Осторожно, «обвешано»: стоит ли воронежцам покупать машину в условиях дефицита автомобилей
Сегодня купить авто в базовой комплектации практически невозможно
Дмитрий Купервассер, 24 сентября 2021, 14:00
Пандемия коронавируса негативно сказалась на самых разных сегментах экономики, изменив законы рынка. Например, в следующем году цены на кофе могут побить все мыслимые рекорды из-за подорожания сырья. Кризис настиг и автоиндустрию: дефицит машин стандартной комплектации, паника покупателей и обострение дилерской хитрости. Корреспондент РИА «Воронеж» взялся разобраться в текущем состоянии рынка автомобилей и помочь воронежцам избежать необдуманных скоропостижных покупок.
Что случилось?
В настоящее время существует несколько основных причин дефицита на рынке машин. Самая очевидная – временное закрытие многих автозаводов в связи с пандемией: так, например, концерн «Тойота» сократил производство почти на 40%.
Но есть и другая причина – дефицит полупроводников, неотрывно связанный с ростом цен на ряд металлов, необходимых для производства. Не пострадал от этого только китайский рынок: там хватает и материалов для комплектующих, и самих комплектующих, и непосредственно автомобилей.
Кроме того, август – месяц традиционного профилактического «простоя» автозаводов, так что на вышеперечисленные причины этой осенью накладывается еще и сезонный фактор.
«Обвесить» на 4 миллиона
Сегодня приобрести машину в минимальной комплектации невероятно сложно. Дилеры упорно предлагают «слонжоначиненные» авто, которые обвешаны всевозможными «допами», и уклончиво отвечают о наличии той или иной модели. Мол, приезжайте, все посмотрим на месте.
– В сложившейся сегодня ситуации страдает покупатель, но страдает он во многом из-за дилеров, оказавшихся на грани выживания. Логичным выходом автосалоны видят повышение цен и продажу ранее неликвидных комплектаций привычных авто: например, недавно мой приятель собирался приобрести «Лэнд Крузер» за 7,7 млн рублей, но ему готовы были продать лишь его «обвешанный» вариант за 11,5 млн. Почти 4 миллиона на одной комплектации! А если не хочешь переплачивать, то почти всегда придется ждать. Недавно один чешский бренд презентовал новую машину, и я пытался записаться на тест-драйв. Мне ответили, что авто на тест могут прислать не раньше февраля! – рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» руководитель автомобильного издания Carzclub.ru Алексей Шамарин.
Не менее остро стоит в посткарантинную эру проблема с «серыми» дилерами. Эти продавцы будут активно заманивать вас в автосалон, причем порой они даже готовы оплатить вам дорогу из области или из другого города, посулив какой-нибудь подарок по прибытии. В результате на месте вам сообщат, что обещанного «Акцента» нет, зато есть примерно такой же «Солярис», чуть дороже, но зато какой прекрасный! А на его базовую комплектацию еще навесят различных «изысков» на полмиллиона. А дальше – дело за талантом продавца убеждать здесь и сейчас.
«Когда вам удобно подъехать к нам?»
Но и официальные дилеры не спешат раскрывать всех карт. Мы позвонили в салон, который продает в Воронеже автомобили Renault, и решили узнать, можно ли вот так запросто на этой неделе приобрести «Рено Дастер» – популярный кроссовер, пригодный как для поездок на дачу, так и для повседневных перемещений по городу.
– Отличный выбор! Скажите, а почему именно эту модель рассматриваете?
– У товарища была такая машина, неоднократно выручала, да и внешне очень нравится.
– Понял вас! Что ж, приезжайте в салон, будем уже на месте говорить...
– Так, ну а в наличии-то у вас «Дастеры» есть?
– Хороший вопрос! Сейчас с этой моделью очень сложно, но у нас есть «Рено Аркана», аналогичный автомобиль по многим характеристикам...
– Ну... все-таки это автомобиль другого класса... Вроде бы он существенно дороже?
– Ну смотрите, 1 млн 906 тыс. рублей у нас стоил «Дастер», но, к сожалению, его пока нет в наличии, и всего 2 млн 187 тыс. будет стоить «Аркана». Когда вам удобно подъехать к нам?
– ...Неужели «Дастер» в базовой комплектации стоил 1,9 млн рублей? На официальном сайте Renault минимальная цена на него 1,2 млн рублей.
– Вы должны понимать, что озвученные вами данные устарели, цены сейчас очень быстро растут...
– Подождите, так 1,9 млн рублей стоил «Дастер» в минимальной комплектации? Или уже с обвесами? Какой-нибудь «Драйв плюс?»
– Нет, это была ходовая модель «Дастер Стайл», но сейчас в любом случае «Дастера» нет в наличии. Готовы ли вы записаться на тест-драйв «Рено Аркана»?..
Не намного лучше ситуация и у другого крупного продавца – по крайней мере, судя по сайту автосалона, торгующего «Тойотой», в наличии имеется лишь один автомобиль модели Camry, и тот «обвешан» примерно на 1,1 млн рублей. И это при том, что в базовой комплектации такой автомобиль стоил бы около 2 млн рублей.
Следом мы позвонили еще в один дилерский центр, чтобы узнать о наличии Volkswagen Polo – сайт упорно препятствовал выяснению его стоимости, призывая оставить свои данные для обратного звонка. В итоге оператор пообещала соединить нас с менеджером, но после минуты ожидания на линии выяснилось, что свободных специалистов нет, и мне уже голосом предложили оставить свой номер. И это вечером в четверг, 23 сентября, – прямо сейчас рядом с нами десятки или даже сотни воронежцев бьются за свои деньги и машины с красноречивыми менеджерами автосалонов!
И как это разрулить?
– Даже если теоретически в автосалоне есть машина в базовой комплектации, продавать ее в таком «голом» виде – это фактически «расстрельная статья» для менеджера. В условиях дефицита и весьма высокого спроса на это никто не пойдет, условия диктует дилер, – отметил автоэксперт Михаил Чиндин. – Как поступить в этой ситуации? Вопрос сложный, рынок крайне нестабилен, и непонятно, стоит ли спешить с покупкой или, напротив, откладывать средства для приобретения машины в будущем. Неискушенному покупателю могу посоветовать только одно – в это непростое время следует держаться официальных автодилеров, потому что вторичный рынок сегодня как никогда нестабилен.
Тем не менее отчаиваться не стоит: рано или поздно рынок вернется в равновесие. Некоторые эксперты даже утверждают, что проблема дефицита исчезнет к середине следующего года, хотя в целом делать точные прогнозы пока рано. Однако, когда предложение все же «догонит» спрос, очереди в автосалоны сойдут на нет, и тогда все может повернуться на 180 градусов: условия начнет диктовать покупатель.
Поэтому если приобретение машины – не вопрос жизни и смерти, то определенно стоит подождать, пока рынок легковушек перестанет лихорадить.
Важные покупки следует совершать в спокойное время и с холодной головой, а нам пока неизвестно, когда авторынок выйдет из крутого экономического дрифта. И если выйдет, как скоро рассеется дым его последствий?