Коза, лапти и скоморохи-аниматоры. Воронежцам показали уличное представление в традициях площадного театра

В балаганном спектакле активно участвовали зрители

Анастасия Сарма, 28 мая 2022, 17:10

Михаил Кирьянов

Уличный спектакль для детей «Как Петр I флот строил» прошел на заднем дворе театра кукол имени В. А. Вольховского вечером пятницы, 27 мая. Для труппы это представление – экспериментальное, оно сделано в традициях старинного народного уличного театра. Жанр артисты определили как «скоморошину».

Билеты на представление – «сидячие» и без места – зрители «смели» буквально за два дня. Те, кто не смог попасть на площадку, смотрели на спектакль из-за ограды и взобравшись на ступеньки бизнес-центра по соседству. Некоторые смекалистые горожане наблюдали за театральным представлением, высунувшись из окон офисов.

Постановку артисты театра кукол посвятили строительству флота Петром I на Воронежской земле. Но, поскольку спектакль не классический, четкой сюжетной линии в нем нет – все театральное действо представляет собой интерактивную игру артистов с маленькими зрителями. Актеры в лаптях, одетые в костюмы козы, медведя и скоморохов, на 45 минут превратились в аниматоров, которые вместе с маленькими зрителями строили корабль – собирали мачты, подносили ядра в пушки, передавали друг другу мешки с порохом.

– Мы перенесемся в эпоху Петра Алексеевича, но нашей целью не станет воссоздание исторической достоверности. Главное для нас – погрузить зрителя в атмосферу того времени, с уличными театрами, скоморохами, и показать личность императора, его энергию и решительность, – отметил режиссер спектакля Михаил Каданин.

  • Присутствовали в представлении и элементы площадного театра «Петрушка». На одном из артистов была повязана юбка с обручем в подоле. Легким движением руки он поднял юбку над головой – и она превратилась в импровизированную ширму, на которой развернулся шутовской диалог между Петром I и козой.

    Коза не проявляла к представителю власти уважения, бодалась с ним и препятствовала ему строить корабль. На уговоры царя коза не реагировала, тогда у Петра I нашелся последний аргумент – дубинка, которой он начал лупить непослушную «гражданку». После чего дорога к строительству была открыта. Напомним, что в народном театре дубинка обычно появляется в руках Петрушки. А в спектакле театра кукол его роль исполняет Петр.

    – Почему мы выбрали стилистику площадного театра? Она выразительна и подходит для перформанса на открытом воздухе, – отметила художник Елена Белых.

    В подготовке спектакля участвовала вся театральная труппа. Над сценографией и созданием кукол работали сразу трое: главный художник театра – заслуженный художник России Елена Луценко, заслуженный художник России Александр Ечеин и художник Елена Белых. Елена Луценко изготовила классических театральных кукол – ее руками сделаны перчаточные коза и Петр I, костюмы скоморохов, ростовые костюмы медведя и козы, внутри которых скрывались актеры. Александр Ечеин занимался декорациями, постаментом, реквизитом, композициями костюмов. Елена Белых создавала плоскостных кукол, а также паруса, мачты, флажки.

    При изготовлении кукол художники вдохновлялись лубочными картинками конца XVII – начала XVIII века. Яркий пример лубка – перчаточная кукла Петра I. На ее создание у Елены Луценко ушло два месяца. Сначала она сделала скульптуру, затем ее заформовала, после чего занялась куклой из папье-маше. Наконец, внутри нужно было соорудить «механику» – сшить перчатку с патрончиками и резиночками, которая бы удобно сидела на руке. Только после этого кукле Петра I шили костюм.

    – Внешность Петра I – лубочная, поэтому на нем нет румян. Здесь выдержан стиль лубка. А вот костюм я сделала нарядным, парадным – как у императора. Получилась авторская кукла, – добавила художник.

    Кстати, у Петра на руках – всего по четыре пальца. По словам Елены Луценко, это сделано специально: оказывается, когда у кукол по пять пальцев, у зрителей складывается обманчивое впечатление, что их шесть.

    Елена Белых отметила, что в этой постановке артисты впервые экспериментировали с архитектурой театра – она дополнила театральное действо. Так, спектакль прошел в двух уровнях: внизу и вверху, на балконе. Оттуда артисты спускали паруса корабля и пушечные «ядра». Большую работу при подготовке спектакля проделала художник по свету Лариса Новикова. Для нее это первый опыт работы на открытом воздухе.

    Надо сказать, что актерам и зрителям повезло с погодой – ветра и дождя не было. Актриса Дарья Ефанова призналась, что репетировать приходилось и во время сильного ветра. Но перед представлением все чуть ли не молились, чтобы погода не ухудшилась. Под дождем или снегом могут испортиться и куклы, и декорации.

    В костюме медведя, Михаила Ивановича, скрывался актер Владимир Руднев. Он надевал специальный подшлемник, затем – медвежью голову. Зрителей видел через сеточку, которая находилась на уровне горла медведя.

    – Все думали, что в этом костюме мне будет жарко, но на улице прохладно, а мне в шкуре медведя тепло. Другие артисты мерзнут и пьют горячий чай, чтобы согреться, – признался Владимир Руднев.

    Актер добавил, что потешное представление в стилистике площадного театра труппа создала впервые. Это было тяжело, ведь ничего подобного артисты раньше не делали.

    – Мы взяли за основу спектакля классическую скоморошину про козу и медведя. Все придумывали, как в первый раз. Спектакль создавали в сжатые сроки, за десять дней, – добавил Владимир.

    В конце действа на головы зрителей из конфетти-машины посыпался дождь из блесток, которые дети принялись собирать на память.

    Уличный спектакль не войдет в постоянный репертуар театра кукол «Шут». Будут ли его показывать еще, артисты ответить затруднились.

    На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.