«Помогаю дорасти до личного максимума». Воронежский логопед вошла в топ-15 лучших в России
Мария Гаврикова работает в детском саду компенсирующего вида №4
Дарья Снегова, 21 октября 2021, 13:40
Лауреат всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2021» Мария Гаврикова работает учителем-логопедом детского сада компенсирующего вида №4. Она занимается с ребятами, у которых есть задержка психического развития. Перед Марией часто стоит вопрос запуска речи – дети не могут или не хотят говорить, и им необходима помощь. Педагог поделилась с корреспондентом РИА «Воронеж» мыслями о своей профессии, а также полезными советами для родителей, которые хотят помочь своему особенному ребенку.
Дошкольный период – самый продуктивный
Марии Гавриковой 28 лет, она родилась в Орловской области. С выбором профессии определилась в десятом классе. После школы приехала учиться в Липецк, потому что там был тот заветный психолого-педагогический факультет и дефектологическое отделение, после окончила магистратуру факультета философии и психологии ВГУ.
– Трудно сказать, откуда у меня взялось это увлечение, – возможно, из-за того, что со мной в одном классе учился мальчик с особенностями в развитии. Сначала мы не понимали, почему он отличается от нас. Осознание начало приходить классу к восьмому. Вероятно, именно это и послужило катализатором. Я закончила бакалавриат с красным дипломом. Именно тогда поняла, что хочу работать с дошкольниками, ведь в этот период еще очень многое можно изменить, заложить основы для успешного будущего, – рассказала Мария.
Обучение в Воронеже началось в 2015 году, тогда же молодой специалист пришла в детский сад, в котором работает до сих пор.
– Отработав несколько лет и получив небольшой стаж, я поняла, что мне скучно, почувствовала информационный вакуум. В нашем учреждении педагоги нечасто выходят в свет для обмена информацией с коллегами, нет какого-то специального чата для всех логопедов Воронежа. В городе очень много разного интересного опыта в образовании, но я не знала, как начать общаться с единомышленниками. На конкурсы я пошла именно за общением и новыми знакомыми, – призналась педагог.
Первым конкурсом для Марии стал «Учитель-дефектолог года». Она штурмовала его трижды, но не вышла в финал всероссийского этапа. Затем на конкурсе «Педагогический дебют» заняла третье место по стране с проектом, соединяющим метод нейропальчиковой гимнастики (комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы мозга, помогает управлять физической, умственной и эмоциональной жизнью. – Прим. РИА «Воронеж») и изучение безопасности жизнедеятельности.
Лабиринты и «КИТы»
Конкурс «Воспитатель года» начался для Марии год назад. Она методично прошла районный, региональный и федеральный этапы, сама создала сайт-портфолио и графику для пособий, записала видео-визитку – рассказ о самом главном за три минуты.
Во время очного этапа в испытании «Педагогическая находка» Мария представила собственное профессиональное открытие – «Лабиринты КИТ»: коммуникация, интеллект и творчество.
– Традиционно работа логопеда подразумевает воспроизведение речевого образца. То есть ты что-то говоришь ребенку, а он за тобой повторяет. Иногда при этом он лишается возможности высказать свое мнение и именно поэтому не запоминает часть материала. На создание своего инструмента меня натолкнула методика «Лабиринт» – изобретение советского психолога Леонида Венгера, который использовал эту технологию в диагностических целях. Я переработала его методику для решения своих задач: ребенок ходит по дорожкам и приходит к какому-то звуку, слову, тем самым вводя его в активную речь. Я не даю конкретных образцов, а последнее слово всегда остается за подопечным, – объяснила логопед.
Ребенок самостоятельно составляет мини-тексты, а педагог помогает ему оформлять их в предложения. Такая методика подходит для индивидуального или группового формата занятий в случае, если дети уже разговаривают. С неговорящими детьми используют фишки с картинками, которыми ребенок заполняет поля лабиринта.
Ключевым заданием для конкурсантов стала «живая» работа. Жюри оценивало, как участники взаимодействуют с ребятами, видят ли их потенциальные трудности и возможности. За 20 минут с незнакомыми детьми нужно было выстроить коммуникацию и привести процесс к определенному результату, при этом учесть и детский интерес.
– Нам сообщали тему занятия и возраст детей накануне испытания, так что времени на подготовку не было. Мне «достались» старшие дошкольники и тема «Все профессии важны». Как мне кажется, общение получилось идеальным: мы с подопечными прошли мой «Лабиринт КИТ» и пришли к рассуждениям ребят о профессиях родителей и о том, почему эта профессия важна. Обычно в моих лабиринтах дети разрисовывают концовку, в этот раз для экономии времени мы использовали голосовой чат. Всем очень понравилось: интересно и по-взрослому, – поделилась Мария.
По итогам двух этапов конкурса выбрали 15 лучших педагогов страны. Им предстояло показать мастер-классы. Мария Гаврикова продемонстрировала взрослую вариацию «КИТа», которая поможет педагогу понять и выстроить процесс работы с учетом детского мнения и интереса.
– Нам предстояло участие в ток-шоу, которая вела Мария Ситтель, между прочим, мама пятерых детей. Жюри интересовалось, нужны ли педагоги-мужчины в детских садах, хотим ли мы изменить что-то в дошкольной педагогике. Были и общие вопросы – например, что читают педагоги, чем увлекаются, как восполняют свои ресурсы. Важно было высказаться правильно и тактично, а также максимально емко и кратко, не забывая, что шоу транслируется в прямом эфире.
Новые знакомства и методики
Несмотря на зашкаливающее волнение, по словам Марии, участие в конкурсе стало для нее хорошим тренингом по стрессоустойчивости. Но во время конкурса она поняла, что главное, зачем приехала – дружить. Участники сразу же нашли друг друга в соцсетях, создали чат.
– Все девочки, которые не прошли в «пятнашку» лауреатов, все равно приходили поддерживать нас, мне это было очень важно. Жесткой конкуренции не было, каждый боролся только с самим собой. На этом конкурсе я нашла то, что искала с самого начала – сообщество единомышленников и новые идеи. География моих друзей в одночасье расширилась: Камчатка, Марий Эл, Ленинградская область, – рассказала девушка.
Проблемы с речью – верхушка айсберга
В детский сад, где работает Мария, приходят дети с особыми образовательными потребностями – с задержкой психического, психоречевого и интеллектуального развития. Часто нарушение речи – только верхушка айсберга. В основании лежат проблемы, связанные с высшими психическими функциями, памятью, вниманием, мышлением, воображением, интеллектом. Поэтому сначала необходимо учитывать эти предпосылки, а затем уже браться за речевые аспекты.
Педагог обратила внимание, что сейчас наблюдается рост количества детей с речевыми проблемами. Возможно, предположила она, это связано с общественной оглаской: раньше многие родители боялись рассказывать об особенностях своих детей.
– Факторов всегда много. Меняется наша жизнь, экология, экономические факторы. Проблемы часто могут начинаться во время беременности или родов. Нельзя забывать о наследственности и генетике. Стало больше детей-молчунов, больше детей с задержкой психического развития, больше тех, у кого проблемным становится эмоциональный компонент. Самое главное – много детей не могут выстроить правильную коммуникацию со сверстниками, – отметила Мария.
Что делать родителям?
В первую очередь – идти к логопеду и оценивать уровень развития ребенка. Чем раньше выявится нарушение, тем быстрее его можно исправить. Нужно обращать внимание на то, как ребенок говорит, пользуются ли речью или ему легче объясняться жестами. Если ребенок всячески увиливает от речи, нужно разбираться, почему он предпочитает жесты, почему не нацелен на коммуникацию. Например, самостоятельно взять конфету или игрушку, а не попросить об этом. Очень важно регулярно посещать невролога, который раньше всех остальных специалистов может заметить проблему.
По мнению педагога, лучшее, что может сделать родитель на бытовом уровне – много говорить со своим ребенком:
– Существует одно интересное британское исследование, в котором сравнивали словари детей, с которым родители общаются в нормальном объеме, и тех, с кем общаются мало. К трем годам пассивный словарь этих детей качественно отличался (1100 и 500 слов соответственно). Уже в восемь месяцев, то есть на раннем этапе развития, выясняется, что ребенок слышит и воспринимает знакомые слова. Даже с малышами, даже если вам кажется, что он вас не понимает, нужно много общаться. Ребенок узнает от родителей, что такое интонация и как ее использовать, чувствует мелодику, темп, ритм – в дальнейшем они станут основой для его собственной речи.
Отмечайте успехи и не сравнивайте своего ребенка с другими
Мария Гаврикова часто использует в работе различные распевки. Они помогают «запустить» речь у неговорящих детей. По опыту логопеда, даже если ребенок не разговаривает, он обязательно согласится спеть.
– Однажды ко мне пришел мальчик по имени Мурад, который родился в двуязычной семье и в определенный момент перестал говорить, выбрал для себя молчание. Целый год мы учились не бояться открывать рот и говорить «А». Потом начали петь логопедические распевки. Через два года он так связно изъяснялся по-русски, что с ним было очень приятно общаться, – поделилась специалист.
Распевки несложно найти в интернете. Дополнительно дома можно заниматься нейропальчиковой гимнастикой. Зачастую родителям бывает сложно запомнить упражнения – для этого Мария снимает специальные видео.
– Главное, что день за днем заставляет меня возвращаться к работе, – профессиональный интерес. Смогу ли я понять каждого нового ребенка, найти индивидуальный язык? В первые годы работы мне было грустно, когда с самыми тяжелыми детьми результаты были скромными. Но со временем я научилась видеть другую сторону: я помогаю ребенку дорасти до его личного максимального уровня. У каждого он свой. Я не сравниваю детей друг с другом, а оцениваю вчерашние достижения конкретного ребенка с сегодняшними. Тогда прогресс заметен.