Осмыслить настоящее через прошлое. В Воронеже проходит уникальная выставка «Виват, Россия!»
Работы к юбилею Петра I представили более 40 выдающихся мастеров
Юлия Львова, 28 апреля 2022, 19:00
В 2022 году Россия отмечает 350-летие со дня рождения Петра I. Во многих городах к юбилею императора проходят разнообразные художественные выставки, их авторы сегодня буквально нарасхват. Воронежу в этом плане повезло: благодаря длительному сотрудничеству с Российской академией художеств нашему городу удалось заполучить обширную коллекцию работ выдающихся мастеров – действующих членов РАХ из Москвы, Московской области, Воронежа, Тамбова, Орла и Липецка. Экспозиция «Виват, Россия!», организованная Воронежским художественным училищем при поддержке регионального департамента культуры, развернулась в художественном музее имени Крамского.
Масштаб выставки впечатляет: более 100 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства заняли 500 кв. м на двух этажах музейного пространства. Имена авторов на слуху даже у тех, кто мало интересуется искусством: Зураб Церетели, Анатолий Любавин, Андрей Дубов, Константин Петров, Евгений Ромашко, Александр Цигаль, Олег Савостюк, Виктор Русанов, Алексей Суховецкий, Александр Теслик, Юрий Астапченко, Сергей Гулевский, Александр Золотых, Александр Лавров, Гиви Колмахелидзе, Павел Золотов и многие другие. Всего в экспозиции – 40 известных мастеров.
Портреты Петра I здесь соседствуют с пейзажами Воронежского края, цветочными натюрмортами, фарфоровыми фигурками артисток, оригинальными композициями из стекла, украшенными силуэтами современных мужчин и женщин. Казалось бы, никакой связи с великим государем у этих работ нет. Но авторы ее нашли и предложили зрителям тоже попробовать осмыслить настоящее через призму прошлого.
Зампред правительства Воронежской области Олег Мосолов, открывая экспозицию, отметил, что при ее подготовке изначально не шло речи о произведениях, изображающих конкретно Петра I. Цель была глобальнее – показать петровскую эпоху и ее отражение в разных временах и событиях. И авторы блестяще справились с этой задачей.
– Когда несколько месяцев назад мы вели с организаторами переговоры о возможности проведения этой выставки в Воронеже, решили, что речь в ней пойдет не только о визуализации образа Петра. Нужно еще обязательно показать отражение его дел и наследие сквозь века. Сегодня я увидел эту динамику в работах и то самое творчество, демонстрирующее историю развития государства. Выставка – своеобразный мостик между молодым поколением художников, которые имеют счастье выставляться рядом с маститыми авторами, действующими членами академии художеств. Для нас тоже счастье лицезреть такие шедевры. За последние семь лет это первая такая масштабная экспозиция. Позволю себе надеяться, что подобные вернисажи станут традиционными. Воронеж имеет право встречать гостей столь высокого уровня и получать удовольствие от их произведений, – сказал Олег Мосолов.
Работа над проектом длилась полгода. По словам организаторов, собрать произведения в единую экспозицию оказалось непросто – нужно было договориться с каждым автором, тщательно упаковать каждую картину, транспортировать их из разных городов в Воронеж, а потом еще и разместить в выставочном зале так, чтобы все произведения заняли свои места, но при этом вписались по смыслу в общую канву.
– Проект большой, трудозатратный и оттого такой ценный. Нам хотелось сделать воронежцам и гостям города настоящий подарок, поэтому отбор произведений был очень тщательным. Не стоит забывать, что год Петра Великого отмечается по всей России, многие художники задействованы в других выставках, и тем приятнее, что они нашли время для подготовки к нашей экспозиции и смогли поделиться своими работами, – отметила и. о. директора музея имени Крамского Юлия Зайченко.
Самым сложным в техническом плане, по ее признанию, оказался триптих Бориса Бельского. Художник специализируется на шелкографии по металлу. На выставке представлены его работы из серии «Корабельная архитектура», где фотографии величественной плавучей эскадры – атомных ракетных крейсеров и линкоров – отсылают к знаковым готическим постройкам различных эпох и стилей.
Этот проект Бельского фигурирует в экспозиции как дань уважения Петру I и строительству под его руководством Российского военно-морского флота. Высота металлических листов – 2,25 м, при этом они достаточно тонкие, отчего легко гнутся. Поэтому запаковывать, транспортировать и монтировать их для выставок проблематично.
Большая аккуратность потребовалась и для доставки в Воронеж стеклянной композиции «Вместе» московской художницы Любови Савельевой. Всю свою жизнь она посвятила живописи, графике, поэзии, но излюбленным занятием для мастерицы всегда было стекло. Ей удалось развить и продолжить уникальную традицию пластики из стекла, начатую еще скульптором Верой Мухиной. Изделия Савельевой, представленные на выставке, выполнены в технике гутного стекла – вручную, способом свободного выдувания непосредственно у стекловаренной печи. Композиция с людскими фигурами символизирует хрупкость человека по сравнению с силами природы.
Ректор Московского государственного академического художественного института имени Сурикова, народный художник РФ, вице-президент РАХ Анатолий Любавин поделился двумя своими работами. Картину «Слушают птицу», посвященную будням пандемийной самоизоляции, он написал в 2021 году. В таком же стиле через год появилось полотно «Красный всадник», изображающее Петра I на современной Красной площади. Это оммаж произведению Сурикова «Утро стрелецкой казни» и одновременно параллель с «Купанием красного коня» Петрова-Водкина.
Выступая на открытии, Анатолий Любавин поблагодарил кураторов за достойную организацию экспозиции:
– Выставка сформировалась. В другом городе, в другом пространстве, с другой аурой она бы по-другому смотрелась. А здесь, в Воронеже, само здание музея имени Крамского, история города и его тесная связь с Петром I – все выглядит гармонично. Получился целостный организм. Отдельная благодарность идейному вдохновителю проекта Сергею Гулевскому, который заставил всех нас собраться и принять участие в выставке. Высокий статус этого проекта подчеркивает замечательный состав художников, у каждого из которых свои язык, стиль, направление, образное мышление.
Художник подчеркнул, что одним из условий было участие в выставке местных академиков, живущих в Воронеже и ближайших к нему регионах.
– Это тоже очень важно – в одном месте собрать не только центральных художников из Москвы и Санкт-Петербурга, но и региональных авторов. В этом плане получилась интересная коллекция, объединенная грандиозным событием – днем рождения Петра Великого. Каждый художник так или иначе откликнулся на этот юбилей. Даже не в прямом плане – написать портрет Петра или его эпоху, – а через современные сюжеты, мотивы, попытку изобразить духовную связь с ним. Получился такой глубинный контакт со временем. В некоторых работах можно заметить переосмысление прошлого в нашем настоящем. И зрителю, думается, будет интересно подумать о роли Петра в истории государства Российского. Тем более в экспозиции полно подсказок, а где-то – неожиданных загадок, дающих пищу для размышления. Кроме того, выставка может иметь воспитательное значение, показывая, как со временем менялись художественный язык, взгляд на искусство, трансформировалось пластическое устройство произведений, – пояснил он.
Президент Российской академии художеств Зураб Церетели по состоянию здоровья на открытие выставки приехать не смог, но передал три свои работы и благодарственное письмо организаторам. Воронежцы могут увидеть созданную мэтром бронзовую модель – точную копию установленного в Санкт-Петербурге памятника Петру I – и пестрые, написанные широкими мазками натюрморты «Радостный день» и «8 Марта».
Идейный вдохновитель проекта, директор Воронежского художественного училища, академик РАХ Сергей Гулевский рассказал, что привлечь в экспозицию Церетели не составило особого труда.
– Церетели вообще очень легкий на подъем, тем более академия сотрудничает с нашим училищем уже более 15 лет, к нам есть определенная степень доверия. Все творчество Зураба Константиновича – это позитив, динамизм, движение вперед. В этом он схож с реформатором Петром I, поэтому, наверное, так тонко чувствует его натуру. А от натюрмортов Церетели, думаю, зрители получат такое же эмоциональное удовольствие, как и я. Помню, когда в 2016 году Зураб Константинович приезжал с мастер-классом в Острогожскую детскую художественную школу и за 40 минут на наших глазах так живо, эмоционально написал картину большого формата, мы все были под впечатлением! – поведал он.
Кстати, изначально экспозицию планировалось оформить четырьмя работами Церетели. Организаторы также собирались установить на улице перед входом в музей имени Крамского трехметровый макет скульптурной композиции Петру I, воздвигнутый на Москве-реке. Но из-за большой конкуренции макет буквально за две недели «увел» другой город.
Сергей Гулевский добавил, что, помимо присутствия в коллекции работ таких легендарных мастеров, как Церетели и Любавин, эту выставку выделяет главное – высокое профессиональное искусство, искренняя любовь всех авторов к творчеству:
– Здесь собраны действительно красивые вещи, которые тебя невольно останавливают. Хочется рассмотреть их подробно, познать что-то новое и получить те позитивные эмоции, которых, возможно, так сейчас не хватает.
Выставка «Виват, Россия!» продлится до 29 мая. Помимо экскурсий, посетителей ждут лекции, мастер-классы и даже концерты инструментальной музыки петровских времен.