Лица империи. Воронежцев пригласили на выставку портретов Петровской эпохи
Экспозиция в музее имени Крамского будет работать до 28 августа
Анастасия Картавцева, 31 июля 2022, 16:30
Камерная выставка «Императоры и соратники. К 350-летию Петра Великого» открылась на третьем этаже художественного музея имени И. Н. Крамского. Всего – около 30 живописных, графических и скульптурных работ русских и западноевропейских мастеров XVIII – начала XIX века. Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали на открытии и узнали, почему царя-реформатора изображали в офицерском мундире без украшений и чем любопытны гравюры и литографии, выходившие большим тиражом.
Представленные на экспозиции произведения относятся к жанрам камерного и салонного портрета, а также сюжетно-символического графического портрета. Посетители могут увидеть изображения Петра I, ближайших его сподвижников и потомков. Здесь и вторая жена императора Екатерина I, и его дочь Елизавета Петровна, и внук Петр II, а также ключевые фигуры петровской эпохи Головин, Меньшиков.
Выставка собрана полностью из фондов воронежского музея. Среди отобранных для нее портретов – семь живописных, два скульптурных и 18 графических (литографии и гравюры). В числе последних – работы более 10 граверов и более 10 авторов оригинальных портретов, с которых были выполнены эти гравюры. Многие произведения посетители могли видеть ранее в основной экспозиции музея. К примеру, один из самых ценных экспонатов, расположенный в центральной части выставки, – портрет самого Петра Великого кисти Алексея Антропова.
– Этот портрет художник писал уже после смерти императора, беря за образцы портреты других авторов, которые писали Петра I c натуры. Антропов перерабатывал образ в своем стиле. Выражение лица Петра отличается от выражения на других портретах. Еще более интересно, что император изображен в камзоле офицера гвардейской пехоты, без дополнительных украшений и орденов. Дело в том, что Петр I после введения Табели о рангах сам решил дослужиться до высших армейских званий, начиная с нижних чинов, – рассказал старший научный сотрудник музея и куратор выставки Владислав Макаров.
Одной из форм вознаграждения дворянства в XVIII веке были портреты, которые становились своеобразным символом увековечивания в памяти потомков того, кого изображал художник. Царственные особы и их приближенные могли себе позволить не только портрет, но и гравюру или литографию – оттиски, напечатанные на бумаге, которые делались на дереве или металле. Они распространялись довольно крупным тиражом, продавались, печатались на заказ.
– По гравюрам и литографиям мы можем прочесть живые черты конкретных людей, несмотря на то что делались они зачастую с каноничных парадных портретов. Иногда у посетителей возникают вопросы: «Как эти оттиски, выходившие большим тиражом, можно считать оригиналами?» Но каждый такой оттиск имеет номер, а напечатан он был еще в XVIII веке. Кроме того, все представленные гравюры и литографии сделаны с портретов, написанных знаменитыми художниками, – поделилась заведующая научно-просветительским отделом музея Ирина Шувакина.
Посетительница выставки Валентина Попова привела познакомиться с эпохой Петра I своих внуков, которые приехали в Воронеж на каникулы из Москвы.
– Современный человек должен знать свою историю, и такие выставки помогают приблизиться к ней, получить новые знания. Мой младший внук Филипп – школьник. В следующем году он как раз будет изучать эпоху Петра I. Старший внук Валерий уже студент, но, несмотря на техническую специальность, на выставки ходит с удовольствием. Мне очень важно, чтобы ребята получали новые знания. Когда мы вернемся домой, будем еще разговаривать о том, что мы здесь увидели, так Филипп и Валерий лучше все запомнят, а когда вернутся в Москву, расскажут родителям, – поделилась женщина.
Полюбоваться экспонатами выставки в музее им. И. Н. Крамского можно до 28 августа. Стоимость билетов:
- входной билет – 150 рублей;
- льготный билет (школьники, пенсионеры, студенты) при предъявлении соответствующего документа – 100 рублей.
Одним из недавних событий, приуроченных к юбилею Петра Великого, стало создание росписи, представляющей летопись жизни и деяний императора. Изображение нанесли на каменную ограду дома-музея Никитина (ул. Никитинская, 19а). Стрит-арт объединяет несколько сюжетов – от рождения царя до победы в Северной войне и возведения Санкт-Петербурга.