Инструкция РИА «Воронеж»: госуслуги. Как зарегистрировать смерть
Подача документов онлайн позволит сэкономить время.
Евгения Полухина, 13 июля 2018, 08:00
Жители Воронежской области могут оформить регистрацию смерти родственника или одинокого знакомого, воспользовавшись порталом «Госуслуги». Пока в регионе предпочитают традиционный способ получения документа – личное посещение отделения ЗАГС. Однако по сравнению с 2016 годом количество поданных через сервис заявлений значительно выросло. Если в 2016 году порталом госуслуг воспользовались только дважды, то в 2017-м регистрацию онлайн предпочли 3035 из 34 190, а в 2018-м – 2303 из 17 831 человека. Воронежцы гораздо чаще выбирают электронную подачу заявления, чем жители районов области, – 2289 против 14 в 2018 году.
Подача заявления через интернет позволяет существенно сэкономить время и силы, которых в скорбный день и так не хватает. О том, как получить регистрацию смерти в три шага, – в материале РИА «Воронеж». Рекомендации подготовлены совместно с управлением ЗАГС по Воронежской области.
В чем преимущество «Госуслуг»?
Получить документ о регистрации смерти можно лично посетив отделение ЗАГС или офис многофункционального центра (МФЦ) либо подав заявление в электронной форме через портал госуслуг. Люди, которые выбирают дистанционный способ, избавлены от необходимости стоять в очереди. Они заранее бронируют для себя удобное время. Остальные посетители отделения ЗАГС вынуждены стоять в живой очереди (хотя сейчас в районах области ЗАГСе есть кабинеты, в которых занимаются только регистрацией смерти, поэтому получить эту услугу можно быстрее, чем остальные). В Воронеже свидетельства о смерти выдает специализированный отдел ЗАГС на Ленинском проспекте, 154.
– Подача заявления через портал «Госуслуги» помогает упорядочить очередность выдачи документов, поскольку каждый заявитель приходит в назначенное ему время, – пояснили в ЗАГСе.
Заполнить электронное заявление можно в любое удобное время. На это потребуется всего 10-15 минут. Для оформления подойдет не только компьютер, но и планшет или смартфон с доступом в интернет.
Какие документы необходимы?
Заявление надо подать не позднее чем через три дня с момента наступления смерти. Перед регистрацией в отделении ЗАГС следует получить свидетельство о смерти. Его выдает медучреждение, независимо от организационно-правовой формы. Это может быть морг, больница, поликлиника, медцентр, диспансер или лицо, занимающееся частной практикой. Медицинское свидетельство могут получить члены семьи, а при их отсутствии – близкие родственники умершего или законный представитель.
При отсутствии медицинского свидетельства ЗАГС примет решение суда об установлении факта смерти или объявлении человека умершим, вступившее в законную силу. Подойдет также документ о факте смерти реабилитированной жертвы политических репрессий, выданный компетентным органом.
Непосредственно при регистрации смерти потребуются паспорта заявителя и умершего (если он имеется – к примеру, паспорта может не быть, если речь идет о мертворожденном ребенке).
Если человек умер на судне, в самолете или поезде, смерть могут зарегистрировать органы ЗАГС, расположенные на территории, на которой умершего сняли с транспортного средства. Если смерть наступила в экспедиции, на полярной станции или в отдаленной местности, где отделений ЗАГС нет, регистрацию проведет ближайший к месту смерти отдел.
Кто может подать документы на регистрацию смерти?
Как родственники умершего, так и любой другой заинтересованный человек – например, сосед одинокого пенсионера. Документ могут оформить органы соцзащиты (если умерший был воспитанником детского дома или находился в приюте), а также руководитель исправительного учреждения, следственные органы (если личность не установлена во время расследования) и руководство воинской части (если погиб военнослужащий).
Повторное свидетельство, подтверждающее факт смерти, могут получить только родственники. Для этого им тоже необходимо обратиться в ЗАГС.
Как подать заявление на регистрацию смерти в электронном виде?
Войдите в личный кабинет на сайте «Госуслуги», воспользовавшись паролем и логином. На главной странице найдите графу «Жизненная ситуация». Из предложенных порталом категорий выберите «Семья», затем «Утрата близкого человека» и «Регистрация смерти».
Шаг 1. Заполните заявление
Необходимо внести паспортные данные заявителя, а также умершего. Ваши персональные данные (фамилия, имя и отчество, дата рождения, пол, СНИЛС), адрес электронной почты и контактный телефон отобразятся автоматически. Информация о документе, удостоверяющем личность, и о месте жительства также будет уже внесена.
Введите персональные данные умершего (фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол), его паспортные данные, последнее место жительства и дату смерти.
Шаг 2. Запишитесь на посещение отдела ЗАГС
Из списка, предложенного порталом, выберите удобный отдел ЗАГС, дату и время его посещения. Оформить регистрацию смерти можно по последнему месту жительства умершего, по месту наступления смерти, обнаружения тела, постоянной регистрации умершего (как в паспорте), по месту вашей регистрации, по месту нахождения суда, вынесшего решение об установлении факта смерти или объявления лица умершим.
Затем нажмите «отправить». В ваш личный кабинет на «Госуслугах» придет подтверждение брони. Сообщение вы получили заранее выбранным способом: оповещением в мобильном приложении или по электронной почте.
Шаг 3. Получите свидетельство о регистрации смерти
В выбранное время придите в отдел ЗАГС. Необходимо взять с собой оригиналы документов, которые указаны в заявлении.
Услуга оказывается в день обращения. Государственной пошлиной она не облагается. Сотрудник ЗАГСа составит запись акта о смерти, выдаст свидетельство и справку. Процедура займет не больше получаса.
Что делать дальше?
После этого вы можете получить социальное пособие на погребение, а также выплаты по обязательному социальному страхованию. Как это сделать, вам также подскажет сервис «Госуслуги».
Портал предложит несколько вариантов получения пособия на погребение в зависимости от того, кем был умерший: пенсионером, работающим гражданином или несовершеннолетним, индивидуальным предпринимателем, ребенком. В случае с обязательным социальным страхованием есть два вида выплат: получение страховки за смерть из-за несчастного случая на производстве и получение страховки за смерть из-за профессионального заболевания.