«Хоть что-то у вас произошло интереснее плесени». Как в юридическом бюро обманывали воронежцев

Клиенты были вынуждены штурмовать офис аферистов.

Лариса Карташова, 17 марта 2020, 16:30

Виталий Грасс

Воронежцы, посчитавшие себя обманутыми, практически штурмом взяли ООО «Бюро юридических услуг» (улица Алексеевского, 17) в пятницу, 13 марта. У двери конторы собрались люди, которые, обратившись к юристам за помощью, не решили свою проблему и потеряли деньги. Среди них много пенсионеров.

Эмоции собравшихся зашкаливали:

– У меня машина сбила сына, я три месяца слезы лью. Деньги заняла, чтобы отдать вам 45 тысяч, а вы ничего не сделали. На ком вы наживаетесь? На нищебродии!

– Люди к вам идут за помощью, за защитой. Копейки последние несут. А вы что делаете – обманываете!

– Юристы… Что вы наделали, «юристы»! После вас люди вообще боятся обращаться в юридические конторы – даже нормальные.

Часть сотрудников фирмы успели сбежать от недовольных клиентов, остальные закрылись в офисе до приезда полиции. Не обошлось без пострадавших (со стороны клиентов), на место происшествия дважды приезжала «скорая».

Почему около 30 горожан пошли на осаду конторы и что она из себя представляет – в материале журналиста РИА «Воронеж», которая чуть не попалась на удочку бюро, вообще не нуждаясь в юридической помощи.

Сайт-клон

В январе 2020 года я решила пожаловаться на свою управляющую компанию в Государственную жилищную инспекцию. Не обнаружив на сайте ведомства форму для онлайн-обращений, позвонила на горячую линию – мол, подскажите, где сервис для жалоб. Мужчина на том конце провода ответил: «Ничего никуда отправлять не надо – вам перезвонят».

Действительно перезвонили. Участливая женщина выслушала историю про электроработы УК и заявила, что жалобу в жилинспекцию писать бесполезно, а лучше прийти на бесплатную консультацию к ним – в Межрегиональный центр правовой поддержки населения. «Мы вас юридически подкачаем, не забудьте прихватить ручку и блокнот. Остался буквально последний талон на завтра». Я поинтересовалась, как у нее оказался мой номер телефона – обращение ведь было в жилищную инспекцию. В ответ: «Так они же нам и передали».

Уже поздно вечером я решила выяснить, что это за Межрегиональный центр правовой поддержки населения, но никакой информации в интернете не нашла. Пробила контору по адресу. Оказалось, что на Алексеевского, 17 находится «Бюро юридических услуг», о котором на сайтах-отзовиках написаны тома негатива. Как следовало из сообщений, воронежцы попадали туда случайно: оставляли на сайтах номер телефона либо звонили на горячую линию. Их приглашали на бесплатную консультацию, а на месте склоняли раскошелиться на 20 тыс. или 30 тыс. рублей. Не получив реальной помощи, люди не могли вернуть свои деньги.

Я решила не ходить на встречу, а номер, с которого мне звонили, занесла в черный список. Но одна мысль не давала покоя: почему я обращалась в госорган, а попала в непонятную организацию? Просмотрев историю браузера, нашла сайт, с которого все началось. Ресурс оказался фейковым, с ошибками, которые я поначалу не заметила. Обнаружила еще несколько аналогичных ресурсов – якобы прокуратуры, трудинспекции, Пенсионного фонда, судебных приставов, – выполненных в одном стиле. И везде – один номер горячей линии. Люди заходят на сайты-клоны, поскольку они оказываются на первой странице по поисковому запросу. Думают, что обращаются в госорган, а попадают в колл-центр, который направляет их в бюро и ему подобные конторы.

«Сайты-двойники могут быть квалифицированы как недобросовестная конкуренция и нарушение антимонопольного законодательства. У нас были примеры таких дел в 2019 году. В 2020-м рассматриваем несколько материалов, когда частные компании на своих сайтах, на входных табличках, в ходе рекламных акций выставляют все так, как будто они осуществляют госуслуги, что не соответствует действительности. Например, размещается реклама юридической услуги, а по итогам проверки оказывается, что ни один сотрудник не имеет юридического образования. Это мы считаем фактом недобросовестной конкуренции. Там, где проверки проведены, предписание исполнено: заменены таблички и названия сайтов. Неисполнение предписания – отдельный административный штраф, весьма существенный».

Денис Чушкин, руководитель Воронежского УФАС пресс-конференция от 29.01.2020

Встреча в бюро

Я решила повторить опыт. Снова позвонила на «прямую линию», где мне ответил все тот же мужской голос. На этот раз мои ФИО и телефон были другими. Как и повод для обращения: на антресолях появился конденсат, и я подозреваю людей, которые снимают квартиру наверху и никогда никому не открывают дверь. Теперь якобы думаю, как найти управу на хозяина квартиры. Пока шла в «Бюро…», мне позвонили – в пути ли я, не опоздаю ли... 

На двери оказалось предупреждение о запрете фото- и видеосъемки.

Меня отвели в кабинет, где ничего не было, кроме стола и трех стульев. Молодая женщина представилась Алиной Ивановной: «Я – юрист правового центра и действующий судебный практик». Выслушав мою историю, Алина Ивановна сказала, что надо направить жалобы в департамент ЖКХ, участковому, в ГУ МВД и прокуратуру, чтобы призвать хозяина квартиры к ответу. А еще – составить адвокатский запрос, чтобы узнать адрес проживания собственника квартиры. Забегая вперед, скажу: адвокатский запрос может делать только адвокат. Адвоката Алины Ивановны в реестре адвокатов Воронежской области не значится.

Юрист объяснила мне, что сочинять претензии и писать жалобы – дело непростое и дано не каждому:

– Не просто так мы по пять лет в университете учимся, а потом еще годы практики.

Сотрудница бюро показала многостраничные претензии – с перечислением статей кодексов, законов, постановлений. Моя проблема в виде конденсата на антресолях по мере беседы разрослась до «плесени по всей квартире».

– Проблема ваша решаема – только заниматься надо грамотно. В рамках 324-го федерального закона «О бесплатной юридической помощи» раз в год вам предоставляется квота на бесплатную юридическую помощь. Государство вам уже оплатило безвозмездный прием. Если решение о дальнейшем сотрудничестве принимается на день первичного приема, то делается отступление от обычных расценок. То есть если в обычный день юридическое сопровождение составляет от 36 тыс. рублей и выше, то по квоте – только фактические юридические расходы. Это порядка 22-24 тыс. Сумма фиксируется в соглашении, и мы от нее не отходим, ведем ваше дело полностью, – объяснила Алина Ивановна.

В ходе дальнейшей беседы я вынуждена была восемь раз произнести: «Мне надо подумать». Алина Ивановна давала понять, что времени нет: если я заплачу сейчас, то государство мне это потом компенсирует, а если отложу, то останусь внакладе. В конце концов я решительно встала и надела куртку. Когда сотрудница бюро поняла, что клиент ускользнул, не сдержалась: «Хоть что-то в вашей жизни произошло интересное, кроме плесени».

Я дала прослушать аудиофрагмент своего разговора с юристом психологу Наталье Сустретовой. По ее мнению, беседа больше походила на попытку продажи услуг, нежели на бесплатную юридическую консультацию.

В беседе присутствовали излишние разъяснения. К примеру, относительно алгоритма составления жалобы (хотя запроса на помощь в ее составлении заявлено не было). То есть информация явно дезориентировала клиента, но не внесла ясности по интересующему вопросу. В целом беседа укладывается в формат переговоров продаж. Если предположить, что задача консультанта – именно продажа пакета услуг, но не оказание бесплатной юридической помощи, то предоставление избыточной и неконкретной информации становится объяснимым. После «консультации» так и остается непонятным, что делать человеку для решения проблемы. Сухой информационный остаток встречи – необходимость купить услуги консультанта по юридическому сопровождению.
Наталья Сустретова

психолог

«Думали, что шли к юристу Пенсионного фонда»

Семью 70-летней Галины Солонниковой состоятельной не назовешь. Дочь Надежда Тараканова – инвалид второй группы по общему заболеванию, внучка Люба (28 лет) стала инвалидом в результате ДТП. Есть еще правнук Геральд, которому четыре годика и на которого его мама получает 581 рубль в месяц.

В январе 2020-го Надежда искала в интернете информацию по пенсии и детским пособиям – пыталась выяснить, правильно ли ей рассчитали пенсию, а также пособие на внука. Зашла  на сайт Пенсионного фонда (якобы) и увидела сервис «Бесплатная консультация юриста».

– Дочь написала юристу, и ее через пять минут позвали на бесплатную консультацию, рассказали, как доехать. Пошли с ней вдвоем. Думали, что идем к юристу Пенсионного фонда. Юристом оказался вежливый мальчик лет 28. Мы рассказали про свои сомнения по поводу правильного начисления выплат. Юрист рассчитал, что детское пособие должно быть 9,2 тыс. рублей, – показал нам даже статью в законе. А дочери, так как она отказалась от лекарств и курортного лечения, якобы должны 17 тыс. в год от Пенсионного фонда, а за три года – 51 тыс. рублей. Спросил, какая у меня пенсия. Я сказала, что 11 тыс. рублей. Он посчитал на калькуляторе, что за несколько лет мне 83 тыс. недоплатили, – рассказала Галина Солонникова.

Юрист обнадежил: все проблемы решаемы, но это будет стоить 50 тыс. рублей.

– Мы говорим: «Да откуда же у нас такие деньги?» Он вышел, вернулся и говорит, что «по квоте» услуги будут стоить 20 тыс. Но у нас и таких денег не было. Только у Надюшки на карте 8 тыс. рублей – как раз пенсия пришла. Он нам говорит: заплатите 6 тыс. рублей, а остальное отдадите потом, когда подготовим документы. Подписали договор. Надюшка спрашивает: «А где у вас тут можно денег снять?» Он: «Недалеко банкомат – я вас провожу», – вспоминает пенсионерка.

Довольные мать с дочерью вернулись домой. А вечером друг Надежды посмотрел в интернете отзывы о конторе. Уже на следующий день женщины вернулись в бюро, чтобы расторгнуть договор и забрать деньги.

– Нам ответили, что все уже подготовили. Хотя ни одного документа не показали. Юрист, который нас принимал, посмеялся над нами. Сказал: «Это уже мои деньги, и я буду за них биться». Мы устроили скандал, нас толкали-пихали со второго до первого этажа. По лестнице поднималась бабушка с костылем. Мы ей говорим: «Не ходите, тут мошенники». Но она все равно пошла. Мы – не дуры, но своими руками отдали им деньги. Видимо, как-то они на людей воздействуют, – предположила Галина Солонникова.

Женщины написали заявление в полицию. «Бюро юридических услуг» обратилось туда же со встречной претензией: якобы женщинам оказали юридические услуги, но они не расплатились в полном объеме. В полиции всем участникам конфликта в возбуждении уголовных дел отказали и порекомендовали обратиться в суд.

«За 21 тысячу получила кучу ненужных отписок»

У Кристины Волковой дочь хоть и совершеннолетняя, но с особенностями развития – попала в непростую жизненную ситуацию. Чтобы защитить своего ребенка, Кристина стала искать в интернете информацию о процедуре ограничения дееспособности. На одном из сайтов всплыло окно: «Я юрист, готов вам помочь». Далее по сценарию: перезвонили, пригласили, сказали, что примут по квоте. В комнате – стол и пара стульев. Правда, вместо Алины Ивановны – Алина Васильевна. Юридические услуги стоят 40 тыс. рублей, но по льготе – 21 тыс.

– Я объяснила ей, что мы с мужем не бизнесмены: он – маляр на стройке, я – машинист крана на заводе. По-человечески попросила: «Если поможете – заплачу, если не сможете – так и скажите». Перевела онлайн 21 тыс. рублей. Не знаю, заворожили нас, что ли… Пришли на бесплатную консультацию, но в итоге отдали крупную сумму. И даже муж говорил под руку: давай, переводи быстрее. На следующий день нам подготовили целых восемь писем, в том числе финансовому омбудсмену РФ. Потом мне уже объяснили, что это были лишние, никому не нужные и неправильно сделанные документы. Но тогда мы этого не знали и подписали акт выполненных работ. Потом начали приходить отписки. У нас даже иск не приняли – выяснилось, что он составлен неправильно и не в тот суд, – поделилась Кристина Волкова.

В ноябре 2019-го Волковы попытались найти юриста, который их консультировал, но им сказали, что Алина Васильевна уволилась.

– Поехали в бюро, чтобы встретиться с директором. Заходит какой-то мужик – мол, я директор. Раскладываю перед ним документы – за это все я заплатила 21 тыс. рублей. Даже иск составили некачественно. Но их результат не интересует, важна только операция перечисления денег. Принесли прайс, там цены заоблачные. Мы хотели сфотографировать – нам не дали: мол, запрещено. Я попросила показать документы, что именно он – директор бюро. И после этого три здоровых мужика нас просто выгнали. Я потратила один день, стояла у их офиса и говорила людям, которые шли туда: «Не ходите – там аферисты», – рассказала Кристина Волкова.

Через знакомых Волковы нашли адвоката, который составил им иск за 3 тыс. рублей. Суд его принял.

Как это работает

У деятелей из подобных контор отлаженная схема работы. Главное, чтобы человек заплатил здесь и сейчас, не успев посоветоваться с близкими, не увидев отзывы в интернете и не сравнив цены с другими юридическими организациями. 

У «Бюро юридических услуг» есть страница во «ВКонтакте», на которой сплошь положительные отзывы. Но если посмотреть профили довольных клиентов, то выясняется, что они не местные – живут в Москве, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Нижнекамске, Йошкар-Оле. Нашелся и воронежец: его основное место работы – биржа комментариев.

Анкор, еще анкор

Клиенты бюро нашли друг друга через соцсети и объединились. Это не первый опыт самоорганизации, поскольку ООО «Бюро юридических услуг» – не единственная юридическая контора, на которую массово жалуются воронежцы. Такие заведения работают, пока негатив не достигает критической точки, а потом закрываются и открываются под другой вывеской. В 2019 году громкий скандал – с привлечением телевидения и прессы – случился с ООО «Пэрфето», располагавшимся на улице Куколкина, 11. В 2020-м было возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».

Два этих ООО каким-то образом пересеклись в реестре юрлиц-должников на сайте службы судебных приставов. «Пэрфето» в данных приставов оказалось по тому же адресу, что и «Бюро юридических услуг».

Недовольные клиенты идут в прокуратуру, она пересылает обращения в отделы полиции – в связи с неподведомственностью. В полиции в возбуждении уголовного дела отказывают. На запрос корреспондента РИА «Воронеж» в ГУМВД сообщили, что с 2019 года по февраль 2020-го в отдел полиции №6 (Центральный район) поступило 73 обращения граждан по факту конфликтов с сотрудниками организации. «По данным обращениям проведены процессуальные проверки, по результатам которых приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления». Людям посоветовали обращаться в суд.

Однако с судами тоже все непросто. Многие жертвы юридических ООО проигрывают суды из-за того, что подписали акт выполненных работ, где мелким шрифтом указано: «Заказчик юридических услуг претензий не имеет».

Некоторым все же удается доказать свою правоту. Суд выносит решение о компенсации материального и морального ущерба, но получить деньги мало кому удается – контора просто перестает работать, никакого движения средств на ее счетах не происходит. К сожалению, в управлении Федеральной службы судебных приставов по области не ответили на запрос РИА «Воронеж» по поводу совокупного долга юридических ООО и причин, по которым долги не удается взыскать. По данным из открытых источников, на «Пэрфето» числится более 20 неисполненных производств, суммы – от 700 рублей (госпошлина) до 248 тыс. На счету «Бюро юридических услуг» за 2019 год – девять неисполненных производств, суммы – от 700 рублей до 200 тыс.

Юрист Дмитрий Трофимов представлял трех человек, судившихся с юридическими ООО.

– Женщину хотели лишить водительских прав. Она обратилась в юридическую фирму, ей сказали, что все сделают: иски в суд, жалобы в прокуратуру и так далее. Заплатила 22 тыс. рублей. Ничего не добилась, потому что подготовленные документы были ни о чем. Обратилась ко мне, судились. Суд вынес решение в нашу пользу. Женщине должны вернуть 60 тыс. рублей, но этого не произошло, – рассказал Дмитрий Трофимов.

Еще один его клиент – гражданин Республики Бенин, который учится в Воронеже. Иностранец хотел заняться бизнесом и открыть ИП, для чего и обратился в «Бюро юридических услуг». Подписал договор, заплатил 21 тыс. рублей. Потом ему позвонили еще раз – сказали, что нужно доплатить. По словам Дмитрия, по закону иностранный гражданин в принципе не мог зарегистрировать ИП. Суд определил материальный и моральный ущерб в 69 тыс. рублей.

Еще одни клиенты Дмитрия – молодые супруги – суд проиграли. Хотели попасть в программу «Молодая семья». В бюро им пообещали помочь (хотя ничего нельзя было сделать, так как ни у кого из супругов на тот момент не было воронежской прописки), с беременной женщины взяли 22 тыс. рублей.

У меня есть примеры договоров четырех юридических ООО – все написаны как под копирку. Конторы не аффилированы с юридической точкой зрения, но схема работы, договоры и шаблоны одни и те же. Мне стало любопытно, как они работают, и в начале 2019 года я сходил под видом клиента в организацию на Куколкина. В небольшом помещении с лавочками сидела целая очередь. Меня провели в кабинет, где только стол и два стула. Интересное началось сразу: пообещали, что все сделают, даже не вникнув в мою проблему. Что касается квалификации работников этих ООО, то все документы, какие я видел, это не что иное, как шаблоны из интернета – без составления правовой базы, оценки. При этом прейскурант у них заоблачный. К примеру, составление искового заявления – 25 тыс. рублей, представление в суде – еще дороже.
Дмитрий Трофимов

юрист

Юрист юристу рознь

По состоянию на февраль 2020 года в Воронежской области числилось 1390 адвокатов. По некоторым оценкам, примерно столько же в городе частнопрактикующих юристов, большинство из которых наверняка честно выполняют свою работу. Для города-миллионника этого достаточно. Но «народная тропа» не зарастает именно в сомнительные конторы.

По мнению вице-президента Адвокатской палаты Воронежской области Юрия Домашина, причина может быть в том, что недобросовестные юристы активнее в плане рекламы. Адвокатам же рекламировать себя не позволяет кодекс профессиональной этики. Адвокат может размещать сведения о юридической помощи, но ему запрещено гарантировать 100-процентный результат по уголовным или гражданским делам.

Люди не особо различают понятия «частнопрактикующий юрист» и «адвокат». Когда обращаются в юридические фирмы, думают, что пришли именно к адвокату. Это не так. После оказания неквалифицированных юридических услуг жалуются в адвокатскую палату. А мы не можем применить к ним меры дисциплинарного характера. Воздействовать можем только на адвокатов – вплоть до лишения статуса адвоката. Никто не будет ругать адвоката, если он даст бесплатную консультацию клиенту. Но что касается объявлений о бесплатной юридической консультации – мы это расцениваем как навязывание услуг.
Юрий Домашин

вице-президент Адвокатской палаты Воронежской области

Отличия адвоката от частнопрактикующего юриста:

Чтобы стать адвокатом, юристу необходимо иметь профессиональный стаж более двух лет. Во-вторых, необходимо сдать квалификационный экзамен по всем видам права. В комиссию входят не только адвокаты, но и судьи, представители Минюста. У адвокатов более широкий круг полномочий в части сбора информации и оказания юридической помощи. Например, только адвокат может направить адвокатский запрос, на который, согласно закону, в обязательном порядке должен быть дан ответ. Если должностное лицо, муниципальный или госорган не ответят на адвокатский запрос, наступает административная ответственность. Законодательством определено, где может работать адвокат: в адвокатской конторе (филиал областной коллегии адвокатов), адвокатском бюро и адвокатском кабинете. И ни в каких других образованиях. То есть никакого «адвокатского агентства» быть не может. Адвокат может осуществлять защиту по уголовным делам, частнопрактикующий юрист – нет.

Как распознать аферистов

Советы от юриста Дмитрия Трофимова:

Не верьте юристу на слово и критически оценивайте его слова. Перед тем как подписывать какие-либо документы или отдавать деньги, почитайте отзывы в соцсетях, на сайтах-отзовиках – ищите фирму по адресу, названию или фамилии учредителя. Перед подписанием договора внимательно его прочтите. По возможности покажите другому юристу. Если человек подписался под документом, то предполагается, что он его прочитал, понял и принял. Если вам говорят о 100-процентной гарантии решения проблемы, то это тоже должно насторожить. Ни один адекватный юрист не даст абсолютной гарантии на благополучный финал. Я честно рассказываю про вероятный исход дела – например, что с такими документами нет смысла идти в суд. Если настаивают на подписании договора здесь и сейчас, это тревожный признак. Если чувствуете, что на вас давят, – уходите. Манера общения у юриста должна быть спокойная, никакого давления. Если клиент говорит, что ему надо подумать, заключать ли со мной договор, я отвечаю – отлично, думайте, вот моя визитка.

В сухом остатке

Первое, что должно насторожить, когда речь идет о коммерческих услугах, это слово «бесплатно». И неважно, проверка ли это пластиковых окон, лечение в медицинском центре, юридическая помощь и тому подобное. Бесплатное в итоге обходится очень дорого.

Однако бесплатную юридическую помощь все-таки можно получить, но не всем и не по всем вопросам. Есть федеральный и региональный законы об оказании бесплатной юридической помощи, в которых перечислены категории граждан, имеющих право на ее получение. Предварительно необходимо написать заявление. Самая большая категория – граждане, среднедушевой доход семьи которых ниже величины прожиточного минимума, а также инвалиды первой и второй групп, ветераны Великой Отечественной войны, дети-сироты и другие. Для них услуги юриста бесплатны, но фактически они оплачиваются из госбюджета. Но даже для этих категорий круг вопросов, с которыми можно обратиться за бесплатной юридической помощью, ограничен. В их числе:

признание сделок недействительными; признание права на нежилое помещение; признание и сохранение права собственности на земельный участок; защита прав потребителей; отказ работодателя в заключении трудового договора; перерасчет страховых пенсий; другое.
На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.