«Неглупы и различают интонации». О чем рассказал воронежский овцевод

Иван Башлыков из Грибановки хорошо изучил повадки животных

Наталья Тарабрина, 2 января 2021, 14:00

Наталья Тарабрина

Фермер из Грибановки Иван Башлыков не раз получал господдержку на овцеводство. Животных он разводит всего лишь четвертый год. В его хозяйстве 370 голов, в том числе 250 овцематок. Человеку, который далек от животноводства, эти цифры могут показаться большими, но Иван Башлыков утверждает, что разведение поголовья только началось, а когда овцематок станет минимум 500, «можно будет говорить о каком-то доходе».

Фермер рассказал, как выращивает животных на мраморное мясо и почему называет их «садовыми ножницами».

Все условия

Овцеводство для Ивана Башлыкова дополнительный вид деятельности. Основной – выращивание зерновых культур. Землю он арендует с 2008 года. Решил разводить овец из-за того, что остается много зерноотходов.

– Их если кому-то продавать, то за бесценок, а вот если кормить животных, то уже есть выгода. Это и сыграло роль. Да и баранина – мясо экологически чистое. Пока я предпочитаю овец мясной породы. Со временем, возможно, и крупный рогатый скот заведем, – поделился мужчина. – Животноводство у меня еще не совсем прибыльное. Пока в него только вкладываю. Все не так просто: чтобы было нормальное поголовье, нужно вести селекцию…

Для выпаса у фермера есть отдельное пастбище:

– Там естественный травостой. Когда овцы в одном месте все пощипали, переходим на другое. Луга, на которых пасу, тоже арендую. Сейчас нельзя животных выгонять куда хочешь. Пасу их в оврагах, на неудобьях. Чтобы эта территория не заросла сорняком, мы ее используем под пастбище. Скотинка все съедает, поэтому там чисто.

Овцы едят практически любую траву – даже от амброзии могут избавить, по словам Башлыкова.

– Я у себя на базе выпускаю их как «садовые ножницы». Бывает, трава растет, которую косилкой пройти сложно, а выпустил овечек, они час походили и все «подстригли».

Для животных на ферме у Ивана Башлыкова созданы все условия. Пока тепло, они находятся в «летнем лагере», куда даже провели свет, а на зиму переводят в овчарню.

– Пастбище от загона недалеко. Пощипать траву мы выгоняем, когда росы нет, а летом – когда нет жары. На выпасе они гуляют три-четыре часа. Наедятся и идут отдыхать в «летний лагерь». Там навес, тень. Они знают, что здесь есть вода, соль, зерновые отходы. Овцы собираются сами, ты только смотришь, куда они идут, и, если что, перенаправляешь.

Овчарня расположена в полутора километрах от летнего загона. С одной базы на другую животные сами дружно переходят вслед за человеком.

– Овцам не нужно много тепла, – заметил Иван Башлыков, – но вода в поилках не должна замерзать. Когда овца котится, мы отгораживаем ей место щитами. Так легче сохранить молодняк, да и корма больше достается. А если овцематка с малышом будет в общем стаде, ее могут обдоить, «высосать» другие ягнята. Свой останется голодным. У овцематок с ягнятами достаточно тепло, чтобы малыш не замерз.

Кандидаты на мясо и овечий интеллект

В поголовье у фермера овцы в основном двух пород: ташлинской и эдильбаевской. Началось все с ташлинской.

– Ее вывели в Ставропольском крае, – рассказал фермер. – Мне дали адрес тех, кто разводит ташлинских овечек в Тульской области. И вот оттуда я привез 65 голов. Эта порода перспективна. Ташлинские овцы быстро растут, набирают вес. Приносят они чаще по два ягненка, одного – редко. У этих овец не только мясо, но и шерсть хорошая. Только ее девать некуда. Наши заводы, которые раньше ее принимали, теперь закрылись. Поэтому шерсть, шкуры идут в отвал.

Матку эдильбаевской породы Иван Башлыков скрещивает с ташлинским бараном:

– Эдильбай – курдючная овца, у нее сзади курдюк – сало. Но у нас жир многие не любят. А у помеси эдильбаевской породы с ташлинской курдюк слабо выраженный. Жировые прожилки находятся в мясе, оно получается как мраморное.

На мясо идут овцы от шести месяцев.

– В этом возрасте – самый интенсивный рост, – пояснил Иван Иванович. – От шести месяцев до года мясо отличное. Дальше держать смысла нет: набор массы будет медленнее.  

Овцы котятся раз в год. Матка вынашивает ягненка пять месяцев. По словам Ивана Башлыкова, уследить за окотом проблематично, но на ферме его стараются делать плановым.

– Хорошая овцематка не бросит ягненка. А есть такие – выкинула и пошла. В этих случаях приходится из бутылки поить, иногда под другую подсаживать. Но не все овцы принимают. Иногда просто отдаем людям, которые хотят выходить малыша. Если овцематка два года подряд окотилась и бросила ягненка, значит, она кандидат на мясо, – рассказал овцевод.

Корреспонденты РИА «Воронеж» наблюдали, как овцематка по пятам следовала за рожденным пару дней назад ягненком, даже отставая при этом от стада.

Многие считают, что овцы – глупые животные. По словам фермера, это не так:

– Овцы иногда хотят обмануть. Если овца решила это сделать, то у нее получится. Бывает, ей нужно сбежать туда, где есть что-то вкусное. Ты проводишь ее оттуда, она отойдет. Но только отвернешься – она будет уже на желанном ей месте. Любое животное все понимает. Вот, например, баран, который при вас подходил, общительный. Мы его зовем Яшкой. Его можно позвать, и он прибежит. Дружелюбный.

Иван Башлыков предположил, что овцы различают голос и понимают интонацию.

– Я одну овечку кормил из бутылки – можно сказать, был ей папой и мамой. Только мой голос услышит – сразу бежит. Сейчас она повзрослела, сама уже стала мамой, немного отвыкла. А бывало, только скажешь: «Малышка, ты где?» – и она уже рядом.

Как государство помогает фермерам

Иван Башлыков не единственный грибановский фермер, получивший субсидию в 2020 году.

– Сейчас субсидию оформить легко, с документами помогают в информационно-консультационном центре. Дают ее весной, разово. Конечно, она не покрывает все издержки производства. Ее нужно воспринимать именно как поддержку, – рассказал Иван Иванович. – Сейчас все стоит денег. Зерноотходы, сено, солома – это свое производство. Но, кроме этого, нужно покупать для овец препараты, соль, витамины.

Директор Грибановского информационно-консультационного центра (ИКЦ) Алексей Щеголев сообщил:

– В этом году весной в наш ИКЦ обратились одно сельхозпредприятие и восемь глав крестьянско-фермерских хозяйств. Им помогли оформить пакет документов для получения субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на развитие мясного животноводства (овец и коз). Общая сумма господдержки составила более миллиона рублей. Ставка субсидии на одну голову маточного поголовья в 2020 году – 650 рублей.

В 2020 году два начинающих фермерских хозяйства получили гранты от государства на 5,5 млн рублей. Эти деньги они потратят на разведение крупного рогатого скота и птицы.

Работа в животноводстве ежедневная и трудоемкая – помимо физической нагрузки, нужно вести документы. Фермеры считают, что с учетом господдержки оно того стоит.

В 2019 году сельхозпроизводителям субсидиями возместили часть затрат на содержание маточного поголовья овец и коз, на развитие мясного скотоводства, на покупку коров и элитных семян, несвязанную поддержку в сфере растениеводства, на поддержку рыбоводства, а также на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, произведенного на территории Воронежской области. Еще выделяют деньги на погашение процентных ставок по кредитам.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.