Конец века. Убийство Влада Листьева и приезд Михалковых в Воронеж

О чем писал «Воронежский курьер» в 90-е годы.

Елена Миннибаева, 5 марта 2016, 11:00

Андрей Архипов

РИА «Воронеж» продолжает экскурсию в прошлое. С помощью газеты «Воронежский курьер», которая в 2015 году отметила 25-летие выхода первого номера, мы вспоминаем, что волновало воронежцев в 1990-е. Возможно, кому-то темы журналистских материалов того времени покажутся смешными, что-то вызовет ностальгию, а отдельные тексты заставят задуматься, что теория развития истории по спирали – не пустые слова.

1991

Весной 1991 года на страницах «Воронежского курьера» вышла заметка о певице Маше Распутиной. В то время она только начинала карьеру в шоу-бизнесе, была известна по песням «Гималаи» и «Кружит музыка». Активно раскручивался образ бунтарки из глухой провинции, на сцене девушка была в экстравагантных откровенных нарядах. Но мало кто знал, что Маша Распутина (а в жизни Алла Агеева) активно занималась благотворительностью. Например, после мартовского выступления в Воронеже певица пожертвовала часть гонорара на восстановление Успенской церкви.

 
 

«Церковь погибающая. Если в этом году не начать восстановительные работы, она рухнет. И останутся от памятника истории только руины времен Петра I. Но мы надеемся, что церковь будет восстановлена и отреставрирована в срок. На открытие уже сейчас пригласили и Машу. Распутина – человек набожный. Она помогает финансово детям, пострадавшим от катастрофы в Чернобыле, ребятам, инфицированным СПИДом. Инфицированной девочке она лично вручала деньги на лечение. Хотела даже удочерить ее, но жилищные условия не позволили. Знаменитости у нас, случается, тоже делят на троих шестиметровую комнатушку».

1993

О том, как пьяный бомж взял в заложники 14-летнего школьника, приставив к его горлу разбитую бутылку, рассказала журналист Алла Холденко. Случай произошел в Нововоронеже, прежде захвата заложников в Воронежской области не было.

 
 

«Вышло так, что в подвал, где обитал сомнительный гражданин, зашло трое мальчишек лет по 14. Видимо, в тот момент и созрел у преступника его коварный план. Он схватил одного из мальчуганов, приставил в его горлу разбитую бутылку, а остальным приказал бежать в милицию и сообщить о захвате заложника. Преступник требовал у милиции только одно – пистолет».

Подъехавшая милиция выполнила требования бездомного, а затем успешно провела операцию по захвату. Преступника ранили в ногу. Заложник не пострадал, была лишь царапина на горле.

В марте того же 1993 года журналисту «Воронежского курьера» Владимиру Андрееву удалось взять интервью у легенды российского телевидения Влада Листьева.

 
 

Встреча проходила в здании телецентра «Останкино». Во время беседы телеведущий рассказал, с каким трудом он «пробивал» в эфир одну из своих самых удачных программ «Тема» и с какими неожиданными сложностями столкнулся при «раскручивании» проекта «Звездный час».

«Пробить любую передачу, особенно в лучшее для зрителей время, – это очень трудно. «Тема» пробивалась с большим трудом. Ее бросали и в шесть часов вечера, и в одиннадцать вечера. Прошло около двух месяцев, прежде чем она стабилизировалась на своем месте в эфире. Теперь надо раскручивать «Звездный час». Программа выходит всего два месяца, но уже сейчас могу сказать, что это самая смотрибельная программа для детей. На почту в адрес редакции «Звездного часа» уже приходят в день по 10 тысяч писем и около трех тысяч телеграмм».

Во время разговора была затронута тема женщин. Журналист Владимир Андреев спросил, правда ли, что у Листьева в Воронеже зазноба и поэтому он так часто зачастил в наш город? «Каждый раз, когда я приезжал в Воронеж, я всегда был с женой. Вот так», – ответил телеведущий.

Интервью с Владом Листьевым было записано за два года до его смерти. Вечером 1 марта 1995 года при возвращении со съемок программы «Час пик» Владислав Листьев был убит в подъезде своего дома. Одна пуля попала в руку, вторая – в голову. Ценности и большая сумма наличных, которые были при ведущем, остались нетронутыми, что позволило следователям предположить, что убийство было связано с деловой или политической деятельностью.

 
 

Первая полоса «Воронежского курьера» от 4 марта 1995 года была полностью посвящена убийству телеведущего.

«Во всем мире убивают политических деятелей, а у нас – журналистов и бизнесменов. Если же и оказывается в этом списке депутат, то выясняется, что человек этот активно занимался коммерцией. Думаю, так происходит, что политики наши по большей части бездарны и никчемны. Или ж сами недалеки от бандитизма. Первый пришедший в голову ряд: Мень, Холодов, Листьев. А еще – Чечня. Такое ощущение, что нас приучают к мысли, что есть простое разращение всех проблем: убийство. Герман Полтаев».

 
Фото — «1 Канал»

«Убеждены, что убийство Владислава Листьева – политический акт, направленный против демократических преобразований общества, в первую очередь – против средств массовой информации. Требуем от президентских, правительственных и парламентских структур провести тщательное расследование убийств журналистов Дмитрия Холодова, Владислава Листьева и других работников прессы, которые погибли от рук наемных убийц. Коллектив Воронежской ГТРК».

Вот как вспоминают день убийства Владислава Листьева воронежские журналисты.

Помню, что в ночь на 1 марта я ехал в поезде «Воронеж-Москва» в командировку. Проснулся, включили радио в вагоне, и тогда я услышал, что убили Листьева. Это было как обухом по голове. Не верилось в его смерть. Целый день по «1 Каналу» в тот день ничего не показывали, был траур. Траур был во многих российских семьях – Листьева любили. В то время было немного телевизионных программ, и все его знали по «Полю чудес», «Взгляду», «Теме». Листьев был настоящим телепрофессионалом. Не только ведущим, но и продюсером. Его программы были самыми популярными на телевидении, и до сих пор идут его детища «Поле чудес», «Угадай мелодию».
Олег Мещеряков

заместитель генерального директора «Студии "Губерния"»

Известие о гибели Листьева не произвело для меня какого-то особенного впечатления. Это был человек из телевизора, из сверкающего чужого мира с другой планеты, где люди запросто ворочали миллиардами, за что к ним и подсылали киллеров в масках с бесшумными пистолетами. В моем мире тебя у подъезда ждала толпа малолетних гопников с заточенными арматурными прутьями, которые могли запросто убить за деньги на пару банок пива... «Слышал, Листьева убили? – тогда сказал мне кто-то. Я только пожал плечами. Накануне от наркотиков умер мой близкий друг, примерно в это же время одна моя однокурсница насмерть забила молотком свою соседку по комнате в общежитии. Просто за то, что не поделили парня».
Владимир Тихомиров

редактор сайта «Историческая правда»

1995

В канун 50-летия Победы в Великой Отечественной войне вандалы испортили братскую могилу в городском парке отдыха и труда (более известен как парк «Динамо»). С памятника украли 16 мраморных плит.

 
 

«Вице-мэр города Борис Артемов заметил, что ничего подобного с памятниками Великой Отечественной войны в последнее время не происходило. А потом добавил, что к майским торжествам памятник будет приведен в порядок, для этого городская администрация уже выделила 10 млн рублей».

1999

Весной 1999 года в Воронеж приезжал оскароносный режиссер Никита Михалков, чтобы презентовать свой фильм «Сибирский цирюльник». Ради Михалкова поезд «Москва-Кисловодск», который всегда прибывал на пятый путь, подали на первый путь, чтобы звездный гость сразу мог выйти на вокзал. На перроне Михалкова хлебом-солью и чаркой водки встречали девушки в народных костюмах, был замечен и мэр Воронежа Александр Цапин.

 
 

«С Михалковым приехали его дети – Анна, Артем и Надя. Он сообщил, что редко приходится побыть с семьей дома, поэтому приходится их возить с собой по рабочим командировкам. Тем более все дети режиссера снимались в «Цирюльнике», так что на показе фильма они были полноправными членами творческой группы фильма».

С вокзала детей Михалкова повезли в гостиницу «Дон», оттуда – на экскурсию по городу. А сам режиссер отправился в авиационное училище, там он поиграл в теннис, а после нескольких сетов его пригласили в баню.

 
 

После развлекательной программы была вечерняя встреча режиссера со зрителями, на которой Михалков объяснил, почему билеты на «Сибирского цирюльника» продаются по непривычно высоким для воронежцев ценам – от 90 до 200 рублей.

«Это принятая во всем мире практика: премьерные цены высоки, затем, по мере опустения зала, они снижаются, доходя до вполне приемлемых цен для всех желающих. «Сибирский цирюльник» – коммерческий фильм. Он обязан окупиться. Мы затратили на него 45 млн долларов».

«Сибирский цирюльник» является самой крупнобюджетной постановкой в истории российского кино (рекордом советского времени считается «Война и мир» Сергея Бондарчука). Съемки длились 11 месяцев по шесть дней в неделю, рабочий день у группы был от 12 до 16 часов. Никита Михалков стал первым человеком, которому удалось потушить кремлевские звезды, а также проложить рельсы через Иверские ворота Кремля, чтобы пустить по ним конку. Реклама фильма по центральным каналам была масштабная.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.