Хелависа в Воронеже: «Планы по захвату мира последовательно воплощаю в жизнь»
Солистка группы «Мельница» рассказала, как муж-ирландец относится к ее популярности.
Юлия Львова, 21 мая 2015, 10:02
С юбилейной программой, посвященной творческому 15-летию, фолк-рок-группа «Мельница» выступила в Event-Hall сити-парка «Град» во вторник, 21 мая. Перед концертом солистка Хелависа (Наталья О’Шей) поделилась с корреспондентом РИА «Воронеж» творческими планами и секретами воспитания детей.
Хелависа пришла на пресс-конференцию с бокалом шампанского. Призналась, что взяла его «для храбрости». Однако за полчаса беседы сделала один глоток.
– Помните, о чем мечтали 15 лет назад, когда создавалась «Мельница»? Какие мечты сбылись?
– Как прагматичная дева, я никогда ни о чем не мечтаю. Я ставлю только планы. У меня был план – научиться петь хорошо или почти так же хорошо, как Фредди Меркьюри. Я научилась это делать. У меня был план сделать группу группой, а не сборищем случайных людей. Сделала. Был план выпустить пластинку – мы выпустили целых 5 пластинок. Был план поехать в большие гастроли по стране – ездим уже много лет. Сейчас у меня в планах выпустить новую пластинку, которая будет лучше пяти предыдущих и выведет нас на новый уровень, может быть, даже у нас сложатся зарубежные гастроли. Мечтать не нужно, нужно четко осознавать свои собственные возможности, ставить цель и, исходя из своих возможностей, к этой цели двигаться. В общем, все свои планы по захвату мира я последовательно воплощаю в жизнь.
– Вы сказали, что новый альбом хотите сделать лучшим. Поэтому к записи лидера группы «Пикник» Эдмунда Шклярского пригласили?
– Шклярского мы пригласили вовсе не с целью «улучшайзера». Я слишком уважаю своих музыкантов, соавторов и себя саму, чтобы так несерьезно к материалу относиться. Эдмунда я очень-очень люблю, обожаю его творчество. У нас была песня «Радость моя», где абсолютно четко слышался вокал Шклярского. Мое внутричерепное радио мне постоянно транслировало его голос, и я сначала просто пригласила Эдмунда спеть песню на концерте, а потом набралась смелости и попросила записать ее на новую пластинку.
– Вы сами за 15 лет сильно изменились?
– Когда я создавала эту юбилейную программу, моей задачей было показать не эволюцию развития группы, а наоборот, сказать, что мы не так уж и изменились. Мы все те же, все там же. Мне кажется, у меня получилось.
– Каких сюрпризов ждать от «Мельницы», куда творческая мысль движется?
– Сейчас для «Мельницы» запланирован даже не один альбом, а целых два, объединенных общей концепцией. Там будут сквозные персонажи, образы и некоторые музыкальные решения. Для себя я определяю этот жанр как «космическая сага, помноженная на рыцарский роман». Это совершенно новый мир для группы. Полностью первый альбом понять до выхода второго будет невозможно. В данный момент мы трудимся над первым томом и при этом продолжаем писать новые песни. Иногда на сольных концертах я еще размышляю на тему того, не сделать ли мне следующий альбом Хелависы англоязычным, с такими древними песнями – на стихи Толкиена, например. В общем, есть такой загашник, и я пока думаю, что с ним делать.
– А на какой стадии находится ваша научно-популярная книга сказок?
– Сейчас книга на вычитке у корректора. Презентую ее, скорее всего, в январе 2016 года. Сказки очень хорошие получились – мы уже опробовали их на детях от четырех лет. Мои дочки, конечно, тоже стали участницами этого «эксперимента».
– Интересно ваше мнение, как кандидата филологических наук, по поводу грамотности современных школьников. Недавно Дима Билан заявил, что на бумаге важно писать грамотно, а в соцсетях можно позволять вольности.
– Я думаю, что знаю, о чем говорил Дима. Существует определенный новояз, позволительный только для соцсетей: какие-то нарочитые искажения, которые уже не считаются ошибками. Даже очень образованный человек может написать «ну а чо», и его никто не попрекнет за это. Сейчас, например, в соцсетях стало модно, когда извиняешься за что-то незначительное, писать «сорьки», а за что-то серьезное - «сорян». Я ничего не имею против такого интернет-языка. Но сама им не пользуюсь.
– Вашим родителям нравится творчество «Мельницы»?
– Мама – очень строгий критик, но всегда говорит по делу. У нее хороший вкус. Я всегда проверяю на ней новые песни. Для меня было особенно важно получить признание папы, потому что он поклонник классической музыки. И когда папа сказал, что я занимаюсь стоящим делом, для меня это было высшей похвалой. Человеку, выросшему в академической среде, который должен был заниматься наукой, было психологически сложно в какой-то момент понять, что ты не лектор и не старший научный сотрудник, а каждый день стоишь на сцене и работаешь рок-звездой. После того, как я услышала от папы комплимент, выдохнула. Родители, кстати, еще очень сильно помогают мне с детьми. Когда дочки были грудные, и я из Ирландии выезжала с ними на гастроли в Россию, обеих кормила грудью до потери пульса. Потом стала набивать морозилку сцеженным молоком (простите за подробности) и оставлять дочек в Москве, с мамой. Если бы не Ольга Алексеевна, которая сочетает работу научного сотрудника химфака МГУ и адовую работу по присмотру за детьми Натальи Андреевны, то гастролей просто не было бы.
– В детстве папа водил вас на концерты органной музыки. А вы какие концерты посещаете с дочками?
– Пока ходим на классические балеты: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Золушка». Детям очень нравится! Старшая несколько раз была на акустических концертах. Я считаю, что маленьких детей нельзя водить в клубы и на большие стадионные площадки – очень много нервных раздражителей, вроде громкого звука. В свое время они сами сходят и все наверстают. Они эту громкую музыку послушают в своей жизни еще 350 раз.
– Будете прививать им любовь к своим песням?
– Они и так уже любят мои песни. Нарочито я ничего не прививаю. Наоборот, ставлю им всякое разное: Queen, Led Zeрpelin, The Beatles, Пелагею, Инну Желанную, «Калинов мост», Баха. Спрашиваю: «Нина, а что здесь играет?» - «Гобой». - «А с кем поет гобой?» - «С меццо-сопрано. А это кларнет поет с тенором». Учу потихонечку на слух инструменты определять: гобой и кларнет ведь совершенно на разных голосах говорят. Занятия у нас проходят в виде игры. Шестилетнему ребенку нафиг не нужен какой-то квинтовый круг. А именно обсудить то, какие инструменты говорят человеческим голосом, какой инструмент поет, как птица, попробовать отхлопать сильную и слабую долю - это интересно. Маленькие дети безошибочно хлопают разнообразные «кривые размеры» – они отлично считают. Допусти к ним родителей, все развалится. Взрослые не слышат доли, им это сложно. Если ребенку музыкальные уроки давать в форме игры, а не заставлять зубрить диезные тональности, он будет заниматься с удовольствием.
– Ваш муж-ирландец не возражает, что дети так серьезно занимаются музыкой?
– Нет. Напротив, все ирландцы чрезвычайно музыкальны. Для них совершенно нормально, что дома все время звучит музыка. Другое дело, что у них музыка в основном традиционная. Такого широкого жанрового разнообразия, как в России, не существует.
– Потому что ирландцы национальную музыку больше поддерживают, чем русские.
– Совершенно верно. У них государство гораздо больше уделяет внимания национальной музыке. Для ирландцев музыка является основополагающей частью национальной идентичности. Даже более, чем язык.
– Не думаю. Сдается мне, что ему нравится хвастаться мной перед коллегами. (Смеется).
– Сейчас вы живете в Швейцарии. Уже привыкли к этой стране, отмечаете местные праздники?
– У швейцарцев есть отличный праздник Эскалада, посвященный осаде Женевы в 1602 году. История такова: савойцы решили осадить Женеву, но одна женщина увидела из окна, как к городу подходит войско, и вылила на головы первых рядов нападающих целый котел только что сварившегося рагу. С тех пор во время праздника Эскалада, помимо шествия с факелами по всему городу и представлений, принято разбивать поварешкой шоколадный котел с марципановыми овощами и съедать его. У меня дети очень любят эти марципановые штучки!
– А какие-то русские традиции вы привнесли в семью мужа?
– Я научила их красить яйца луковой шелухой, они были поражены!
– Хелависа, вы каждый год выступаете в Воронеже, появились ли у вас здесь друзья?
– К сожалению, близких друзей в Воронеже нет. Но я знаю, что ко мне на концерты регулярно приходят студенты и преподаватели филологического факультета ВГУ. Это очень приятно!
Выражаем благодарность компании Аrt.lab.Еvents за помощь в организации интервью.