Надежный тыл. Воронежская семья ракетчика провела почти 40 лет на Байконуре
Алексея Шипилова всегда поддерживала верная супруга.
Нина Яньшина, 8 июля 2020, 14:00
Жизнь родившегося в Верхнемамонском районе Алексея Шипилова долгие годы была неразрывно связана с ракетными и космическими войсками. Он с семьей почти 40 лет провел на Байконуре – занимался испытаниями ракет. Сейчас подполковник запаса работает ведущим инженером Конструкторского бюро химавтоматики в Воронеже. О жизненном пути Шипилова и о том, как в трудные минуты его поддерживали родные, – в материале РИА «Воронеж», подготовленном ко Дню семьи, любви и верности.
Пронзительные воспоминания
Алексей Шипилов с детства хотел стать военным летчиком.
– Самые пронзительные воспоминания – о том, как лежишь на траве и смотришь в небо, где чертит линию самолет, – поделился он. – С земли самолет кажется крошечным, но я знаю, что он огромный, и представляю себя пилотом этой махины. С друзьями мы бегали смотреть, как «кукурузник» опыляет колхозные поля – полевой аэродром для Ан-2 был недалеко от моего дома. Несколько раз летчик даже брал самых смелых в кабину – эти впечатления незабываемы.
В школе Алексей занимался спортом, а на уроках начальной военной подготовки стал первым помощником военрука.
– Ивана Ивановича Нецепляева мы уважали – он был фронтовик, подполковник, – продолжил Алексей Васильевич, – и серьезно готовил мальчишек к службе в армии. На призывной комиссии я сказал, что хотел бы стать летчиком, пойти по военной линии. Это только приветствовали, но в Воронеже я медкомиссию не прошел – давление оказалось слегка повышенным: буквально перед тем, как заходить нашей группе, офицер попросил нас разгрузить машину. Конечно, мы таскали ящики очень поспешно. Напрасно я доказывал медикам, что причина в этом. Но, поскольку уж очень я хотел связать судьбу с армией, мне предложили поступить в Ростовское высшее военное командно-инженерное училище. Так я стал ракетчиком, выбрал специальность «эксплуатация летательных аппаратов». Перед выпуском был опрос – командиры старались учесть пожелания курсантов. Я сказал, что хочу только на полигон, ведь там работают испытатели. Мы уже проходили войсковую стажировку, ездили в боевые части. Работа интересная, живая. Кто-то из наших выпускников отправился служить в боевые части, кто-то на космодром Плесецк в Мирном, а я – на Байконур, в Краснознаменный Среднеазиатский военный округ. В процессе службы мне доводилось участвовать в учебно-боевых пусках ракет на полигон Кура, который находится на Камчатке.
Пять лет почти без выходных
К месту службы молодой офицер отправился женатым.
– Моя невеста, Валя Катунина, была родом из Осетровки, – рассказал Алексей Шипилов. – Ухаживал я за ней, когда приезжал домой в отпуск. Перед окончанием училища мы говорили о совместном будущем. Поэтому во время одного из звонков я сказал родителям: «Засылайте сватов и определяйтесь, когда будет свадьба». Вот так без меня меня просватали. А 9 июля 1983 года, после выпускного в училище, мы сыграли свадьбу и через две недели поехали в Казахстан. В 2:00 прибыли на узловую железнодорожную станцию Тюра-Там – темень, дышать нечем – и начали понимать, что такое жара. За нами пришел автобус с надписью «Встреча выпускников вузов» и повез в Ленинск – так раньше назывался Байконур. Ночь в гостинице «Украина» запомнилась навсегда – мы набирали воду из раковины, смачивали простыни, оборачивались ими, и так можно было подремать минут 40. Затем процесс приходилось повторять.
По словам Алексея Васильевича, его молодая жена переносила все тяготы службы с достоинством и терпением:
– Поначалу нас поселили в двухкомнатную квартиру еще с одной семьей, где был ребенок полутора лет. То есть дали по комнате. Ничего, уживались. Погодные условия тоже тяжелые – летом очень жарко и сухо, до 45 градусов в тени. На песке разутым стоять нельзя, зато яйцо сварить можно. Когда начинается песчаная буря – соседний дом не видно, а комната потом покрыта слоем песка. Кстати, и морозы там бывают до -40, и снегопады. Самый сильный на моей памяти – в 1994 году, когда поезд с вагонами заносило по самую крышу, а нас развозили вертолетом на дежурство. Приходилось дежурить по двое-трое суток, пока не привозили смену. Это длилось примерно месяц, пока не расчистили дороги. Но именно там началась и прошла все испытания наша семейная жизнь, там появились на свет две наши дочки – Наташа и Вероника.
Валентина Шипилова считает, что женам военных нужно быть готовым к любым испытаниям:
– Наверное, нам помогло то, что мы сельские жители, к любому труду привычные и не избалованные. А по молодости каким-то проблемам значения особого не придавали – все решаемо, когда в семье мир, лад и взаимопонимание. Несмотря на все сложности своей службы, Леша старался мне помочь в мелочах. Продукты первой необходимости тогда были по талонам, так он вставал рано утром и шел занимать очередь в магазин, давал мне возможность собраться и привести себя в порядок. Так же, по очереди, мы дежурили возле овощных магазинов летом, чтобы купить фрукты. Когда я приходила и меняла его в очереди, он уезжал на службу, площадка располагалась в 60 км от города. Там он проводил гораздо больше времени, чем в семье. В течение четырех-пяти лет у Леши практически не было выходных.
Тюльпаны Байконура
Валентина Шипилова начала трудовую деятельность няней в детском саду, чтобы заработать место дочке. Потом работала в войсковых частях военных строителей, а в городском управлении образования за 20 лет прошла путь от рядового до главного бухгалтера. Все это время она старалась создавать уют в ведомственных квартирах, хотя переезжать пришлось четыре раза. Не оставили супруги Байконур и в 1990-е годы.
– Всем тогда тяжело приходилось, – призналась Валентина Ивановна. – У нас уже было двое детей, младшей пять лет. Многие увольнялись, оставалось много брошенных квартир и даже целых домов. Детсады закрывались – их передавали организациям под офисы. Всю зиму не было газа, электроэнергию в квартиры подавали «веерно», два часа через два. Бежала в перерыв с работы, чтобы успеть приготовить ужин, и укрывала, чтобы сохранить теплым до вечера. Квартиры отапливали «буржуйками», спали одетыми – к утру температура оказывалась не выше восьми градусов. Не было денег и продуктов, но тем не менее Байконур жил.
Жене офицера, по ее словам, никогда не приходило в голову упрекнуть мужа в недостатке внимания:
– Я понимала, что Алексей участвует в грандиозных проектах. Да и столько всего хорошего было у нас, несмотря на трудности. До сих пор вспоминаются неописуемой красоты тюльпаны Байконура, встречи с интересными людьми и, конечно, пуски ракет. Не каждый муж сможет подарить жене такое зрелище.
Алексей Шипилов ценил терпение и поддержку супруги:
– По службе всякое бывало. Придешь домой уставший, злой, а там тебя встречает с радостью и любовью жена, и сразу на душе становится теплее, настроение улучшается. Конечно, все проблемы мы всегда решаем вместе, но служба была на первом месте, и в этом жена меня всегда поддерживала. «Служи, как того требует присяга, за нас не беспокойся, все будет хорошо», – говорила. И я всегда был уверен, что в семье все будет благополучно. Жена у меня надежный тыл. Как-то командировка пришлась на март – отправка спецтехники на предприятие-изготовитель. С 8 Марта поздравил по телефону, а приехал уже с цветами. Приехал уставший, грязный, прокопченный, а зашел в квартиру и сразу же попал в семейный уют: стол накрыт, на столе любимый плов. И тут же все трудности и заботы ушли на второй план… Жена всегда гостеприимна. За время проживания на Байконуре мы обрели настоящих друзей, с которыми общаемся и по сей день. И это благодаря ей, ее приветливому характеру и душевной доброте.
Валентина Шипилова старалась, чтобы на столе всегда было любимое блюдо мужа.
– Долго прожив в Казахстане, научилась делать бешбармак и плов, которые он очень любит, а я с удовольствием готовлю, – рассказала Валентина Ивановна. – Будут эти блюда на семейном столе и в годовщину нашей свадьбы.
Захватывающе страшно
Служба для молодого офицера оказалась очень увлекательной.
– Площадь самого Байконура – 7360 кв. км, наш родной Верхнемамонский район в разы меньше, – отметил Алексей Шипилов. – Космодром просто «опутан» железнодорожными путями. К каждой пусковой площадке подведена железная дорога. Первое впечатление от ночного пуска ракеты-носителя «Протон» космического назначения оказалось незабываемым. Нас с солдатами эвакуировали в степь, издали мы видели подсвеченный здоровый «карандаш». Вспышка – и ракета пошла под нарастающий рокот. Когда заработали мощные двигатели, вибрацию ощутили всем телом. Ракета начинает подниматься и от работы двигателей исходит очень яркий факел. Чем выше поднимается ракета, тем больше он разрастается, приобретая размеры огромной пирамиды. Становится светло, как днем. Когда появилась возможность по специальному разрешению брать с собой семью, я возил на пуски ракет и жену, и дочек. В первый раз они побывали на пуске того же «Протона». Так Наташа до сих пор вспоминает чувство ужаса и восторга при виде этой мощи.
С семьей
Ракетчик отметил, что старт пилотируемого «Союза» не так впечатлил его семью, поскольку пуск происходит более мягко – чтобы избежать больших перегрузок, ракета взлетает и набирает скорость небыстро. Диаметр центрального блока ракеты – 3 м, да и весит всего 310 т. А «Протон» 4 м в диаметре и весит 700 т. Это самая тяжелая ракета на сегодняшний день.
– Гражданские тоже могли наблюдать из города пуск, – продолжил Алексей Шипилов. – В хороший день с берега Сырдарьи виден запуск ракеты с площадки №1, или, как ее называют, с «Гагаринского старта», откуда впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с летчиком-космонавтом Юрием Гагариным на борту. За 30 км можно увидеть вспышку, траекторию движения ракеты. Впечатляет, когда «Союз» взлетает – 32 двигателя работают, факел в небе видно долго. На 118-й секунде отделяются боковые блоки (первая ступень), падают, вращаясь и переливаясь в лучах солнца. Зрелище неописуемо красивое, особенно при заходе солнца. К 1987 году я уже видел пуски разных ракет, но, когда смотрел, как взлетает ракета-носитель «Энергия», это впечатление затмило все. Ракета поднималась очень медленно, как будто зависая над стартовым столом, и казалось, что она не взлетит, а рухнет на землю. Рокот от двигателей стоял просто оглушающий – захватывающе страшно.
«Причастен к защите страны»
Во время службы в войсковых частях 8-го испытательного управления Шипилов занимался испытанием межконтинентальных баллистических ракет, новых образцов ракетной техники, боевых ракетных комплексов. Участвовал в запуске космических аппаратов, в том числе с помощью ракеты-носителя «Днепр», созданной по конверсионной программе на базе стратегической ракеты «Воевода». Самая мощная в мире межконтинентальная баллистическая ракета получила в НАТО прозвище «Сатана». Не раз Шипилов присутствовал на встречах космонавтов как перед их полетом на станцию «Мир» или на МКС, так и по возвращении на Землю:
– Некоторые экипажи видел очень близко, но в основном присутствовал на пресс-конференциях, когда основной экипаж находился за стеклянной перегородкой, чтобы никто их не мог ничем заразить. У них вообще много ограничений было для сохранения здоровья, по городу они просто так не ходили, гуляли в специальном парке.
В июне 2005 года отмечалось 50-летие Байконура, и Алексею Шипилову довелось пообщаться с космонавтами в неформальной обстановке и даже получить автографы.
– Тогда я и встретился с Алексеем Леоновым, Борисом Волыновым и Петром Климуком. Леонов таким добряком оказался – шутил, смеялся, благодарил нас, инженеров, за работу. И про космос ничего не рассказывал – все больше расспрашивал, как тут город живет. Оказалось, пиво предпочитает тоже шымкентское.
Запомнилась и встреча с Сергеем Крикалевым – первым российским космонавтом, совершившим полет на американском шаттле.
– Он говорил, что было очень страшно, когда первый раз выходил в открытый космос, – вспомнил Шипилов. – Понимал: нужно отпустить поручни, буквально заставлял себя оторвать руки – бездна пугала. После полетов космонавтам приходится восстанавливаться как физически, так и психологически после воздействия невесомости. Ведь там ни верха нет, ни низа – к этому надо привыкать, зато на Земле потом можно машинально выпустить из рук стакан с водой – дескать, сам «поплывет» в сторону.
В 2006 году Алексей Шипилов был уволен в запас в звании подполковника, но остался работать на космодроме, только в гражданской структуре.
– Объем работ только увеличился, – отметил Алексей Васильевич. – В дополнение к прежним я стал заниматься еще подготовкой ракет космического назначения «Зенит» и «Союз», подготовкой к запуску космических аппаратов и разгонных блоков.
Сборка ракеты «Зенит»
Верхнемамонец возглавлял также инструкторскую группу в космическом центре «Южный». Теперь они с супругой переехали в Воронеж – поближе к родным краям, детям и внукам. Тем не менее связь с Байконуром не прервалась.
– Сейчас я там бываю как представитель организации, производящей двигатели для ракет «Союз» и «Протон», – рассказал Алексей Шипилов. – Мы с коллегами готовим к пуску ракеты-носители «Протон-М» и «Союз», участвуем в программах по запуску пилотируемых кораблей «Союз» и грузовых кораблей «Прогресс» на МКС. Репортаж в процессе пуска ракеты воспринимаем не как созерцатели, а оцениваем нашу работу с профессиональной точки зрения. Когда включаются двигатели третьей ступени и мы слышим «300 секунд, полет нормальный. Температура и давление в норме», а затем через некоторое время «Есть выключение двигателя третьей ступени. Есть отделение третьей ступени. Есть включение двигателя космического аппарата», – можно аплодировать и радоваться хорошо проведенной работе.
Алексей Васильевич часто бывает и на малой родине – навещает семьи старшей дочери Натальи в селе Осетровка Верхнемамонского района и брата Владимира в Верхнем Мамоне.
– От детских воспоминаний на душе каждый раз становится очень тепло. Именно отсюда начался мой путь к небу. Пусть я не стал летчиком, зато сумел стать причастным к защите страны и освоению космоса.
Алексей Шипилов неоднократно поощрялся командованием космодрома и Министерством обороны за укрепление обороноспособности и ракетно-ядерного щита России. Но больше всего ветеран военной службы гордится званием «Заслуженный испытатель Байконура». Он участвовал в 97 пусках ракет как военного, так и народнохозяйственного назначения.
Когда Валентина и Алексей Шипиловы переезжали в Воронеж, им подарили памятные книги о Байконуре, собравшие историю космодрома в лицах. Вошел в эту историю и Шипилов.
– Наши дочери получили мирные профессии: старшая, Наташа – психолог, младшая, Вероника – дизайнер, – отметила Валентина Ивановна. – Но, может, кого-то из внуков дед увлечет высокой мечтой о небе.