«Оскорбляли и запугивали». Воронежский режиссер Дина Баринова пожаловалась на полицейских
Девушка рассказала, что «люди в форме» применили к ней грубую силу
Анастасия Сарма, 19 ноября 2020, 12:45
Режиссер документальных фильмов из Воронежа Дина Баринова сообщила корреспонденту РИА «Воронеж» о нападении воронежских полицейских, которое, по ее словам, случилось в воскресенье, 8 ноября. Что конкретно произошло и как прокомментировали слова Бариновой полиция и эксперты – в этом материале.
Что рассказала девушка?
Восьмого ноября Дина Баринова вместе с другом И. прогуливалась недалеко от дома, на улице Шишкова. Рядом гуляли люди.
Внезапно в паре десятков метров от молодых людей остановилась полицейская машина, из которой вышли двое стражей порядка. «Люди в форме» потребовали у Дины и ее друга показать документы – сами же не представились и не показали свои удостоверения. После попросили показать содержимое рюкзаков и карманов.
– Когда мы спросили, на каком основании нас обыскивают, нам ответили, что мы подозреваемся в преступлении. После этого полицейские потребовали показать содержимое наших телефонов – вкладки, которыми пользовались в последнее время. Мы выполнили их требование, – сообщила Дина Баринова.
Показывать личные переписки в Telegram режиссер отказалась. После этого из машины вылезли еще двое полицейских и, по ее словам, стали угрожать девушке и запугивать ее. Дина утверждает: ее схватили, из рук вырвали телефон, и она начала кричать и звать на помощь. И. попросил стражей порядка не трогать подругу, но его ударили в ключицу и повалили.
– Меня потащили к машине. Я находилась в состоянии сильного шока и страха за свою жизнь и жизнь моего друга. Моего друга продолжали держать на земле, применяя силу, – поделилась Дина Баринова.
По словам режиссера, все это происходило на глазах прохожих, но они проходили мимо. Полицейские говорили горожанам, что «крутят наркоманов».
– Меня настолько потрясло поведение людей в форме, что, когда кричала о помощи, я умоляла прохожих вызвать полицию, не до конца понимая, что именно полиция сейчас применяет ко мне физическое и психологическое насилие. Меня заставили лезть в машину, – вспомнила Дина.
Стражи порядка заставили Дину и И. сесть в полицейскую машину и отвезли их в отдел полиции №6 на улице Чайковского. В машине молодых людей, по словам Дины, запугивали арестом на 15 суток и штрафом:
– В отделе меня заставили распаролить телефон, копались в моих приложениях. Они не нашли там никакой информации, касающейся вменяемых нам преступлений. После этого нам сказали, что мы можем быть свободны.
Дина Баринова призналась, что воронежские блюстители порядка нанесли ей серьезную психологическую травму:
– Я чувствую себя пострадавшей и потерпевшей. Считаю, что на меня было совершено нападение со всеми вытекающими последствиями – меня незаконно обыскали, у меня отобрали личную вещь, ко мне применяли физическую силу, меня оскорбляли, мне угрожали…
Режиссер рассказала, что в полицейской машине от страха ей было трудно дышать, а от пережитого ужаса она почти потеряла сознание.
Дина Баринова и И. подали заявления в СУ СК по Воронежской области и правозащитный фонд, который специализируется на делах, связанных с незаконными действиями правоохранительных органов.
– Я прошу призвать к ответственности людей, которые своими неправомерными действиями порочат репутацию всех представителей правоохранительных органов вместо того, чтобы охранять жизнь и здоровье мирных граждан, – отметила девушка.
Что говорит полиция?
У правоохранителей иная версия произошедшего.
В пресс-службе ГУВД Воронежской области корреспонденту РИА «Воронеж» рассказали, что молодые люди, прогуливаясь по парковой зоне, «вызвали подозрение сотрудников полиции в совершении противоправного деяния». В пресс-службе добавили, что аллея, по которой гуляли Дина и И., широко используется у закладчиков наркотиков.
– К ним подошли сотрудники полиции, представились и попросили предъявить документы, которых у граждан при себе не оказалось. Девушка отказалась показать переписку в телефоне, после этого молодые люди были доставлены в отдел полиции для установления личности. После установления личности они были отпущены домой. Никаких противоправных действий со стороны сотрудников полиции в отношении данных граждан совершено не было – их никто не избивал. Сотрудники полиции имеют полное право потребовать документы в случае необходимости, а если их нет, то доставить граждан в отдел для установления личности, – сообщили в пресс-службе.
В ведомстве добавили, что по данному факту будет проведена служебная проверка.
Что говорят юристы?
Адвокат адвокатской конторы «Иванов и партнеры» Роман Салоутин, защищающий права Дины Бариновой, уверен: в том, что произошло с девушкой и ее другом, имеются признаки превышения должностных полномочий (статья 286 УК РФ).
– Но окончательную оценку тому, что произошло, будет давать Следственный комитет, – сказал Роман Салоутин.
Адвокат добавил, что принимаются меры к получению видеозаписей с видеорегистратора полицейской машины. С видеокамеры, установленной в районе лесопарковой зоны на улице Шишкова, записи тоже будут изъяты.
– Если видеозапись сотрудниками полиции была удалена или вообще не велась, то к ним возникают вопросы. Также проверяется видеозапись в самом отделе полиции, куда привезли Дину и И., – рассказал Роман Салоутин.
Юрист, бывший полицейский, пенсионер МВД Роман Хабаров отметил, что, судя по рассказу Дины Бариновой, стражи порядка нарушили сразу ряд законов – Конституцию РФ, Закон «О полиции», КоАП РФ. Он согласен с Романом Салоутиным в том, что сотрудники полиции превысили свои должностные полномочия.
По словам Хабарова, сотрудники полиции должны были представиться, предъявить свои удостоверения. Если Дина и И. подозревались в незаконных действиях, сотрудники полиции должны были об этом сообщить и составить на месте протокол – например, об административном правонарушении.
– Составили протокол – определитесь, что дальше. Если материал будет отписан в суд, то человека можно задержать, привезти, оформить. Но в этом случае никакого протокола не было, – отметил эксперт.
Роман Хабаров добавил, что отсутствие у человека паспорта – не основание для его доставления в отдел полиции:
– Паспорт проверяется, если человек в чем-то подозревается. Если ребята испугались полиции, то такого преступления нет. Если сотрудники полиции подозревали, что у ребят были с собой запрещенные вещества, они имели право их досмотреть. Но это они имели право сделать только в присутствии понятых, составить протокол и после этого отвезти в отдел полиции для установления личности.
Кстати, по словам Дины и И., у последнего был с собой паспорт.
Роман Хабаров добавил, что сотрудники полиции также незаконно потребовали у Дины и ее друга показать сообщения в телефоне:
По словам эксперта, смотреть личную переписку разрешается только по судебному решению. Сотрудники полиции имеют право на это и без возбуждения уголовного дела, но по постановлению суда, в рамках оперативно-разыскной деятельности, и для этого человек должен подозреваться в тяжком преступлении.
– В этом случае производятся следственные и оперативно-разыскные мероприятия: осмотр места происшествия, личный обыск с оформлением протокола, хотя бы объяснение берут с «подозреваемых». Установление личности не является самостоятельным основанием для доставления. Законом определено обязательное условие: основания полагать, что человек в розыске.
Корреспондент РИА «Воронеж» следит за развитием ситуации.
Справка РИА «Воронеж»
Дина Баринова – выпускница воронежского журфака, победитель международных конкурсов, ученица Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной (член жюри фестиваля «Кинотавр») и Михаила Угарова (российский драматург и режиссер, художественный руководитель «Театра.doc»).
В 2015 году Дина Баринова открыла в воронежской студии экранного творчества «Телескоп» бесплатные курсы документального кино. Ее учениками стали подростки от 13 до 18 лет, среди которых Дарья Шибанова, Анастасия Жукова, Анна Гунькина, Юлия Фомина, Марина Козинова, Алина Степаненко, Анастасия Шамаева. Их фильмы неоднократно показывали в воронежской галерее «Х.Л.А.М», Доме прав человека, на всероссийском кинофестивале «Артдокфест» и в московском «Театре.doc».
Режиссер – автор документальных фильмов
Прощеный день», «Едоки картофеля», а недавно приняла участие в создании документального
фильма
Матвея Трошинкина «Жизнь
вокруг свадьбы».