Сколько стоит правильная елка?

Купить елку стоит 300 рублей, срубить - 5000, а охранять - 700

Софья Успенская, 20 декабря 2012, 10:00

Леся Полякова

В Воронеже уже открылись первые елочные базары. В этом году они будут располагаться буквально на каждом углу – мэрия опубликовала список из 212 официальных точек, где можно будет купить елку. Например, в Центральном районе работают 23 базара, в Коминтерновском – 57, в Левобережном – 44. Базары будут работать до 31 декабря.

К елочным базарам у властей есть четкие требования. Официальный базар должен быть оборудован вывеской, огражден забором и хорошо освещен. На все деревья у продавцов должны быть документы, включая информацию о том, где была срублена елка и даже справку о том, что товар прошел радиационный контроль. Причем храниться они должны не «где-то у хозяина», а на месте продажи, и потребовать их имеет право любой покупатель.

Несмотря на то, что базары называются «елочными», из года в год основной товар на них – сосны. Дело и в цене, и в спросе.

– Я привожу несколько елей каждый год, – рассказывает торговец елками Владимир, – но их обычно берут не так охотно, как сосны. Ну посудите сами, небольшая сосенка – 500 рублей, а такого же размера елочка – 900, в два раза. Вид у нее на любителя, хвоя не такая густая. Да к тому же они и более капризные, стоят недолго, всего неделю-полторы, а потом начинают осыпаться, и иголки эти мелкие потом отовсюду собирать. В общем, мороки много, хотя лично я думаю, что настоящее новогоднее дерево – это все-таки ель. Еловый запах ни с чем не спутаешь, аносишь ее домой, и сразу понимаешь: праздник наступил.

Цены на елки и сосны в этом году немножко подросли. Сосна теперь стоит от 300 до 500 рублей за метр, ель – от 500 до 900, связка еловых веток обойдется в 150-300 рублей.

Одновременно с елочными базарами открылся и сезон борьбы с новогодними браконьерами. Люди, которые считают, что 300 рублей – это слишком дорого, но обойтись без елки они не смогут, находятся каждый год. Поэтому инспекторам лесной охраны и добровольцам в предновогодние дни приходится дежурить под елками, охраняя их от любителей халявы. В эти дни хвойные леса области охраняют около 300 инспекторов лесной охраны и полицейских.

– Свыше трети насаждений у нас в области – хвойные, там может быть как подрост, то есть молоденькие сосенки, так и специально посаженные культуры, и вот браконьеры их вырубают, – рассказал РИА "Воронеж" начальник отдела охраны леса областного управления лесного хозяйства Владимир Галдин. 

Самое страшное – это когда уродуют взрослые деревья, срубая у них макушки, или хуже того, дерево срубают, макушку отпиливают и поехали. Основной же источник сосен, которые продают у нас на рынках – это молодые деревца, выросшие вместе с сорняками на землях сельхозназначения, на полях, то есть это деревья, которые нужно было вырубать в любом случае. Перед новым годом мы заросшие поля очищаем, а предприниматели получают специальные разрешения на вырубку этих сосен на продажу. Владимир Галдин, начальник отдела охраны леса областного управления лесного хозяйства

Между прочим, браконьерская елка и обойдется дороже, чем деревце с рынка. За одно незаконно срубленное деревце можно отделаться административным наказанием, но все равно оно выйдет даже дороже, чем датская елка в горшке, привезенная курьером: придется заплатить около 5000 рублей – 3000 рублей штрафа плюс возмещение ущерба за срубленное дерево - 2443 рубля. А вот если ущерб лесному хозяйству области составит больше 5000 рублей (то есть если срубить больше двух елок), то это уже уголовное дело, за которое можно схлопотать и до двух лет лишения свободы условно. Для юридических лиц штрафы в десятки раз выше.

Особо «умные» даже не выезжают в лес, а отправляются на охоту за хвойными деревьями, растущими в городских парках. Браконьеры-эстеты забираются даже в дендрарий Института генетики, где собрана уникальная коллекция хвойных деревьев редких пород – сибирские кедры, пихты, канадские ели, амурская лиственница. Да-да, если вы увидели на рынке голубую ель, то это ворованная. Поэтому каждый год сотрудники института генетики вместе с волонтерами организуют охрану дендрария.

– Мы уже девятый год организуем бригады добровольцев, которые патрулируют дендрарий в предновогодние дни, – рассказывает начальник лесопаркового участка Геннадий Сидоров. – Дежурят обычно по 4 человека, они обходят территорию по маршрутам. В этом году Департамент природных ресурсов Воронежской области выделил средства на охрану, так что добровольцы получат небольшое вознаграждение, около 700 рублей на человека в сутки, немного, конечно, но люди сюда приходят не за длинным рублем, а из совершенно других побуждений.

Добровольцы собираются в группе «в контакте», а помочь им может любой желающий. Кстати, дежурить сутками не обязательно – можно просто прийти на несколько часов поддержать компанию, принести ребятам горячего чая или помочь собрать сушняк для костра. 

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.