Новая модель высшего образования. В Воронеже обсудили возможности и перспективы российских вузов
В работе областного Совета ректоров приняли участие губернатор и замглавы Минобрнауки РФ
Сергей Свиридов, 5 апреля, 10:30
Внеочередное заседание Совета ректоров вузов Воронежской области прошло в стенах Воронежского государственного университета (ВГУ) в четверг, 4 апреля. На встрече обсудили формирование новой национальной модели высшего образования, на которую вузам нужно перейти уже в 2026 году. Участие в работе Совета приняли губернатор Воронежской области Александр Гусев, заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев и депутат Госдумы Александр Сидякин, а также ректоры ведущих воронежских вузов. Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали на заседании и узнали, какие изменения ждут традиционную систему обучения в высших учебных заведениях.
Студенты – перспектива для развития
В приветственном слове Александр Гусев поблагодарил Дмитрия Афанасьева за возможность приехать в Воронежскую область и лично пообщаться с ректорами вузов. Губернатор отметил, что правительство региона готово поддержать все начинания воронежских вузов, которые пойдут на пользу жителям и экономике региона.
– Отдельно хочу поблагодарить Валерия Николаевича (Фалькова, министра науки и высшего образования РФ, – прим. ред.) за поддержку процессов, в результате которых наш классический университет вошел в программу передовых инженерных школ, а также государственную программу поддержки «Приоритет-2030». Коллегам из других вузов хочу сказать: ревность не проявляйте. Мы сознательно пошли на это, делая серьезную заявку от крупного вуза федерального значения. Могу обещать, что мы со своей стороны исполним все взятые на себя обязательства. Уверен, университет тоже сделает все, как обещал, – сказал губернатор.
Александр Гусев напомнил, что в Воронеже одномоментно обучается около 120 тыс. студентов, и традиционно среди них не только жители региона, но и значительное число приехавших из соседних областей. И это хорошая перспектива для развития.
Дмитрий Афанасьев в начале своего выступления подчеркнул, что его визит носит не официальный, а исключительно рабочий характер. Задача – посмотреть, как идет реализация государственных программ в воронежских вузах, и поговорить о возможностях, которые возникают на новых этапах развития страны.
– Я неспроста говорю о новом этапе развития. Президент очень четко обрисовал перспективы того, что должно произойти в стране и, я уверен, произойдет, поскольку очень четко намечены стратегические задачи, поставлены цели для разных отраслей экономики и социальной сферы, включая высшее образование. Несомненно, вузы и в целом система образования Воронежской области обладают большим потенциалом, мощными традициями – образовательными, исследовательскими. Традициями создания, как модно говорить, экосистемы соответствующего развития, – сказал Дмитрий Афанасьев.
Первая из таких задач, по словам замминистра, – формирование новой национальной модели высшего образования. Принципиальный подход – взять все лучшее от советской модели и лучший опыт последних лет. Термин «суверенитет», который сегодня звучит во многих программных документах, не означает, что нужно замыкаться в «доморощенных, примитивных рамках». Наоборот, необходимо показать горизонты развития всех тех сфер, которые являются ключевыми для нашей страны. В текущем моменте заложить основы будущего долгосрочного развития.
Основные принципы новой модели – фундаментальность, обеспечивающая долгосрочные возможности роста профессионализма в выбранной сфере и одновременно гибкость в практической составляющей, ориентация на потребности отрасли, региона, конкретного работодателя. Это непросто совместить. К тому же – потребует больших изменений в нормативной базе. Но есть время для завершения экспериментов на базе пилотных вузов, обсуждения нюансов с работодателями и другими заинтересованными.
Система профориентации и новая инфраструктура
Дмитрий Афанасьев рассказал и о других аспектах новой модели высшего образования, помимо базовых принципов и сроков внедрения. Так, количество бюджетных мест в вузах будет корректироваться на основе новой методики расчета потребностей рынка труда. Здесь большая роль отводится региону, на основании запроса которого министерство будет давать вузу задание.
Среди поручений президента – улучшить качество преподавания отдельных предметов в школе с целью повысить средний уровень абитуриентов. В первую очередь, это относится к предметам математической направленности.
– Я уверен, что в Воронежской области с ее мощной научной школой эти концепции приобретут характер планов с участием администрации субъекта, в первую очередь педагогического вуза и всех субъектов, заинтересованных в качестве подготовки школьников, – считает заместитель главы Минобрнауки.
Система профориентации будет направлена прежде всего на студентов инженерных специальностей, и здесь предстоит выработать единый национальный инструмент качества работы вузов. Рейтинг, который планируется ввести, будет виден абитуриентам, студентам и их родителям. Регионы на его основании смогут принимать управленческие решения. А учредители университетов смогут, пользуясь им, принимать кадровые решения.
– Если мы готовим неумех, которые не могут найти себя на рынке труда, либо хитрецов, которые скрываются от налоговых органов так, что их занятость не отражается в общей картине, – это вопрос к вузам и работающим при них центрам содействия трудоустройству, – считает Дмитрий Афанасьев.
Изменения коснутся также инфраструктуры высшего образования. Президент дал поручение продлить действие ключевых в этом отношении программ, прежде всего «Приоритет-2030» и «Передовые инженерные школы». Последний проект подразумевает не только технические специальности, но мог бы распространяться на такие направления, как медицинская и биоинженерия, гуманитарные специальности. Но пока таких желающих не находится. Расширена программа строительства университетских кампусов мирового уровня. Первоначально планировалось возвести 25 таких объектов, но президент поставил задачу увеличить цифру до 40.
– Воронежу можно реализовать такой проект, помня, что самое главное – содержательное наполнение будущего кампуса научными, образовательными и социальными активностями, которые должны быть реально мирового уровня, – говорит Афанасьев.
Традиции и современность
Дмитрий Афанасьев отметил, что вузы и система образования в Воронежской области в целом обладают большим потенциалом, мощными образовательными и исследовательскими традициями. Тем не менее еще несколько лет назад в этой отрасли было мало ярких, прорывных идей, концепций. Многие соседние регионы «двигались быстро и быстрее».
– Благодаря Вашему отношению (обращаясь к губернатору, – прим. ред.) ситуация на глазах меняется. Коллеги участвуют в конкурсах, заявляют хорошие, интересные программы. Есть надежда не только на славные традиции, но и на современное лидерство Воронежской области в российском научно-образовательном пространстве, – заметил федеральный чиновник.
Депутат Госдумы от Воронежской области Александр Сидякин напомнил, что в текущем году профильное министерство выделило региону 200 млн рублей на ремонт студенческих общежитий, такая же сумма зарезервирована и на следующий год.
Среди трендов в мире науки парламентарий также отметил поиск сотрудничества среди представителей промышленности и науки ввиду ограничений, введенных в отношении нашей страны. Свой вклад вносит идущая СВО. Совершенно другими смыслами, чем прежде, наполняется беспилотная авиация. Однако слабой стороной российской науки остается ее декоммерциализация и малая привлекательность науки в качестве основного занятия для молодежи.
– Считаю необходимым разработать собственную стратегию научно-технологического развития, в том числе с прицелом на наполнение будущего кампуса. Включить в нее предлагаю мероприятия для школьников, студентов, молодых ученых, с именными стипендиями и так далее. Это не потребует больших сумм из областного бюджета, но даст синергетический эффект, – сказал Александр Сидякин.
Грозит ли воронежским вузам объединение
Несколько раз в ходе обсуждения разных аспектов прозвучали слова о потенциальном объединении вузов. Без конкретных адресатов, скорее, как абстрактный пример.
– У министерства нет задачи проводить механическое объединение каких бы то ни было вузов, – успокоил собравшихся Дмитрий Афанасьев. – Есть регионы, где возникает такая потребность. Но она очень тщательно обдумывается. Создается команда, которая прорабатывает этот вопрос. Эксперты изучают целесообразность.
Зато объединение по локальным вопросам, вполне желанное и необходимое, происходить будет. Так, к 2026 году в городе появится межвузовский стадион, где будет заниматься спортом большинство воронежских студентов. Предусмотрено финансирование порядка 200 млн рублей из областного бюджета.
Объединяться, так или иначе, придется и в вопросе строительства упомянутого «кампуса мирового уровня». Фонд общежитий хоть и ремонтируется, но все же достаточно старый. Да и условия проживания зачастую не соответствуют требованиям времени и запросам современной молодежи. Этот проект пока далек от воплощения, сейчас только присматривают земельные участки, на которых такой объект мог бы разместиться. Но если задумка воплотится в жизнь, она не только во многом решит проблему проживания иногородних студентов, но и даст возможность им в отличных условиях заниматься спортом, творчеством, вести общественную деятельность.
Буквально накануне стало известно, что Воронежский госуниверситет стал кандидатом в группу «А» программы «Приоритет-2030». Это – огромная заявка: из всех вузов страны туда попали всего около 20. Но трансформация знаний и все то, что приобретет ВГУ в рамках этой программы, скажется на всех вузах региона. Об этом – в материале РИА «Воронеж».