном производстве совокупный прирост по итогам 2020−2021 годов составил 14,8%, в том числе электроэнергетика – 22,9%, обрабатывающие производства – 14,1%. Помимо этого, по итогам 2021 года впервые в истории Воронежская область переместилась с пятой на четвертую позицию в валовом объеме производства сельхозпродукции. Уверены, что можем еще больше подняться в таких рейтингах по итогам этого года. Также 2021 год характеризовался восстановлением положительной динамики жилищного строительства. Площадь введенного за минувший год жилья составила 1,8 млн «квадратов» (108,1% к уровню 2020 года).
Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2021 года составил 286 млрд рублей и вырос на 4,4% по итогам 2020 года. Восстановился и потребительский спрос (прирост к доковидному уровню – 1,3%). В сфере малого бизнеса, которая в наибольшей степени пострадала от ковидных ограничений, отмечен рост общей численности занятых. По итогам 2021 года он составил 12% - 389 тыс. человек, если сравнивать с 2019 годом. Сегодня видим положительные тенденции именно в этой отрасли. Таким образом, все основные показатели соцэкономразвития находятся в зоне роста. Это говорит о правильной экономической политике губернатора и правительства области.
Про инвестиционную привлекательность Воронежской области
– Я бы отметил пять основных факторов инвестиционной привлекательности нашего региона, хотя на самом деле их гораздо больше. В первую очередь это выгодное экономико-географическое положение (Воронежская область находится на 500 км южнее Москвы), здесь наиболее комфортные условия для ведения сельскохозяйственной деятельности, кроме того, через регион проходят основные транспортные коридоры – трассы М-4 «Дон» и Р-22 «Каспий».
Во-вторых, это богатый кадровый и научный потенциал – в области одновременно обучается порядка 120 тыс. студентов, у нас 28 вузов, 66 научно-исследовательских институтов и 50 средних специальных учебных заведений. Для инвестора важно, чтобы его производство было обеспечено кадрами, и Воронежская область очень привлекательна с этой точки зрения. Мы оказываем содействие в подборе кадров для любых инвестпроектов, которые будут реализованы в регионе.
Следующий немаловажный фактор – четырехуровневая система инвестиционных площадок. Это особая экономическая зона (ОЭЗ) «Центр», территория социально-экономического развития «Павловск», пять индустриальных парков (три государственных и два частных), а также площадки для субъектов МСП.
Стоит отметить и широкий спектр преференций со стороны правительства региона. По оценкам крупнейших международных консалтинговых компаний, в Воронежской области одно из самых современных инвестиционных законодательств. Региональные власти полностью выполняют все свои обязательства перед компаниями-инвесторами, которые приходят на территорию области.
И самый главный фактор – опыт реализации масштабных инвестпроектов. За последние несколько лет в регионе реализовано порядка 30 проектов с иностранным участием.
Основной показатель состояния инвестиционного климата в субъектах Федерации – национальный рейтинг, который ежегодно публикуется на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Воронежская область традиционно входит в двадцатку регионов – лидеров по уровню инвестиционной привлекательности: 13-е место по итогам 2021 года. Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы войти в первую десятку.
Про бюджетные инвестиции
– Бюджетные инвестиции – это средства федерального, регионального бюджетов или муниципальных образований, а также финансирование со стороны государственных компаний, госкорпораций. Деньги направляют на строительство социально-культурных объектов. В 2020 году, когда вводились ковидные ограничения, губернатор принял беспрецедентное решение о вливании бюджетных инвестиций в экономику области. Благодаря этому мы обеспечили свою макроэкономическую стабильность на 2020 и 2021 годы.
В 2019 году бюджетные инвестиции были порядка 12 млрд рублей, 4,6 млрд из которых – ассигнования из федеральной казны, 7,3 млрд рублей – из областной и порядка 1 млрд рублей – из бюджетов муниципальных районов.
Цифра резко выросла в 2020 году. Бюджетные инвестиции составили порядка 15 млрд рублей, из которых 6,5 млрд – федеральные средства, 7,1 млрд – областные и порядка 500 млн рублей – муниципальные. Было решено максимально привлекать финансы федерального уровня и использовать минимум вложений со стороны муниципалитетов. В 2021-м поступило порядка 12 млрд рублей бюджетных инвестиций (6,6 млрд – из федеральной казны, порядка 5 млрд – из областной и 200 млн – средства муниципальных районов).
В 2022 году впервые в истории области мы направляем на бюджетные инвестиции 22,6 млрд рублей. Из них 6,1 млрд – средства федбюджета, 16 млрд – областные. Деньги направят на строительство соцобъектов на всей территории Воронежской области – школы, детсады, спортплощадки, стадионы, а также объекты инфраструктуры, которые позволят улучшить качество жизни людей.
Про развитые районы области
– Очень важная задача не только регионального, но и федерального уровня – сохранить и обеспечить молодежь достойными рабочими местами на территории муниципальных районов. Точки роста в регионе, которые в первую очередь связаны с территориями опережающего социально-экономического развития, – Подгоренская и Павловская агломерации. Там реализовано большое количество инвестиционных проектов.
Важными точками роста на карте региона являются Бобровский и Лискинский районы. Мы видим хороший миграционный прирост, население стремится работать в крупных компаниях. Создан индустриальный парк «Бобровский», реализуются крупные масштабные проекты, в том числе с участием иностранных и российских компаний. В области промышленности это проект компании «Агрострой Пелгримов» – по строительству крупного машиностроительного завода с объемом инвестиций более 4 млрд рублей. В агропромышленной отрасли – это компания «АПХ ЭКОКУЛЬТУРА», которая реализует большой проект по строительству тепличных комплексов с объемом инвестиций свыше 12 млрд рублей. Еще одна важная точка роста – Борисоглебская агломерация.
Все территории региона должны развиваться равномерно. В настоящее время департамент экономразвития разрабатывает целую программу по дополнительным мерам поддержки муниципальных районов, которые находятся вдали от областного центра, чтобы дать преференции не только новым компаниям-инвесторам, но и существующему бизнесу.
О проекте «Новая индустриализация региона»
– Сейчас именно промышленное производство является самым высокотехнологичным – там самые современные технологии и востребованные специалисты. Региональный стратегический проект «Новая индустриализация Воронежской области» разработан в 2020 году по поручению губернатора. Главная его цель – вхождение области к 2024-му в двадцатку регионов – лидеров по объему выпускаемой продукции. Базовая точка – 2020 год, когда объем выпускаемой продукции составлял порядка 500 млрд рублей. Чтобы войти в двадцатку лучших, надо нарастить общий объем продукции до 700 млрд рублей. Разработан региональный стратегический проект, который сегодня успешно реализуется. По итогам 2021 года объем производимой продукции по направлению «Обрабатывающее производство» увеличился на 150−160 млрд рублей.
Есть комплекс факторов для того, чтобы Воронежская область вошла в двадцатку регионов-лидеров, – это четырехуровневая система инвестплощадок, высшие учебные заведения, система эффективно работающих институтов развития. У нас уже есть реализованные крупные проекты, хорошие промышленные производства. Эти компании позволят в совокупности с институтами и вузами дать синергетический эффект. Если студенты наших вузов будут проходить практику на крупных промпредприятиях, они получат практический опыт работы, а вузы будут проводить научно-исследовательские разработки в отношении компаний промышленного комплекса. Институты развития должны помогать им в привлечении финансовых ресурсов, в устранении административных барьеров и так далее.
О резидентах особых экономических зон
– В 2019 году части индустриального парка «Масловский» присвоили статус особой экономической зоны. Ее площадь – около 220 га. На территории ОЭЗ «Центр» размещены восемь компаний; общий объем инвестиций, который они вложат, – порядка 30 млрд рублей. Будет создано около 2,5 тыс. рабочих мест. Территория ОЭЗ активно заполняется резидентами. По поручению губернатора рассматриваем возможность расширения как этой зоны, так и индустриального парка «Масловский». В непосредственной близости от индустриального парка в ОЭЗ определили земельный участок площадью 250 га: в ближайшее время его обеспечат необходимой транспортной и инженерной инфраструктурой.
Интерес к размещению производств в особой экономической зоне очень высокий. Несмотря на достаточно сложную ситуацию, особенно в первом квартале 2022 года, связанную с логистическими цепочками, завозом оборудования, с взаимодействием с иностранными партнерами, ни один резидент не отказался от реализации инвестпроектов на территории ОЭЗ и ИП «Масловский». Более того, многие уже существующие компании инициировали создание новых производств. Так, компания «Ангстрем» получила дополнительный участок в индустриальном парке, где планирует реализовать еще один инвестиционный проект, новые инвестпроекты в «Масловском» активно реализует «Воронежсельмаш», компания Doorhan планирует сделать несколько дополнительных очередей.
Недавно были внесены изменения в 67-й областной закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области». Губернатор принял беспрецедентное решение: налоговые льготы, которые ранее предоставлялись только вновь пришедшим на территорию региона компаниям, теперь полностью доступны и тем предприятиям, которые будут заниматься модернизацией своих производств. Это очень важный шаг.
Про сотрудничество с Республикой Беларусь
С Республикой Беларусь у нас налажены тесные и взаимовыгодные отношения в отраслях строительства, АПК, промышленного производства, культурно-гуманитарной сфере. Первое направление сотрудничества – строительство соцобъектов. Белорусские партнеры в 2021 году построили школу в поселке Стрелица, также был заложен камень в строительство школы и детсада в Семилуках. Специалисты из Беларуси строят уникальный образовательный комплекс на 2860 мест на Московском проспекте и стадион для воронежского «Факела». Выгода региона заключается в том, что при строительстве объектов белорусские компании полностью вкладывают свои средства, фактически беспроцентно кредитуя. Когда объект уже построен, правительство области его выкупает.
В мае были важный визит делегации Воронежской области в Минск и встреча губернатора Александра Гусева с президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко. В рамках визита подписана дорожная карта по сотрудничеству нашей области и Республики. Приоритетным для нас направлением является промышленное производство, программы импортозамещения. Во время визита делегация области посетила Минский тракторный завод, Минский автомобильный завод и другие предприятия. Мы ведем работу с белорусскими компаниями, в том числе они рассматривают локализацию своих производств в нашей ОЭЗ «Центр».
Еще одна обоюдовыгодная точка сотрудничества – агропромышленный комплекс. Мы готовы поставлять продукцию в Республику Беларусь, а белорусские компании рассматривают возможность локализации своих производств для переработки нашей сельхозпродукции. В первую очередь это переработка мяса, молока, зерна. Компании из Беларуси хотят приобретать у нас семенной материал для посевов, зерно или переработанные продукты.
Также белорусские компании рассматривают возможность строительства производственных мощностей в нашем регионе. Например, в области есть необходимые залежи полезных ископаемых, которые можно использовать для производства качественных строительных материалов, подобных в том числе тем, которые завозились из-за рубежа, – например, керамический кирпич.
Важно и сотрудничество в культурно-гуманитарной сфере: мы видим, насколько искажают исторические события, особенно события Великой Отечественной войны. Важно, чтобы воронежские и белорусские школьники не забывали подвиг советского народа, посещали места воинской славы – в частности, Брестскую крепость, Осетровский плацдарм. Также речь идет о проведении совместных спортивных мероприятий: предполагается возможность формирования единого календаря соревнований, при котором белорусские команды будут приезжать в нашу область, а воронежские – в города Беларуси. Также – по инициативе губернатора - рассматривается проведение выставочного матча между нашим футбольным клубом и футбольными клубами Республики, а может, и сборной Беларуси.
Еще одно важное направление – образование. Нам необходимо активнее сотрудничать с вузами для обмена студентами. Нельзя забывать и о средних специальных учебных заведениях. Культура промышленного производства в Республике находится на очень высоком уровне: мы можем получить от них определенные знания и компетенции и применять в рамках нашего проекта «Новая индустриализация региона». Планируются и другие мероприятия, в том числе в ближайшей перспективе.
Что касается экспорта и импорта, то по итогам 2021 года внешний торговый оборот с Республикой Беларусь составил 270 млн долларов. Продукция белорусских компаний широко представлена на российских рынках. Но и в Воронежской области производится качественная продукция переработки сельского хозяйства, которую мы экспортируем в Республику.
Про Центр налоговых доходов
Центр создан по поручению губернатора и находится в ведомственном подчинении нашего департамента. Структура существует с 1 января 2022 года, но перед ней вполне предметные цели: по итогам текущего года нам необходимо увеличить объем налоговых поступлений не менее чем на 1 млрд рублей – благодаря оптимизации налогового законодательства, повышению эффективности мер господдержки, анализу предоставления этих мер, выработке грамотной инвестиционной и налоговой политики.
По поручению губернатора в ближайшее время ЦНД подпишет соглашение с управлением Федеральной налоговой службы. В рамках этого соглашения Центр будет запрашивать информацию от налоговой службы по тем или иным отраслям. Центр сотрудничает с муниципальными районами, в частности, по такому направлению, как недоимка. Каждый район отрабатывает необходимые поступления в областной и муниципальный бюджеты. ЦНД оказывает методическую помощь главам районов, которые обращаются, задают вопросы. Это методический орган, он не является фискальным и никакой административной нагрузки на бизнес не оказывает.
Про реформу контрольно-надзорной деятельности
Одна из самых главных мер господдержки для бизнеса – запрет контрольно-надзорной деятельности. Проверки могут проводиться только при условии, если в процессе мониторинга и профилактики выявят факторы, которые могут повлиять на угрозу жизни конкретных людей. В нашей области таких прецедентов не было. Мораторий только по итогам 2022 года позволит сэкономить бизнесу порядка 60 млрд рублей.
Главная цель реформы контрольно-надзорной деятельности – снизить административное давление на бизнес и перейти от наказания субъектов малого и среднего бизнеса к системе профилактики. В Воронежской области такая реформа активно проводится, приняты все необходимые нормативно-правовые акты. В апреле на комиссии комитета Совета Федерации по контрольно-надзорной деятельности наш регион признали одним из лучших по внедрению этого механизма.
Федеральные органы госвласти в части Министерства экономразвития очень сильно контролируют соблюдение моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий. На сайте Минэкономразвития есть адрес электронной почты, по которой можно направить заявку, если вдруг во время моратория какой-либо деятельности были проведены контрольные мероприятия. В Воронежской области на сегодня таких мероприятий не зафиксировано.