Пандемия или отсутствие комфорта? Почему в Воронеже не хватает водителей маршруток

Квалифицированные специалисты уходят из профессии

Анастасия Сарма, 28 января 2022, 17:00

Михаил Кирьянов (из архива )

Круглый стол «Проблемы и перспективы городского общественного транспорта» прошел в областном Доме журналистов в четверг, 27 января. Здесь встретились представители городского управления транспорта, компаний-перевозчиков, ГИБДД и общественники. Мероприятие организовал Центр управления регионом. В течение 2021 года ведомство мониторило жалобы горожан в соцсетях на работу общественного транспорта и провело свой онлайн-опрос о качестве транспортной системы города. Претензии пассажиров прозвучали на круглом столе. Главные среди них – несоблюдение водителями графика движения и недостаток автобусов на определенных маршрутах.

Но критика работы общественного транспорта выявила большую проблему – острую нехватку водителей. Почему квалифицированные кадры уходят из профессии и как решаются другие задачи отрасли – в материале РИА «Воронеж».

Дефицит водителей – 70%

В начале встречи модератор Елена Дементьева озвучила заместителю руководителя городского управления транспорта Максиму Захарову жалобы жителей микрорайона «Электроника», которым приходится ждать маршрутку №120В по 30 минут.

Максим Захаров ответил, что управление транспорта совместно с МБУ «Единый оператор городских пассажирских перевозок» проводит ежедневный мониторинг работы транспортных предприятий. За грубые нарушения к ним применяют штрафные санкции. Средства от оплаты поступают в городскую казну: в 2021 году общая сумма штрафов составила более 4,8 млн рублей, а с начала 2022-го – уже более 250 тыс.

Фото – предоставлено областным Домом журналистов

Но несоблюдение графика движения автобусов не всегда происходит по вине водителей. Среди основных задержек маршруток – недостаток подвижного состава и заметный дефицит водителей.

– Пандемия сильно подкосила отрасль общественного транспорта. За два года в Воронеже произошел колоссальный отток подвижного состава. За 2021 год город потерял более 200 единиц относительно нового транспорта от 2016 года выпуска. Это связано с тем, что физлица, которые ранее были и собственниками автобусов, и водителями, фактически уходят с рынка. Они не в состоянии оплачивать лизинг и расходы на содержание техники. Проводя анализ работы подвижного состава, мы пришли к выводу, что сейчас на линию выходит около 80% от того, что планировалось. Поэтому мы не можем обещать, что в ближайшее время сможем наладить работу автобусов на определенном маршруте, – объяснил Максим Захаров.

Фото – Андрей Архипов (из архива)

Еще более острая проблема – нехватка водителей. Максим Захаров отметил, что сейчас городской транспорт обеспечен ими только на 30%. При этом, чтобы соблюдался режим труда и отдыха, восьмичасового рабочего дня, с учетом отпусков и больничных на каждом автобусе должно работать по пять водителей. Сейчас же на муниципальном транспорте работает по два водителя, а у частных перевозчиков – по одному. Выходит, что трудиться людям приходится по 12 часов без выходных.

– Человек больше двух дней подряд смену отработать не может – дальше у него теряется концентрация, что приводит к ДТП, – отметил эксперт.

Фото – Виталий Грасс (из архива) 

Максим Захаров добавил, что в начале лета 2022 года городские власти намерены закупить для муниципальных перевозчиков 100 автобусов большого класса. Это позволит перераспределить транспортные потоки и соблюдать водителями расписание.

Низкая зарплата и отсутствие бесплатного обучения

Проблему нехватки кадров подтвердили и перевозчики. По словам исполнительного директора ТК «Автолайн+" Виктора Натарова, люди увольняются из-за низкой заработной платы. Увеличить ее можно, подняв стоимость проезда в транспорте.

– Труд водителя – тяжелый. Не каждый согласится выходить на работу, зарабатывая 2−3 тыс. рублей за смену, – сказал Виктор Натаров.

Фото – предоставлено областным Домом журналистов

Перевозчики также указали на проблему старения кадров водителей. Сейчас их средний возраст – 45 лет. Молодые люди в профессию не идут, потому что сейчас, в отличие от советского времени, для них не предусмотрено бесплатного обучения на категорию D. Обучаться приходится за свой счет.

Виктор Натаров отметил: перевозчики готовы платить водителям хорошую зарплату, но ее надо заработать. Представители компаний на круглом столе пожаловались на низкий тариф проезда в маршрутках. По их мнению, он не отбивает затрат на зарплату водителям, дорогостоящее оснащение автобусов камерами видеонаблюдения (обеспечение одного автобуса видеонаблюдением стоит 150 тыс. рублей), топографами, двумя системами ГЛОНАСС, покупку запчастей, резины и дорожающего топлива.

Фото – из архива

По словам Максима Захарова, решить проблему повышения зарплаты водителей можно не только за счет повышения тарифа проезда в транспорте, но и альтернативными способами – например, субсидиями и брутто-контрактами. Брутто-контракт – это система организации пассажирских перевозок, при которой перевозчики перечисляют всю собранную с пассажиров выручку в бюджет города, а городская администрация оплачивает выполнение рейсов по маршрутам.

– Есть экономически обоснованный тариф, а есть – социальный. Существующий тариф – социальный. Разницу между этими тарифами можно возложить либо на пассажира, либо на городской бюджет. Или же полностью сделать оплату проезда за счет бюджета. Какой способ выбрать, должны решить областные власти, – пояснил Максим Захаров.

Водители не застрахованы от ЧП

Еще одна причина увольнений – негативное отношение со стороны пассажиров и общества. Виктор Натаров посетовал, что о водителях зачастую отзываются негативно, а хвалить их за хорошие поступки не принято.

Фото – Виталий Грасс (из архива)

Не каждый выдержит грубое отношение со стороны пассажиров, многие из которых отказываются платить за проезд. По словам другого представителя транспортной компании, Дмитрия Лосева, «зайцы» остаются безнаказанными – привлечь их к ответственности за безбилетный проезд невозможно. Из федерального законодательства эту норму убрали, а в местный КоАП она не внесена.

– Если пассажир говорит: «Я платить не буду», ему за это ничего не будет. Если водитель принципиальный, он может сказать: «А я не поеду». Но тогда вряд ли будут рады другие пассажиры. Поэтому чаще всего водитель машет на «зайца» рукой, в этом плане он никак не защищен, – подчеркнул Дмитрий Лосев.

Фото – предоставлено областным Домом журналистов

Кроме того, подчеркнули спикеры, человек за рулем не застрахован от нападений дебоширов. Дмитрий Лосев рассказал, что в прошлом году пассажиры несколько раз разбивали в автобусах окна и били водителей. Ни по одному обращению в полицию, заметил он, не было вынесено процессуального решения.

– Злоумышленники убегают, а задерживать их водитель не имеет права. Полиция не может найти нарушителей, – добавил Дмитрий Лосев.

Нет элементарных удобств

По мнению гражданского активиста Виталия Иванищева, на конечных остановках у водителей нет возможности по-человечески поесть, разогреть себе еду и даже сходить в туалет.

Фото – предоставлено областным Домом журналистов

– У троллейбуса №7 только одна конечная, у ВГУ. Водители выходят из положения, открывая люк. Да, там стоит синяя туалетная кабинка, привязанная цепью к дереву, но к ней подойти страшно. Те, у кого конечная в лесополосе, ходят в туалет в лесу, а те, у кого остановка в Отрожке, справляют нужду на рельсы, – рассказал общественник.

Более того, добавил он, на конечных водителям негде припарковать автобус – большинство таких остановок представляет собой обочину дороги. Там нет ни разворотных колец, ни парковочных карманов. Остановившийся автобус не может стоять на обочине долго – в «спину» ему сигналит другой.

Фото – Виталий Грасс (из архива) 

– У нас многие конечные – на «птичьих правах»: непонятно, на чьей земле они находятся, кому она принадлежит. За 20 лет у нас всю транспортную инфраструктуру уничтожили, – обратил внимание на проблему Виталий Иванищев.

Общественник привел в пример Старый Оскол, где на конечной трамвая водители могут сходить в столовую и уборную.

– Почему этого не происходит у нас? Это стыд и позор. Городской транспорт – это не бизнес. Это такая же инфраструктура, как канализация или уличное освещение. Нельзя передать все освещение рынку, чтобы фонарь загорался от брошенной монеты – это так не работает, – возмутился Иванищев.

Фото – Виталий Грасс (из архива) 

Гендиректор МКП МТК «Воронежпассажиртранс» Михаил Шацких, говоря о туалетах, рассказал, что у предприятия заключены договоры с профильной организацией. По его словам, на всех конечных пунктах предприятия установлены биотуалеты, ключи от которых находятся у водителей.

– Биотуалеты – это временное решение для массовых мероприятий. Построить туалеты – задача не перевозчиков, а местных органов самоуправления, – уверен Виталий Иванищев.

Дмитрий Лосев согласился с общественником. Он отметил, что у водителя должна быть возможность вымыть руки, разогреть еду и посмотреть телевизор. Только тогда он будет более расслаблен.

– Если водитель приезжает с рейса и 5−10 минут ест фастфуд в холодном автобусе, его отношение к работе будет таким же. А ведь он общается с людьми, – полагает Дмитрий Лосев.

Он также добавил, что в тяжелых условиях работают девушки-диспетчеры, которые по 12−16 часов стоят на улице и проверяют работу общественного транспорта.

Фото – Евгения Емельянова (из архива) 

Максим Захаров согласился с Виталием Иванищевым, что проблему конечных остановок нужно решать. Он подтвердил, что из 63 конечных остановок 43 – это либо обочина, либо грунтовая дорога.

– Вопрос с выделением земельных участков для конечных будет решаться на уровне Генплана. Вопрос проблемный. В любой момент участок может уйти в чью-то собственность или под застройку, – добавил чиновник.

Почему автобусы задерживаются

Представитель транспортной компании ООО «АТП-1» Дмитрий Лосев рассказал, что сейчас движение автобусов отслеживают с помощью системы видеонаблюдения и спутниковой системы ГЛОНАСС. Благодаря этому можно определить, где автобус, когда он приедет, что происходит в кабине водителя.

Дмитрий Лосев отметил, что сейчас на многих маршрутах перевозчики отказываются от «газелек» и увеличивают транспорт большого класса. Пассажиры, до этого ездившие на «газелях», не привыкли ждать больших автобусов по 12−15 минут – ведь раньше юркие маршрутки летали с интервалом в 1,5 минуты. Но крупные автобусы не в состоянии приходить в считанные минуты. К тому же по дороге могут произойти нештатные ситуации – общественный транспорт зачастую стоит в пробках из-за ДТП и погодных условий. Может случиться непредвиденное и в салоне автобуса.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива) 

– В месяц в среднем мы вызываем скорую помощь 30 раз. У людей случаются инсульты, эпилептические приступы, остановка сердца. Три раза в наших автобусах умирали пассажиры из-за сердечного приступа. У нас даже была беременная женщина, у которой в автобусе начались роды, – рассказал специалист.

По словам транспортника, проблема в том, что пассажиры, стоящие на остановках, зачастую не имеют возможности посмотреть расписание маршруток. Многие остановки пока не оборудованы электронными экранами с информацией о том, когда приедет тот или иной автобус.

Молодые пассажиры смотрят график движения в онлайн-сервисах – например, Яндекс-картах. Но там не всегда отражается актуальная информация.

– Мы передаем сигнал о наличии автобуса на линии в муниципальную организацию – единый оператор городских пассажирских перевозок. Объективная информация находится у них. Они транслируют сведения в соответствующем сервере, но за его работу не отвечают. Поэтому пассажирам имеет смысл пользоваться сайтом Единого оператора городских пассажирских перевозок, – порекомендовал Дмитрий Лосев.

Представитель перевозчика сообщил, что сейчас компания разрабатывает чат-бот для обратной связи с пассажирами. А Виталий Иванищев посоветовал подавать жалобу на работу того или иного автобуса на ресурсе VrnBus и через телеграм-бот @vrnbusbot.

Фото – из архива

Валидаторы в автобусах

На круглом столе рассказали и об организации безналичной платы в воронежских автобусах. «СберТройка» победила в открытом конкурсе муниципального перевозчика «Воронежпассажиртранс» на организацию безналичной оплаты проезда – компания стала вторым оператором безналичной оплаты проезда после компании «Информсети» («дочка» Газпромбанка).

Руководитель региональных проектов ООО «СберТройка» Евгения Шпидонова рассказала, что новая система заработает в муниципальных автобусах с марта. Каждую дверь автобуса оборудуют стационарными валидаторами. К ним нужно будет приложить банковскую карту. После оплаты проезда пассажир через личный кабинет получит электронный билет и фискальный чек о взыскании средств. У водителя будет находиться головной терминал. Через него он будет видеть, как прошла оплата.

Максим Захаров добавил, что в 2022 году в системе общественного транспорта появятся проездные. Безлимитный абонемент на месяц будет стоить 2,1 тыс. рублей.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.