Герой из глины и свободы. В культурном центре под Воронежем состоялась премьера спектакля «Жил-был Геракл»
Авторам удалось соединить традиционный русский промысел с древнегреческим мифом
Борис Подгайный, 19 июля 2022, 19:00
В детском и семейном культурно-досуговом центре «Нелжа.ру» в Рамонском районе множество обучающих, развивающих и просто увлекательных проектов. Но недавно появился еще один, который, без преувеличения, можно назвать уникальным. В театральном шатре (или шатре Сказок) 16 и 17 июля состоялась премьера спектакля «Жил-был Геракл» по пьесе Михаила Бартенева. О том, какой получилась постановка и в чем ее уникальность, – в материале корреспондентов РИА «Воронеж».
От замысла к воплощению
Летняя пора для любителей театра, казалось бы, не самое лучшее время – на театральных площадках, как правило, затишье. Стационарные театры завершили сезон, уехали на гастроли или просто отдыхают. Порадовать душу театрала могут гастролеры или разнообразные фестивали. Например, знаменитый Платоновфест. Но в этом году он не состоялся: организаторы взяли паузу, чтобы, как они объяснили, подготовить более качественную и разнообразную программу в следующем, 2023-м.
А вот в «Нелже.ру» театральная жизнь, наоборот, кипит. Здесь показывают спектакли, созданные непосредственно в культурно-досуговом центре, – у него есть собственная небольшая труппа. Можно увидеть постановки театров из Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга. Причем среди участников нелжинского театрального марафона – лауреаты и победители самой престижной Всероссийской театральной премии «Золотая маска». В сезоне 2022 года в афише шатра Сказок представлены питерские Малый театр кукол и театр СХТ, московские «Таратумб» и «Домик Фанни Белл», воронежские ТЮЗ, Magic Land и многие другие коллективы.
Авторами нового проекта «Жил-был Геракл» стали Антон Калипанов и Ольга Шайдуллина – основатели и руководители театра «Таратумб» (назвать его таким веселым словом Антон и Ольга решили, когда проезжали мимо одноименного населенного пункта в Армении). Этот спектакль специально для Центра «Нелжа.ру» они сделали с местными актерами – Еленой Лебедевой, Анастасией Зуевой, Николаем Вергуновым, Антоном Махалиным, Игорем Скрынниковым. Художником постановки стала Мария Кривцова. А кукол из глины изготовила Людмила Дедова – народный мастер Воронежской области, руководитель и преподаватель нелжинской Земской школы. Особенность этих кукол в том, что они сделаны по образу и подобию глиняных игрушек, которые издавна мастерили гончары из села Карачун.
Антон Калипанов, режиссер театра «Таратумб»:
– Нас называют режиссерами-этнографами, мы в путешествиях ищем сюжеты для будущих спектаклей. Но, конечно, глина – самый необычный материал, с которым нам пришлось работать. Когда я увидел самобытную карачунскую игрушку, сразу сказал: «Это импульс для нового спектакля».
Ольга Шайдуллина, режиссер и композитор театра «Таратумб»:
– Первые мысли были – пойти в сторону фольклора, но не было достойного сюжета, а потом вспомнили уже ставшую классикой пьесу Бартенева – и было какое-то озарение. Когда приложили к Карачуну, поняли: то, что надо.
Почему Карачун?
Села Нелжа и Карачун находятся рядом, на разных берегах реки Воронеж. Оба ведут свою историю с первой трети XVII века. Возможно, монахи Богородицко-Сретенского Карачунского мужского монастыря, а может быть, жители поселения при нем стали заниматься гончарным ремеслом для обеспечения нужд братии в посуде. В XIX веке карачунский промысел был известен уже на всю Россию, само же село являлось крупнейшим гончарным центром Воронежской губернии.
По словам Людмилы Дедовой, делали главным образом глиняную посуду, весьма в те времена востребованную. Но были и игрушки – преимущественно как попутный промысел: ими давали сдачу на покупки, их можно было купить для ребенка.
Персонажи карачунской игрушки просты и понятны: девушки и парни, мужики и бабы; животные, жившие в доме или в хлеву крестьянина или обитавшие в окрестных лесах; птички-свистульки. Были среди них и довольно крупные изделия, вытянутые на гончарном станке, похожие на кувшины.
Людмила Дедова, народный мастер Воронежской области:
– Я 30 лет занимаюсь карачунской игрушкой, и меня до сих пор удивляет, почему она людям так нравится. Она же не расписная, не раскрашена яркими красками, как большинство глиняных игрушек из других регионов страны. Но внимание к ней людей меня вдохновляет, и я продолжаю их делать, сохраняя традиции карачунского промысла.
Работа над спектаклем «Жил-был Геракл» для Людмилы стала своего рода вызовом: игрушки надо было делать гораздо большего размера.
– Когда меняется масса, глина ведет себя по-другому. Но все равно каждая форма, каждый изгиб повторяет руку мастера. Это вечно, это было и будет, – поделилась мастер.
Эхо свободы
В театре «Таратумб» идут спектакли как для детей разного возраста, в том числе самых маленьких, так и для взрослых. Например, совместно с музеем истории ГУЛАГа был создан проект «И дольше века длится день», в котором на сцене появились реальные предметы из запасников коллекции музея.
О вечном противостоянии добра и зла, свободы и несвободы – и «Жил-был Геракл».
Какой он для детей? Легкий, озорной, задорный. В нем много придумок, рассчитанных на реакцию именно юного зрителя. И все эти идеи удачно работают: дети с первых минут представления понимают правила игры, радостно и непосредственно отвечая на вопросы или провокации актеров.
Но есть вопросы и для вполне взрослой аудитории. Хорошо ли вам живется, счастливы ли, ощущаете ли вы себя свободными?
Геракл совершает все новые и новые подвиги, чтобы избавиться от ярма раба, а царь Эрисфей препятствует ему, чтобы не лишиться короны. Но получается-то, что и раб, и царь несвободны в своих желаниях и стремлениях. Каждый по-своему, конечно.
Михаил Бартенев написал пьесу «Жил-был Геракл» в самом начале 1990-х годов, когда аромат свободы не просто пьянил, а буквально с ума сводил неискушенные мозги тогда еще советских граждан. Но уже в то время драматург задавался вопросом, озвученным еще в середине 1960-х Владимиром Высоцким:
«Мне
вчера дали свободу.
Что
я с ней делать буду?»
Собственно, ни в пьесе, ни в спектакле однозначного ответа на этот вопрос нет. Да и возможен ли он?
Жизнерадостный толстячок Геракл (таким он предстает в спектакле – то ли скандинавский Карлсон, то ли наш Иванушка-дурачок) просто хочет свободы: надо совершить положенные 12 подвигов, и дальше все будет изумительно. А что да как будет, Зевс его знает.
Себялюбец и корыстолюбец Эрисфей более проницателен: понимает, что он и сейчас-то игрушка в руках богов, а уж когда Геракл освободится, то и вовсе несладко придется бывшему царю. Поэтому, когда совершивший все свои замечательные подвиги Геракл радостно кричит «Я свободен!», Эрисфей с совсем другой интонацией отвечает: «И я свободен...» И покорно принимает свой совсем не радостный жребий.
Ну а еще один персонаж спектакля – вполне себе свободное и самодостаточное («хочу – повторяю, хочу – нет») Эхо в финале спектакля говорит зрителям: «Я свободно – одно – дно – но – о!» С грустью, да. Но и с надеждой.
Интересно было наблюдать за реакцией юных (взрослые в основном помалкивали) зрителей, когда Геракл кричал в зал: «Я свободен!» Дети поначалу не были единодушны, кто-то кричал «И я», а кто-то: «А я – нет».
Но потом коллективное перевесило частнособственнические инстинкты, и зал дружно скандировал: «И мы – свободны!»
Надо еще добавить, что карачунская игрушка в спектакле работает замечательно. Собственно, все действие его и происходит в гончарной мастерской, где вполне могут быть (почему бы и нет?) свои цари и рабы, герои и злодеи. Где глиняная фигурка Геракла – тот же карачунский паренек: руки в боки, где трехголовый великан Герион – три кувшина с «глазами» на длинных хворостинах, где пес Цербер, сторож в царстве мертвых, – из глиняных осколков и черепков.
– Очень сильна в этом спектакле сцепка местной игрушки с древнегреческим мифом, соединение местных традиций с вечными сюжетами. На идею спектакля работает и соединение игры живых актеров и управляемых ими кукол, – поделилась критик Олеся Кренская (сотрудничает с такими авторитетными театральными изданиями, как «Экран и сцена» и «Страстной бульвар» (Москва), «Петербургский Театральный журнал» и «Петербургский театрал»).
По признанию Олеси Кренской, ее очень впечатлило, насколько интересно Центр «Нелжа.ру» развивает театральное направление, приглашая известные театры.
А режиссер театра «Таратумб» Ольга Шайдуллина поделилась, что была просто поражена афишей шатра Сказок:
– Даже в Москве не каждый частный театр может похвастаться такой афишей. В ней есть легендарные спектакли, которые проехали весь мир.
Следующий спектакль «Жил-был Геракл» пройдет в театральном шатре нелжинского парка 31 августа. Возможно, показы будут и в сентябре.
Сохраняя традиции
В мастерской культурно-досугового центра Людмила Дедова ведет занятия с детьми и взрослыми по лепке карачунских игрушек. В свое время рамонской мастерице посчастливилось перенять приемы лепки у самого знаменитого карачунского гончара и мастера глиняной игрушки Василия Лямзина.
– Удивляют их простота, пластичность и точность лепки. На гончарном круге вытягивал он больших массивных баб, очень архаичных и страшноватых. Кувшинообразное туловище, лысая голова и руки, как ручки у кувшина. Глаза, рот, линия бровей и носа прочерчены острой щепочкой. Иногда он делал из них копилки. Много тянул кукольной посуды: криночки, горшочки, мисочки, кувшинчики. Животных лепил тех, которые окружали издревле крестьян: лошадки, собачки, курочки, поросята, коровки, олени. Игрушки не расписывались. Вылепленные из красной глины, они покрывались прозрачной или зеленоватой свинцовой поливой, – поделилась Людмила своими впечатлениями от работ наставника.
Почему же куклы, которые делал Василий Лямзин, были лысыми? На этот вопрос мастер отвечал, что, дескать, «девочки, когда будут играть, сами повяжут платок, как захотят». Ну а Людмила Дедова в своих работах все-таки добавляет к женскому образу – карачунской бабе – платочек.
– В своей работе в первую очередь я опираюсь на имеющиеся образцы игрушек. Для лепки используется местная, самостоятельно приготовленная глина. Но творческий процесс невозможен без развития. Появляются новые образы и сюжеты в рамках карачунской традиции. А появление новых образов игрушек – это, возможно, естественный процесс развития, который проходит любой традиционный народный промысел с течением времени, – объяснила Людмила.
В здании Земской школы центра собрана обширная подборка изделий местных гончаров – от посуды до черепицы. Здесь же можно посмотреть коллекцию традиционной глиняной игрушки России. Это и работы современных мастеров, и изделия с историей. Ключевое место в экспозиции занимает, безусловно, карачунская игрушка. Но и другие традиционные промыслы представлены весьма широко: романовская, дымковская, каргопольская и т. д. – всего более 2 тыс. экспонатов.