Легенды Воронежа. Дом с «мистической» совой

Спецпроект РИА «Воронеж» о городских достопримечательностях.

Анастасия Сарма, 23 марта 2017, 18:58

Евгения Емельянова

Очередной объект спецпроекта «Легенды Воронежа» – здание воронежского архитектора Михаила Замятнина, более известное как «дом с совой». Достопримечательность находится в тихом центре Воронежа, по адресу улица Алексеевского, 12. На фасаде дома изображены несколько масонских символов и сова на еловой ветке, что в глазах воронежцев придает зданию таинственность. У дома есть свои «мифы». Считается, что если влюбленные поцелуются под балконом с совой – их брак будет долгим и счастливым.

После революции в доме жили немецкая красавица-баронесса и основатель воронежского сельхозинститута, профессор Константин Глинка.

«Дом с совой» расположен на улице Алексеевского – бывшем Глухом Покровском переулке. Это трехэтажный жилой особняк в стиле неоклассицизм с элементами модерна.

Архитектор построил его для своей семьи в 1912 году. Отличительные черты здания – богатый декор с фигурами мифических героев и «цветочным» орнаментом, симметричное расположение балконов.

«Спрятавшаяся» под балконом второго этажа сова на еловой ветке – символ семейного благополучия. Некоторые считают сову мистическим символом.

– Сова – символ многозначный: это одно из воплощений богини мудрости Афины. Символ был популярен в основном на севере, в Петербурге, где как раз и учился Замятнин, – рассказал старший по дому и краевед «по совместительству» Олег Казаневский.

У дома есть свои «легенды». Считается, что если влюбленные поцелуются под балконом с совой, их брак непременно будет счастливым. В советское время жильцы дома пугали своих детей страшилкой: будто в 12 часов ночи сова покидает привычное место под балконом и похищает непослушных детей.

– Однажды перед наступлением полуночи все дети выбежали на улицу, чтобы посмотреть – действительно ли сова взлетает в полночь, – вспомнил Казаневский.

Звезды, украшающие головы муз на фасаде, расценивают как намек на принадлежность Замятнина к масонскому ордену.

Семья архитектора занимала в доме один этаж – два других сдавала внаем. Дом Замятнина – пример небольшого доходного дома, какие возводились в Воронеже в начале XX века.

– Изначально краснокирпичные доходные дома строились в Петербурге и Москве, но со второй половины XIX века они появляются и в Воронеже. С 1915-го здесь вырастают великолепные доходные дома в стиле модерн. Первая мировая война резко изменила планы владельцев. Сохранились два неоштукатуренных дома. Видимо, когда началась война, хозяева приостановили строительство – думали переждать трудные времена, а потом возобновить работы. С началом войны крупные доходные дома были реквизированы под госпитали, – отметила краевед Ольга Рудева.

Замятнины прожили в доме недолго. После Октябрьской революции здание отошло к новой власти.

– Никто не знает, как дом выглядел до революции. Замятнин, как главный архитектор, имел полное право не сдавать проект. Чертежей дома не осталось и в архивах, – отметил Казаневский.

Причем свой дом архитектор отдал добровольно, понимая, что сопротивление выйдет ему боком. Бывшим хозяевам пришлось искать себе другое жилье – на нынешней улице Орджоникидзе. Второй дом Замятнина не сохранился – на его месте сегодня находится здание гордумы.

С 1918 года в «доме с совой» расположились губкомы компартии и комсомола, а с балкона на втором этаже перед воронежцами выступали политические лидеры. Как вспоминали бывшие жильцы дома, здесь снимала квартиру невероятной красоты женщина – немецкая баронесса, которой даже приписывали роман с Замятниным. В «Доме с совой» также жил профессор Воронежского сельскохозяйственного института Константин Глинка.

Просторный вестибюль на первом этаже разделен красивой аркой на две части.

Первая – маленькая лестница при входе – поднимает площадку на 0,9 м от уровня тротуара. Вторая часть – вход на лестничный пролет и в подвал. На полу сохранилась плитка 1913 года.

– Это очень дорогая плитка – скорее всего, производства немецкой фирмы Villeroy & Boch. Такой же плиткой вымощен пол в старинном особняке камергера Митрофана Сомова (проспект Революции, 39), где размещались редакции газет «Воронежский Телеграф» и «Воронежская коммуна», – рассказала Ольга Рудева.

До наших дней сохранился вход с парадной лестницей. Раньше параллельно ей располагалась черная лестница – для прислуги, соединявшаяся с черным входом. Лестницы отделял цветной витраж. Сейчас вместо витража – глухая стена.

О том, что за лестницей пространство дома продолжалось, напоминает арка с расположенными по бокам масками сатиров.

– Вся красота на черной лестнице – здесь, по словам старожилов, в стенных нишах стояли вазы с цветами, – заметил Казаневский.

Примечательно, что черная лестница по декору и убранству могла сравниться с парадными лестницами в петербуржских домах.

– Модерн весьма просто и элегантно решал сочетание в доме полезного и красивого. Утилитарные, полезные вещи выглядели красиво, иногда нарочито красиво. Именно поэтому парадная лестница здесь самая обычная, а черная – подчеркнуто красивая, – пояснила Рудева.

По словам эксперта, в старинных домах Воронежа черные лестницы почти не сохранились. После войны их выкидывали, а вместо них делали перекрытия, чтобы получить дополнительное жилое пространство – комнаты и квартиры. Хотя в подвале «дома с совой» сохранился «остаток» черной лестницы.

Здесь и плитка на полу более дешевая: скорее всего, произведенная на заводе харьковского промышленника Бергенгейма.

– Обычно в доходных домах парадный и черный входы не пересекались. Это было необходимо для того, чтобы белое батистовое платье хозяйки не запачкалось от угля и помоев, которые выносила прислуга. Зайдя в дом с парадного входа, человек попадал в прихожую, потом – в гостиную. С черного входа – сразу на кухню. Комнаты были построены по принципу анфилады. На каждую семью приходилось больше ста квадратных метров, – подчеркнула Рудева.

До недавнего времени на перилах парадной лестницы замятнинского дома можно было увидеть голову русалки. Но в 1990-х пустотелую скульптуру разрушили вандалы, заходившие в подъезд распить алкоголь.

Прислуга жила в отдельно стоящем двухэтажном флигеле с подвалом во дворе хозяйского дома. Флигель разрушили летом 1959-го. Уцелело дореволюционное здание конюшни, которое сегодня как гараж использует один из собственников дома.

В годы Великой Отечественной войны дом Замятнина сильно пострадал.

– Мама, пережившая оккупацию в Воронеже, рассказывала мне, что здесь от снарядов был настоящий огненный смерч. Пострадали многие исторические здания, – заметил Казаневский.

Городские власти долго не решались браться за восстановление некогда красивого особняка. Восстановили в начале 1950-х.

– Перекрытия дореволюционного дома были в виде тонких железобетонных оболочек, а восстановили дом с применением металлических и деревянных балок, – отметил Олег Казаневский.

После восстановления «дом с совой» стал 12-квартирным жилым домом и поменял цвет – с темно-серого на голубой. Планировку поменяли. На просторном этаже, некогда принадлежавшем одной семье, устроили сразу несколько квартир, каждую – с кухней. Сначала удобства были во дворе, чуть позже провели канализацию. Послевоенные жильцы обустраивались как могли – делали печки, пробивали проемы и окна.

– Не удивительно, что квартиры в таких домах зачастую имеют нелепую планировку. Например, – ванна в конце коридора, – заметила Ольга Рудева.

В доме Замятнина было инновационное для того времени отопление: внутри стен проходили трубы, соединявшиеся с теплообменником в котельной. После войны в доме сохранились и необычные радиаторы – фарфоровые, с блестящей глазурью. По словам Олега Казаневского, на потолке, внутри лепнины и декоративных элементов, прятались светильники – комната освещена, а лампочек не было видно.

– Замятнин сделал потолки более плоскими за счет прорезной лепнины, но все это рухнуло, когда дом горел, – пояснил Казаневский.

Сегодня в доме – 12 квартир. Квартира, под балконом которой «спряталась» сова, долго время была коммунальной.

В конце 1980-х один из жильцов квартиры ее выкупил. Впоследствии он съехал, разменяв свою квартиру на три других. Но и он съехал, признавшись, что в квартире столько проблем, что проще купить новую. Еще несколько лет назад в «доме с совой» стремились жить воронежские политики и бизнесмены, теперь – творческие люди, представители богемы.

«Дом с совой» – памятник регионального значения. Жить в нем престижно, но есть и свои проблемы. Каждую зиму с крыши свисают огромные сосульки.

По словам Олега Казаневского (проектировщика по профессии), проблема в том, что при проектировке и строительстве кровли была допущена ошибка, из-за чего вода затекает на лепнину и декоративные элементы фасада, разрушая их.

Еще один изъян дома-памятника – отсутствие в отопительной системе цивилизованного слива воды, поэтому она выливается на пол в подвале. Год от года дом оседает – причем неравномерно. Из-за этого пол в просторном холле покрылся трещинами.

– Глубина закладки фундамента дома небольшая. Замятнин на нем явно сэкономил. Есть и проблемы с грунтом, который разрушается под воздействием влаги – и падает несущая способность сооружения, – отметил Казаневский.

Справка РИА «Воронеж»

Зодчий Михаил Замятнин (1877-1929) – автор около 20 зданий в Воронеже. В их числе – здание глазной больницы (улица Революции 1905 года, 22), здание Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банка (Орджоникидзе, 41), музыкальное училище (проспект Революции, 41). Также Замятнину приписывают авторство краснокирпичного трамвайного парка (улица 9 Января, 54) и городской паротурбинной электростанции для обеспечения трамвайного движения (Софьи Перовской, 7).

Михаил Замятнин закончил институт гражданских проектов в Санкт-Петербурге. Его первым местом работы стало Воронежское уездное земство. За короткий срок молодой архитектор организовал технический отдел в уездной управе, построил по своим проектам в селах несколько больниц, школ и одно ремесленное училище. С 1906 по 1910 годы Замятнин служил в строительном отделении губернского правления на должности младшего инженера. С 1911 по 1918 годы был главным архитектором Воронежа.

До революции на пересечении улиц Большой Дворянской и Садовой по проекту Замятнина построили кинотеатр «Увечный воин», принадлежавший купцам Шуклиным.

В годы Первой мировой войны Михаил Замятнин построил бараки для заразных больных, бани и городскую прачечную. До наших дней сохранилось перестроенное архитектором здание городского инфекционного лазарета для солдат (улица Выборгская, 17).

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.