Художник Юрий Купер открыл выставку в воронежском музее Крамского

В экспозицию вошли работы из «книги художника».

Олеся Шпилева, 14 декабря 2017, 14:57

Михаил Кирьянов

Выставка художника Юрия Купера открылась в Воронежском областном художественном музее имени Крамского (проспект Революции, 18) в среду, 13 декабря. Проект разместили на третьем этаже основной экспозиции музея.

В экспозицию вошли иллюстрации Юрия Купера из так называемой «книги художника». Этот формат предполагает, что художник не просто создает иллюстрации к тому или иному литературному произведению, но и работает над оформлением всей книги целиком, в том числе переплета, элементов листа.

В музее Крамского выставили копии одного из 50 экземпляров «книги художника» Юрия Купера «Моцарт и Сальери» Александра Пушкина. Оригинал книги можно увидеть в витрине под стеклом, а отдельные иллюстрации организаторы развесили по залу в качестве экспонатов.

Открывая выставку, Юрий Купер рассказал, что во время работы над книгой побывал в Михайловском, где Пушкин и писал свои «Маленькие трагедии».

– Оказавшись там, я почувствовал себя детективом. Там никого, кроме меня, не было, и я бродил по темным пустым комнатам, рассматривая старые пыльные предметы, которые в таких декорациях выглядели очень загадочно. Я увидел красивые вороньи перья, которые валялись на снегу, старинные фужеры, гобелены. Эти предметы помогли мне прочувствовать атмосферу, в которой работал Пушкин. Их я и взял за основу для иллюстраций, – рассказал Юрий Купер.

Для «Моцарта и Сальери» художник создал серию многослойных литографий темных приглушенных цветов, характерных для его стиля. Словно из темноты веков, выплывают узорчатые бокалы и брошенные пяльцы с незаконченной вышивкой, сквозь черное кружево выглядывают яблоки и засохшие цветы.

– Все детство я провел в коммунальной квартире, где было темно, пыльно и тесно. Все, даже самые незначительные, предметы в такой атмосфере выглядели таинственными и прекрасными. Эти образы я несу через всю жизнь, – поделился Юрий Купер.

Автор отметил, что осознанно уходил от прямого иллюстрирования «Маленьких трагедий».

– Если бы я рисовал то, что описывает книга, у меня получились бы несколько видов маленького немецкого городка, харчевня, в которой сидят три персонажа, одинокий скрипач. Этого мало, и такие иллюстрации ничего не добавляют произведению, – объяснил художник.

Однако Юрий Купер подчеркнул, что художники, берущиеся за иллюстрирование книг или оформление спектаклей по ним, не должны «перекрывать» изначальный смысл, заложенный автором.

– Художник не должен самовыражаться за счет переделывания литературного источника. Конечно, он переосмысляет произведение, переживает его по-своему, но иллюстрации все-таки должны быть дополнением к литературе. То же самое касается, например, и театральных режиссеров. Не стоит, делая спектакль по Пушкину, раздевать актеров догола, заставлять их ругаться матом. Целью должно являться представление мысли автора, а не своей собственной, – уверен Купер.

Выставка Юрия Купера «Книга художника. "Моцарт и Сальери"» будет открыта до 14 января 2018 года. Вход по билетам. 0+

Контекст

Юрий Купер – один из самых известных современных русско-американских художников. Его произведения хранятся в Третьяковской галерее, музее Метрополитен в Нью-Йорке и других фондах. Юрий Купер проектировал интерьеры отреставрированного Воронежского государственного академического театра драмы имени Кольцова.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.