«Охота на ведьм». Как воронежский памятный знак оказался в центре скандала

Под постаментом символа дружбы России и Италии нашли человеческие останки.

Леонид Шифрин, 30 ноября 2018, 14:00

Андрей Архипов

Памятный знак в честь дружбы России и Италии появился в Россоши в 2003 году. Через десять лет в городе внезапно начались разговоры о том, что это «памятник оккупантам», «могила неизвестного фашиста». Вспомнили о проводившихся в Россоши парадах потомков итальянских солдат. Некоторые федеральные СМИ выступили с публикациями, в которых власти района и города выставлялись чуть ли не пособниками тогдашних оккупантов. Говорилось о том, что памятный знак надо снести, а «виновных» в его установке наказать. Ситуация обострилась, когда осенью 2018 года члены специальной комиссии, созданной при муниципалитете, извлекли из постамента пакет с костью неизвестного происхождения.

Как развивался скандал, инициированный одной из сторон конфликта вокруг памятника, и что говорят эксперты о его дальнейшей судьбе – в материале РИА «Воронеж».

Война и мир

Итальянцы воевали в составе гитлеровской коалиции на юге Воронежской области в 1942-1943 годах. О том времени могут поведать дожившие до наших дней жители южных районов региона (Острогожского, Каменского, Подгоренского, Россошанского, Кантемировского) 1930-1940-х годов рождения. Немцы провели наступление и ушли дальше, на Кавказ и Сталинград, оставив после себя хозяйничать венгров и итальянцев. 

Фото из россошанского музея, собранного Алимом Морозовым

В самом начале 90-х годов ХХ века потомки итальянцев, воевавших в Россоши, и выжившие участники тех событий вернулись в город с покаянием и примирением. Альпийцы решили подарить Россоши детский сад «Улыбка» – идею поддержали все горожане, а в первую очередь – ветераны войны. В 1991 году власти города и района заключили с итальянской стороной договор о дружбе и сотрудничестве, а в 1993 году в Россоши появился детсад европейского уровня, построенный на средства итальянцев. С тех пор и завязались культурные и человеческие связи между Россошью и итальянским городом Конельяно. Города стали побратимами.

– На каждой официальной встрече у нас потомки воевавших здесь итальянцев говорят: «Да, мы были врагами, к сожалению, это была трагическая страница нашей общей истории, которую не перепишешь. И мы приносим свои извинения за это». Формой этих извинений и стал детсад «Улыбка», построенный итальянцами и почти ежегодно ремонтируемый ими, – рассказал глава администрации Россошанского района Юрий Мишанков.

В 2003 году в городском сквере напротив «Улыбки» установили памятный знак в честь «братского сотрудничества» и дружбы народов двух стран. На нем было высечено: «От трагического прошлого через дружеское настоящее к будущему братского сотрудничества». На памятнике – звезда, которая крепилась на головной убор советских солдат, и орлиное перо с головного убора альпийских стрелков.

Кусочек родины

Спустя годы вокруг памятного знака закипели страсти. Сюжеты об останках оккупантов под постаментом прошли по федеральным каналам. Вокруг символов дружбы с покаявшимися потомками оккупантов вместо привычных слов «прощение» и «примирение» зазвучали совсем другие слова. Общественный активист из Россоши Николай Савченко стал публично выступать за снос памятника, установленного в знак дружбы с Италией. При этом, по словам его знакомого, россошанского писателя и краеведа Алима Морозова, сам Савченко довольно долго жил и работал в Италии.

– С Николаем Савченко мы познакомились в середине 1990-х. Приехал Фабио Оньебени из Италии на место боев своего отца. Надо было его встретить и покатать по району, я обратился к Николаю с просьбой помочь – у него была машина, – и он откликнулся, – вспомнил Алим Морозов. – Затем я его повез в первый раз в Италию, он завел там контакты, уехал туда учиться на кровельщика и работал. В Россоши у Коли нарисовался потом свой интерес. В сквере, где теперь памятный знак, стоял старенький домик – детская библиотека, вот ее сейчас занимает Николай. Потом у Коли вышел с городскими властями спор из-за недвижимости. За итальянские деньги сквер был благоустроен, а Коля решил там поставить фонтан. Ему предложили другие места города, он категорически отказался и начал уже что-то делать. Ему в итоге запретили – возможно, это тоже стало толчком для того, что сейчас происходит. В свое время я возил итальянские делегации в Зеленый Яр на места боев, и во время одной из поездок кто-то из гостей нашел кусочек кости и привез в Россошь. Потом, говорят, именно те останки были заложены в основание памятного знака, но я тогда ничего не знал об этом. Опасность этой истории сегодня состоит в том, что люди дезинформированы. У некоторых возникло настроение уничтожать, ломать, сносить!

Оснований нет

– На памятном знаке есть и каска советского воина со звездой, и альпийская шляпа, которую, если очень захотеть, можно привязать к фашизму, – признал Юрий Мишанков.

Судья Воронежского областного суда Светлана Курчевская в определении от 12 сентября 2018 года установила, что «оснований для отнесения элементов памятного знака к нацистской атрибутике и символике не имеется: головной убор указывает на принадлежность к определенному роду войск, воинскому подразделению, чину и так далее, а не на принадлежность к нацистскому движению, какой-либо нацистской организации». Однако кривотолков меньше не стало.

– Якобы существующую проблему с памятным знаком придумал сам Николай Савченко, который чуть ли не всем наклеивает ярлыки «фашистов», – утверждает глава администрации Россошанского района. – По-моему, в 2009 году Савченко пришел ко мне с предложением построить фонтан Победы в сквере имени Кирова, где стоит памятный знак. Я сказал: «Строй!». Он спросил: «А деньги?». Я ответил: «Ты же обещал сам!». Он развернулся и ушел, ожидал бюджетных денег для своей затеи. При этом в прежние годы Савченко сам приветствовал итальянцев в Россоши, вручал им подарки от своего имени.

По словам Юрия Мишанкова, «предмет, похожий на кость», был извлечен из-под памятного знака 29 октября 2018 года. Останки находятся в Следственном комитете РФ на экспертизе, которая покажет, как и когда умер человек.

Судьба памятника пока не решена. Большинство россошанцев выступает за то, чтобы оставить памятный знак на прежнем месте.

Николай Карионов, председатель Россошанского райсовета ветеранов войны, труда, правоохранительных органов и вооруженных сил:

– На днях мы провели расширенное заседание районного совета ветеранов, и наше общее мнение таково: надо прилагать все силы для того, чтобы успокоить горожан, чтобы у людей не было никаких реваншистских настроений! Мы готовим заявление в правоохранительные органы для того, чтобы там разобрались в причинах таких настроений у некоторых наших земляков. Что касается самого памятного знака, на мой взгляд, есть несколько вариантов: перенести его на кладбище либо немного изменить структуру памятного знака, дополнив его пятиконечной звездой с серпом и молотом, сделав так, чтобы она была выше тирольской шляпы. Либо оставить все так, как есть.

Глава администрации района Юрий Мишанков говорит:

– Выслушаем мнения людей и только после этого примем окончательное решение в соответствии с действующим законодательством. Мне известно, что в адрес президента РФ Владимира Путина горожане отправили письмо – его подписали около 500 человек – против кампании по дискредитации города Россошь и его многолетних связей с национальной ассоциацией альпийцев.

Кандидат исторических наук, заведующая музеем истории Воронежского педуниверситета Татьяна Чернобоева уверена, что «конфликт вокруг этой истории надо гасить, а не раздувать».

– Все мы помним эту страшную войну, но разным странам и народам сегодня надо искать точки соприкосновения, а не придумывать причины для взаимного отторжения. Нам надо не забывать общее трагическое прошлое, однако необходимо искать в настоящем моменты для объединения и работать на общее будущее. Я краевед и много общалась с людьми, пережившими оккупацию на юге Воронежской области. Говорили такое: «Выходят немцы или венгры на улицу – улица пустеет, люди разбегаются, а выходят итальянцы – дети бегут к ним за конфетами», – вспомнила Татьяна Чернобоева.

С мертвыми не воюем

По мнению россошанцев Елены Красюк, Бориса Попова, Александра Удовенко и Виктора Ремезова, Николай Савченко инициировал «возню» вокруг костей и захоронения из чисто материальных соображений. «Видимо, он предполагал получить для своего бизнеса ту самую землю в центре города, где сейчас стоит памятный знак», – отметили собеседники журналиста РИА «Воронеж».

Владимир Киселев, председатель Россошанского районного совета ветеранов Афганистана:

– В мои школьные годы мы переписывались с ребятами из бывшей ГДР, и никто из ветеранов той страшной войны не осуждал нас за то, что мы общаемся фактически с детьми и внуками фашистов. А сегодня господин Савченко на нашей земле, политой кровью, занимается, как я считаю, националистической пропагандой.

Анатолий Склобовский, председатель райсовета воронежской патриотической организации «Дети военного времени»:

– Что скажут о народе, который сначала ставит памятники, а потом сносит их? Одна из улиц нашего города носит название чешского города Простеев – побратима Россоши во времена СССР. Сейчас Чехия состоит в НАТО, но никому в голову не приходит переименовывать из-за этого улицу нашего города.

Надежда Кардаш, председатель Общественной палаты Россошанского района:

– Николай Савченко, инициировавший всю эту историю, поехал в Москву на федеральные каналы потому, что ни в Россоши, ни в области его идеи не имеют поддержки. Он ищет союзников вне своего региона. Все это попахивает «охотой на ведьм» – весь район он обвинил в реваншизме, оболванивании молодого поколения. Уверена, что памятный знак надо оставить в покое!

Олег Золотарев, депутат райсовета, председатель совета Россошанской районной организации ветеранов погранвойск ФСБ России:

– В Россошь внуки тех, кто воевал тут, пришли с добром, и нельзя ссориться с теми, кто хочет с тобой дружить. Приведу два примера. Мой дед-танкист погиб 26 апреля 1945 года в Берлине. Через интернет я обнаружил данные о месте его захоронения в братской могиле на территории бывшего Западного Берлина. С женой отправился туда – нашел на могиле надпись «Золотарев Иван Демьянович». Когда я провожу экскурсии по нашему россошанскому музею погранвойск, говорю школьникам: «Я немцам хочу поклониться в пояс за то, как они ухаживают за нашими братскими могилами!». Даже в России на наших воинских захоронениях такого порядка нет. Поехал в Трептов-парк, где стоит памятник советскому солдату с девочкой на руках, а там постоянно ездит патрульная машина, чтобы хулиганы не нанесли урон. Второй пример – десять лет назад группа офицеров-пограничников отправилась на место своих боев в Афганистане, где погибли 518 «погранцов», нашли памятники на местах гибели наших товарищей (похоронены они дома). Они все целы! Спросили у бывших «духов», против кого воевали: почему так? В ответ услышали: «Мы с мертвыми не воюем!».

Вызвало недоумение

Николай Савченко привел корреспонденту РИА «Воронеж» аргументы в пользу сноса памятного знака в центре Россоши.

Николай Савченко, общественный активист:

– Если в 2003-м итальянцы приезжали в Россошь, чтобы праздновать десятилетие детсада «Улыбка», построенного ими, то зачем ходить в этот день по улицам города с барабанами и оркестром? В одной из итальянских книг, которую мы перевели, этот памятный знак называется «Памятник почестей павшим». Когда его открыли – а ставили ночью, и никто до торжественного открытия не знал, что он собой представляет, – то россошанские газеты назвали его памятником к десятилетию детского сада, построенного Ассоциацией альпийских стрелков Италии. Почему бы памятник к юбилею садика не сделать, например, в виде фигурок детишек, держащихся за руки? Но когда тогдашний глава района господин Гринев съездил в Италию, то все, тишина – ни документов, ни отвода земли. Ответ от прокуратуры готовил тогдашний заместитель районного прокурора господин Кобылкин, местный человек, знающий историю войны на Дону. И он написал все так, как есть: что не было отвода земли, разрешения, публичного обсуждения – вообще ничего. И все эти десять лет, до 2013 года, памятник стоял фактически как самострой.

Руководству района надо было создать туристический маршрут, чтобы иностранцы везли сюда деньги. Я считаю, что детсад построен итальянцами не в знак искупления вины, а в память о своих героях, погибших здесь, – на месте «Улыбки» в годы войны располагался итальянский штаб, в подвале которого, возможно, пытали людей. В 2004 году я предлагал районной администрации сделать противовес в парке в виде фонтана Победы, я объехал 15 россошанских предпринимателей, они были готовы дать деньги на это. Главное было, чтобы он доминировал над «шляпой». Тогдашний мэр города господин Квасов подписал разрешение, а глава района Гринев отозвал его. В течение четырех-пяти лет мы пытались пробить этот вопрос, но ничего не получилось, потом я уехал работать в Москву.

Николай Савченко активно общался с итальянцами, приезжавшими в Россошь

– Насчет марша альпийцев по центру города скажу так: это вызвало у некоторых людей недоумение, и мы попросили итальянцев больше таких маршей не проводить. Они нас поняли, – прокомментировал Юрий Мишанков.

Окончательное заключение о том, кому принадлежат найденные под постаментом останки, дадут правоохранительные органы. В ближайшее время эксперты дадут заключение о возрасте и принадлежности найденных останков. Определить сегодня, кому они принадлежали, местному жителю или итальянскому солдату, вряд ли возможно. Правительство региона продолжает работу в рамках правового поля. Решение о перезахоронении будет приниматься всеми сторонами.

РИА «Воронеж» следит за развитием ситуации вокруг памятника.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.