Новая этника и грамотный контент. Воронежская делегация приняла участие во всероссийском форуме СМИ
Одну из профессиональных наград вручили журналисту РИА «Воронеж»
Светлана Тарасова, 30 ноября 2021, 18:50
Пятый Медиафорум этнических и региональных СМИ прошел в конгресс-центре правительства Москвы в понедельник, 29 ноября. В работе приняли участие более 500 человек из 54 регионов страны. Среди них – представители 25 региональных школ межэтнической журналистики, в том числе и из Воронежа.
В рамках форума наградили призеров XIII Всероссийского конкурса «СМИротворец». Одним из лучших российских журналистов, освещающих вопросы межнациональных и этноконфессиональных отношений, стала корреспондент холдинга РИА «Воронеж» Елена Головань, победившая в номинации «Печатные СМИ».
Ключевые моменты форума – в обзоре РИА «Воронеж».
Вызовы времени
Медиафорум был организован департаментом национальной политики и межрегиональных связей Москвы и Гильдией межэтнической журналистики при поддержке Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ и Общественной палаты России.
Главная тема в этом году была обозначена как «Новая этника. Вызовы XXI века в медиапространстве». Дискуссионные площадки мероприятия разбились по трем направлениям: этнокультурная тематика в детских и молодежных СМИ, освещение миграционных проблем в медиа, а также развитие внутреннего туризма и этнобрендирование территорий.
Представители власти, СМИ и НКО, активисты национальных культурных обществ, организаторы масштабных этнических фестивалей, авторы социальных программ и блогеры разделились по интересам.
– Это юбилейный медиафорум. Нам очень приятно, что с каждым годом все больше людей участвует в нашем мероприятии. Озвученные на форуме предложения будут изучены и реализованы на практике.Виталий Сучков
Глава Департамента национальной политики и межрегиональных связей Москвы
Мероприятие частично прошло в онлайн-формате. Трансляция с площадок медиафорума позволяла не только смотреть одновременно все три тематические секции, но и задавать вопросы и дистанционно принимать участие в дискуссиях.
Заместитель главы управления президента РФ по общественным проектам Александр Журавский напомнил, что этническая идентичность играет большую роль в креативной индустрии.
– Есть много примеров, когда русская, финно-угорская культура, культура коренных малочисленных народов России полагается в основу брендинга территорий, – отметил чиновник.
В качестве примера этнонационального брендинга он привел творчество российского дизайнера одежды Гоши Рубчинского.
– Благодаря Гоше Рубчинскому славянские шрифты стали популярны на Западе. Большое количество модных дизайнеров стало их использовать, это ушло в массы, – подчеркнул Журавский.
Воронежцы принимали участие в медиафоруме не только в качестве слушателей. Модератором секции «Детские и молодежные СМИ» выступила руководитель отделения Гильдии межэтнической журналистики в Воронеже, преподаватель факультета журналистики ВГУ Мария Андреева.
– В этой секции выступала и студентка факультета журналистики ВГУ Екатерина Дыгало. Ее доклад об этнических материалах на портале «Пять сов» вызвал большой интерес. Это вообще редкость, когда студенческое СМИ официально зарегистрировано и работает на регулярной основе. Еще большая редкость, когда в нем присутствует этноконтент, – сообщила Мария.
Она добавила, что каждый раз для медиафорума выбираются самые актуальные темы.
– В этом году больше всего докладчиков было на секции, где в том числе говорили о брендировании регионов. Это и понятно: этнобрендирование и этнотуризм в условиях пандемии – очень востребованное направление. Мы все стали лучше узнавать свою страну в последние два года, – сказала Мария Андреева.
В числе модераторов тематических секций были также журналисты из Барнаула, Иркутска, Красноярска, Москвы. По отзывам участников, не менее важным было общение между секциями и в перерывах, когда происходил активный обмен опытом в неформальной обстановке.
Дороже денег
В период пандемии резко вырос спрос на внутренний туризм. Почетный президент российского союза туриндустрии Сергей Шпилько заметил, что потребность в путешествиях сегодня определяется не столько деньгами, сколько образованием. Именно его, на взгляд эксперта, и нужно развивать.
Еще одно веяние времени – возможность делать свой регион привлекательным для туристов.
– Во многих областях нашей страны есть огромный туристический потенциал – прекрасная природа, достойная история, даже собственные бренды. Но при этом не хватает важных вещей, без которых цивилизованный туризм невозможен: комфортных туалетов, приличных мест общепита и т. д. Над этим необходимо поработать.Маргарита Лянге
Член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям
От разговоров об этнокультуре перешли к вопросам миграции. Этот процесс во всем мире принято воспринимать как большую проблему. Почему это так и какова в этом роль СМИ – пытались разобраться собравшиеся.
По мнению одного из выступивших, люди часто видят не саму проблему, а ее интерпретацию журналистами. А те порой «по дурости или из-за какого-то корыстного интереса» сильно искажают картину мира.
Один из студентов школы межэтнической журналистики задал вопрос экспертам об инициативе Чечни запрещать указывать национальность преступников.
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин подчеркнул, что «разыгрывать этническую карту в данном случае недопустимо». При этом подчеркнул, что существующее законодательство и так позволяет «разобраться с людьми, спекулирующими на национальности и вероисповедании».
Эксперты сошлись на том, что не надо разжигать проблему, но и нет смысла прятать голову в песок: «нет плохих или хороших национальностей, есть разные люди». При этом отметили, что границы между «разжиганием» и «объективностью» весьма призрачны, и журналистам следует быть предельно внимательными и не делать скоропалительных выводов.
В то же время все собравшиеся были единодушны в том, что при освещении миграционных вопросов необходимо более тесное сотрудничество средств массовой информации, власти и национальных культурных сообществ.
«СМИротворец»: люди мира
В финале медиафорума прошла церемония награждения победителей XIII Всероссийского конкурса «СМИротворец» на лучшее освещение вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений. В профессиональном смотре был представлен весь спектр современных медиа: печатные и интернет-издания, блоги, теле- и радиоканалы.
В категории «Этнические и локальные СМИ» в числе 12 призеров первой стала газета «Семилукская жизнь» – «районка» из Семилук Воронежской области, входящая в холдинг РИА «Воронеж», победила в номинации «Печать» благодаря статье журналиста Елены Головань.
– «СМИротворец»: люди мира – так можно охарактеризовать нас всех. Показать, что люди разных национальностей могут жить в согласии, было нашей главной задачей. Такие конкурсы очень важны, именно они демонстрируют, что сложнейшие вопросы межнациональных отношений зачастую решаются в маленьких городах и даже в простых семьях, – поделилась Елена Головань.
Второе место в этой номинации получила газета «Козельск» из Калужской области, третье досталось изданию «Красная звезда» из села Викулово Тюменской области. Всего в конкурсе «СМИротворец-2021» участвовали 1350 СМИ и блогов, они соревновались в номинациях «Печать», «Интернет», «Телевидение», «Детские и молодежные СМИ», «Блоги», «ЭТНОзвук» и специальной категории «Территория ЭТНО».
Как отметила член жюри, декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Елена Вартанова, «СМИротворец» задает планку для журналистов, пишущих о межэтнических отношениях. Работы участников оцениваются с точки зрения актуальности, глубины, показа различных точек зрения, достоверности, а также понимания межэтнических процессов и этической корректности.
В торжественной церемонии награждения на равных правах с ведущими принимал участие искусственный интеллект: на примерах работ конкурсантов создание по имени Настя пыталось понять человеческую сущность. А в перерывах между награждениями победителей поздравляли этнические коллективы из разных регионов страны.