«Проблемно, не критично». Как ситуация с коронавирусом повлияла на перевозчиков в Воронеже

Водители и чиновники – о работе транспорта в непривычных условиях.

Светлана Тарасова, 26 марта 2020, 18:00

Андрей Архипов

Президент Владимир Путин для снижения риска распространения коронавируса объявил неделю с 30 марта по 5 апреля нерабочей. Но есть профессии, представителей которых ни на удаленку, ни в отпуск так просто не отправить. Среди таких – профессия водителя. О том, как свалившаяся беда отразилась на работе общественного транспорта и такси, – в материале РИА «Воронеж».

«Зараза весь мир напугала»

Полдень. С конечной автобуса 58в у гипермаркета «Линия» сели всего две женщины – до ситуации с коронавирусом, по словам 41-летнего водителя Владимира Смулки, заполнялось как минимум полсалона. На следующих остановках в маршрутку подсаживалось по одному-два человека. На водителе была маска. Признался, что купил ее по своей инициативе:

– Неожиданно отыскал аптеку в Юго-Западном районе, где маски оказались, – сразу отоварился большой партией. Пять штук на день нужно. У меня двое детей – надо себя беречь. Прихожу, хозяйственным мылом мою руки, минут пять тру.

Владимир 20 лет за баранкой автобуса и никогда не видел, чтобы «зараза весь мир напугала»:

– Был свиной грипп, были другие какие-то болезни, но вот такого не было!

По словам водителя, пассажиров уже неделю как стало меньше наполовину. Сам он выходит в рейс «с нелегким сердцем», замечая, что и народ стал тревожным.

– Старичкам говорят по домам сидеть, а они единственные и ездят. Молодежь как отрезало. С тех пор, как в школах карантин объявили и студентов перевели на онлайн-обучение, они у нас редкие гости. Пенсионеры же ездят: по поликлиникам мотаются, по магазинам, – заметил Владимир Смулка.

У универсама «Молодежный» автобус заметно пополнился – в основном людьми старшего поколения. Народ, действительно, был хмурым, заводился с полоборота. Увидев журналиста РИА «Воронеж» с камерой, дедушка с двумя тяжелыми сумками взорвался: «Да вы достали со своим карановирусом! Нет никакого вируса, вы сами все это придумали, журналюги!».

Его дружно поддержали в салоне.

– Телевизор хоть не включай! Все бубнят про эту заразу, будто у нас проблем других нет, – сверкая глазами, выкрикнула дама с благородными буклями.

– Людям нужно выплеснуть свой страх, вот и срываются на тех, кто под руку подвернется. Я предпочитаю помалкивать, – сообщил водитель.

Стал «космонавтом»

На конечной 90-го и 125-го маршрутов, в районе улицы Антонова-Овсеенко, среди автобусов мелькали люди в белых костюмах и масках.

– Как начался вирус, так я и стал «космонавтом», – засмеялся 60-летний сотрудник компании «Автолайн +» Борис Лейба.

В обычное время он работает диспетчером по выпуску автобусов, а теперь пришлось переквалифицироваться и заняться их химобработкой.

– Вон привезли 30 литров «вонючки» (имеется в виду дезинфицирующий состав, проверенный и рекомендованный Роспотребнадзором. – Прим. РИА «Воронеж»). Будем брызгать, протирать, – произнес Борис Лейба из-под маски.

Валентин Мацаев по профессии водитель-наставник. Но сейчас учеников нет, и ему тоже пришлось переквалифицироваться в дезинфектора. Всего на предприятии этим занимаются трое.

– Я обрабатываю в день около 100 автобусов, каждый по три раза. На один автобус уходит минут по пять: разбрызгаю, протру все ручки и поверхности. Все это успеваем сделать в технический перерыв, пока водители отдыхают, и в конце рейса – уже более капитально, – поделился Валентин Мацаев.

Замглавы городского управления транспорта Максим Захаров рассказал корреспонденту РИА «Воронеж», что весь подвижной состав города начали обрабатывать с 18 марта. Основная обработка происходит в конце рабочего дня – с 19:00 до 0:00, и еще короткие – в перерывах между рейсами.

– На базе автобусы проходят мойку – внешнюю и внутреннюю – и после этого еще обрабатываются дезинфицирующими средствами. В основном используют хлоросодержащие препараты. Есть и спиртосодержащие, на основе аммиака, – добавил Максим Захаров.

Для водителей ввели усиленный режим медосмотра. Им перед выходом на линию измеряют температуру. Тех, у кого есть признаки ОРВИ, до работы не допускают.

– С салфетками и антисептиками разобрались, а вот с масками оказалось сложнее. Их в городе нет. У нас 1,3–1,4 тыс. машин выходит в день на городские улицы. Маска действует два часа. Смена продолжается от восьми до 14 часов. В день нужно 8,4 тыс. масок. На месяц – 250 тыс. Только для водителей, не считая кондукторов! Перевозчики искали, одно из предприятий приложило много усилий, чтобы эти маски закупить. Ездили на завод-изготовитель в другой регион. Привезли, но качество масок оставило желать лучшего. Они неудобные, резинки короткими оказались. Так что масками мы всех водителей пока обеспечить не можем, – подчеркнул замруководителя управления транспорта.

«На грани выживания»

На балансе «Автолайн +» находятся 333 автобуса. Обрабатывать их дважды в день приходится своими силами: работы СЭС влетели в копеечку, признался исполнительный директор компании Роман Аржаных:

– Стоимость обработки всего подвижного состава вылилась в 86 тыс. 757 рублей ежедневно! Тут и так пассажиропоток резко упал процентов на 30, компания на грани выживания, а еще такие траты. Решили купить антисептические средства, которые рекомендовали специалисты, и обрабатывать все самостоятельно. Своими силами мы укладываемся в 20-25 тыс. рублей в день.

Коллега Романа Аржаных, Алексей Рязанцев, еще более пессимистичен:

– С прошлой пятницы пассажиропоток упал на 40%. Это еще не конец, думаю, до 50% упадет точно.

– Водителей стали отправлять на б/с. Это чаще по их инициативе происходит. Мы отправили в отпуск без содержания не только водителей, но и других сотрудников компании. Нечем платить людям зарплату. Пока ее не снижаем, держимся за счет того, что многие ушли. С 16 марта по 1 апреля посчитаем, какие убытки понесла компания, примем решение, – заметил Роман Аржаных.

Число автобусов на линии, по его словам, пока тоже не уменьшилось:

– В среднем на 90-й маршрут у нас выходит 35-37 автобусов. Они сейчас ездят полупустые. Будем, наверное, сокращать число машин, увеличим интервал движения.

Максим Захаров заверил, что в целом по Воронежу пассажиропоток снизился значительно, но все же не на 40%, и сообщил, что транспорт при этом работает «на прежнем уровне»:

– Если сравнивать с предыдущей неделей, перед введением режима повышенной готовности, пассажиропоток снизился на 28%. Это соизмеримо с пассажиропотоком разгара отпусков – июлем. Для перевозчиков это время – мертвый месяц. Летом отток водителей есть всегда, но тогда у них есть выбор сезонной работы, теперь этой альтернативы нет. Ситуация проблемная, но пока не критичная. Работа идет на прежнем уровне. Мы не уменьшаем количество машин на рейсах, в будни соблюдаем все графики. Работа в ночное время ведется, но не так массово, как предполагали до введения чрезвычайных мер.

«Очень боюсь заболеть!»

Александр Золотарев – 32-летний водитель автобуса №90 – поделился с корреспондентом РИА «Воронеж» наблюдениями:

– С середины марта число пассажиров стало резко уменьшаться. Поток у нас одно время был до Центрального автовокзала. Народ массово уезжал из города. С каждым днем меньше становится рабочих по утрам. Раньше автобус был под завязку в час пик, теперь только сидячие места заняты, может, один-два стоят. Даже летом людей больше в городе, чем сейчас.

По словам водителя, раньше один автобус в среднем перевозил около 1 тыс. человек, а теперь дай бог 500. И выручка, само собой, упала.

– Народ оплачивает в основном «по безналу». К деньгам никто не хочет прикасаться, они ведь тоже переносчики этой гадости. Раньше карточкой расплачивались 300-310 человек, теперь 350, при том что их вообще стало гораздо меньше. Я зарабатывал около 35 тыс. в месяц, в этом месяце бы хоть 25 тыс. натянуть, – вздохнул Александр Золотарев. – Работодатель выдавал нам маски, но мне в ней работать душно. Лучше окно открыть, ветерком все и вытянет. Понимаю, что надо, но неудобно.

При этом водитель подчеркнул, что беспокоится о своем здоровье:

– Я очень боюсь заболеть. На каждой «конечке» мою руки с моющим средством и протираю их спиртом. Дома в качестве профилактики ем лук, но жена не дает особо «разгуляться»: запах, видите ли. Если человек ко мне в кабину лезет, я отодвигаюсь. Сказать что-то – себе дороже: народ оскорбится, скандал затеет, он и всегда-то был нервным, а теперь особенно.

Из общения с перевозчиками известно, что водители стали «мигрировать» из компании в компанию. Есть риск, что начнут и вовсе уходить: с одной стороны –вероятность заболеть, с другой – меньше возможностей заработать. На фоне этого государство готово протянуть руку помощи.

– К водителям и перевозчикам государство сейчас более лояльно. К примеру, есть целый перечень штрафных санкций – за срок использования подвижного состава, за экипировку водителей, за соблюдение графиков, за единые места отстоя и так далее. Сейчас режим проверки не останавливается, но пока без выставления штрафов, – заметил Максим Захаров.

«Пока держимся»

Воронежцы стали меньше ездить не только на маршрутках, но и на такси. Директор компании «Желтое такси» Сергей Костин признался журналисту РИА «Воронеж», что число заказов снизилось на 30-40 %. Из 270 водителей его компании около 20 взяли отпуск без содержания.

– Кафе, кинотеатры, театры закрылись, и люди стали реже пользоваться нашими услугами, – отметил Костин.

Но подчеркнул, что «не собирается закрываться или повышать цены».

– Было много кризисов, все пережили – переживем и этот. Пока держимся. Работаем в штатном режиме. У нас есть контингент людей, которые нас выбирают. Они знают, что автомобили у нас всегда в порядке и водители соблюдают все правила. Например, машины дважды в день моют и обрабатывают горячим паром с химсоставом, водители работают в масках. Когда все это началось, купили парогенератор, обрабатываем салон паром.

Начальник технического центра Андрей Юдин, который занимается обработкой машин, заверил: температурой пара 120 градусов «все микробы уничтожаются, никакая зараза не страшна».

Сергей Щеглов – водитель такси – добавил:

– Я лично не сильно почувствовал изменения, разве что медосмотр стал строже: если малейший подъем температуры, домой отправляют. У меня есть постоянные клиенты. Вызовов, конечно, стало меньше, но пока нет повода кричать «караул».

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.