ЭЗС в Воронеже. Как в регионе внедряют федеральную программу развития зарядных станций для электромобилей
В области построят не менее 16 электрозаправок
Леонид Шифрин, 18 февраля 2022, 15:01
Концепция поддержки легкового электротранспорта в РФ до 2030 года предполагает развитие сети электрозаправочных станций. До конца 2024 года на территориях, определенных в качестве пилотных, должна быть создана зарядная инфраструктура. Министерством энергетики подготовлен проект нормативного акта, предусматривающий господдержку строительства зарядных пунктов для электромобилей.
Корреспондент РИА «Воронеж» разбирался, насколько сегодня электромобиль востребован горожанами, как развит такой автосервис и каковы перспективы развития этого транспорта в регионе.
В интересах людей и экологии
На первом этапе пилотного проекта, в 2022 году, участниками эксперимента станут Краснодарский край, Республика Крым и Севастополь, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Сахалинская области и Татарстан. Для реализации пилота также выбрана автомагистраль федерального значения М-4 «Дон». Как сообщили корреспонденту РИА «Воронеж» в областном департаменте промышленности и транспорта, Воронежская область также вошла в перечень пилотных территорий по созданию зарядной инфраструктуры. Строительство планируют проводить в 2023 году.
На федеральной трассе «Дон» в границах Воронежской области, таким образом, будет размещено не менее 16 быстрых зарядных станций для электромобилей.
По информации ПАО «Россети Центр» – «Воронежэнерго», на территории региона уже реализуется «Программа развития зарядной инфраструктуры на 2021−2025 гг.». В рамках ее реализации сейчас установлены и эксплуатируются 10 электрозаправок: четыре в Воронеже и шесть на различных участках федеральной трассы М-4 «Дон» в Рамонском, Лискинском и Верхнемамонском районах. Уточнить информацию о месторасположении станций можно, скачав на телефон специальное приложение для зарядки электротранспорта.
Сегодня в регионе зарегистрировано более 1 млн автомобилей, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, из них легковых – примерно 870 тыс. Такой автотранспорт является основным источником загрязнения окружающей среды. На его долю, по данным областного департамента природных ресурсов и экологии, приходится примерно 60−70% загрязнения атмосферного воздуха.
– Только за один год обычная машина поглощает свыше 4 тыс. кг атмосферного кислорода. А вследствие переработки этого кислорода мотор выбрасывает около 800 кг угарного газа, 200 кг углерода, а также 40 кг азотной окиси. Главным преимуществом автомобилей на электрических двигателях является высокая экологичность, поскольку отсутствуют выхлопы, не используются нефтепродукты, антифризы, масла во время текущей эксплуатации – как моторные, так и трансмиссионные, – пояснили в ведомстве.
День сегодняшний и завтрашний
Электромобили удобно иметь владельцам частных домов или коттеджей, чтобы заряжать их непосредственно от комнатной розетки и использовать либо в самом мегаполисе, либо неподалеку от него.
Заряда аккумулятора, например на «бюджетной» иномарке, хватает на 140−160 км пробега. А стационарных зарядок в Воронеже сегодня насчитывается около двух десятков. Большая часть из них бесплатна, например – в некоторых торговых центрах или современных жилых комплексах, платных гораздо меньше, но стоимость зарядки там все равно ниже, чем на бензоколонках, в четыре−пять раз. А вот если отъехать хотя бы на 50 км от города, можно столкнуться с серьезными проблемами.
Корреспондент РИА «Воронеж» пообщался с директором воронежского салона электромобилей Романом Рябых, который рассказал о сегодняшнем спросе на такие машины в регионе и их перспективах на местном автомобильном рынке.
– Динамика продаж электромобилей за три последних года заметно выросла. По нашим прикидкам, по Воронежу сегодня ездит порядка 500 электромобилей, а, например, в 2018 году их было не более 50. В целом электромобили становятся более доступными, они практически сравнялись по стоимости с машинами, оснащенными двигателями внутреннего сгорания, – отметил Роман Рябых.
По его словам, на электричестве ездить выгоднее примерно в пять−десять раз, чем на бензине.
– Обычно за год (при среднем пробеге 30 тыс. километров) деградация аккумуляторной батареи электромобиля составляет 2−3% от ее емкости. Если, допустим, вы проезжаете 80−100 км и почти каждый день подзаряжаете батарею в домашних условиях, то за электроэнергию вы заплатите за месяц всего-навсего на 1−1,5 тыс. рублей больше, проехав за это время условные 1 тыс. километров. А чтобы проехать те же 1 тыс. км на бензине, его потребуется примерно 100 литров, то есть в среднем придется потратить порядка 5 тыс. рублей, – подсчитал руководитель автосалона.
Он также обратил внимание, что КПД двигателя электромобиля – 95%, а двигатели внутреннего сгорания выдают всего 20−40%. В электромобилях нет привычных ТО, нет расходников – масла, фильтров, свечей, ремней, нет и коробки передач. Все это – существенная экономия для владельца.
Некоторые страны – например, Норвегия – с 2025 года планируют отказаться от бензиновых двигателей и полностью перейти на электромобили. Сеть электрозаправок там довольно густо покрывает территорию – например, в США такие станции расположены через каждые 100 миль пути. Даже в этих условиях сегодня около 95% электромобилей в мире заряжаются от домашних розеток либо возле офиса, куда приезжает владелец машины, так как это просто удобнее, если вы при этом не путешествуете.
– Сегодня по объемам продаж электромобилей мы заметно отстаем от стран Европы, в России они пока составляют менее 1% от общего числа продаваемых машин. А, например, во втором полугодии 2021 года в Норвегии продажи электромобилей опережали продажи машин с бензиновым двигателем. Из государств бывшего СНГ сейчас лидируют по продажам таких автомобилей и по развитию соответствующей инфраструктуры Украина, Белоруссия, – сказал Роман Рябых.
По словам специалиста, для автолюбителей, выбравших электромобиль, в Воронеже комфорта пока немного. Энергетики поставили несколько зарядных станций по городу и области, но все равно для путешествия по региону этого явно недостаточно. Есть в городе около двух десятков и частных зарядных станций.
– Если говорить о той самой программе установки электрозаправок на федеральной трассе «Дон», то там будут работать 150-киловаттные заправки, которые зарядят аккумулятор электромобиля за полчаса. Это, безусловно, правильная инициатива со стороны правительства РФ, которая позволит еще большему количеству россиян задуматься о приобретении современного экологичного транспорта, – отметил директор воронежского салона.
По мнению доцента кафедры сельскохозяйственных машин, тракторов и автомобилей агроинженерного факультета ВГАУ Артема Божко, за электромобилями – будущее. Но для России – довольно далекое.
– Пробег километра автомобиля на бензине выйдет примерно в 5−6 рублей, на электричестве – 60−80 копеек. Превосходство очевидно, тем более, цены на бензин растут гораздо быстрее, чем на электроэнергию. Но с учетом слабо развитой в России системы сервиса и инфраструктуры для электромобилей, а также концентрации их заправок только в больших городах и сравнительно небольшой емкости аккумуляторов, массовое внедрение их у нас – вопрос далекого будущего, – считает эксперт.
Что говорят автолюбители
Владимир Казаков, первый клиент воронежского салона электромобилей, инженер:
– В 2018 году я купил себе Nissan американской сборки 2015 года с пробегом около 20 тыс. км. Объем его аккумуляторной батареи составлял 90%. Дома в гараже у меня тогда стоял и стоит по сей день дизельный Х-Trail, но про него я практически уже забыл. На своем первом электромобиле я мог проезжать на одной зарядке 120−140 км, мотался в основном из дома на работу и обратно, да еще на дачу. Полностью аккумулятор не разряжал, следил, чтобы оставалось не менее 30−50%, ставил его на зарядку под окном своего дома, протягивал шнуры и платил за это не более 300−400 рублей в месяц.
Владимир сравнил стоимость одного километра, который проезжает на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания и – на электромобиле.
– Я работаю в районе остановки «Добролюбова» на левом берегу, а живу недалеко от площади Ленина, дорога из дома на работу и обратно суммарно в день составляет 13−14 км. На этот путь я трачу порядка 2 киловатт электричества, по деньгам это выходит около 9−10 рублей, то есть на 100 км тратится 50−60 рублей. Если проехать те же 100 км на бензиновом двигателе, на это уйдет порядка 8 литров бензина, то есть минимум – 400 рублей. Итого в семь-девять раз больше, чем на электромобиле, – заключил автовладелец.
Сейчас Владимир ездит на новом китайском внедорожнике мощностью 136 лошадиных сил, который он приобрел недавно (продав предыдущий электромобиль) примерно за 1,8 млн рублей. В нем установлена мощная (на 50 кВт/час) и полностью безопасная аккумуляторная батарея нового поколения, позволяющая проезжать на одной зарядке до 400 км. Производитель же гарантирует общий запас хода, до падения заряда батареи до 70%, в пределах 1,2 млн километров.
– Оптимальная скорость по трассе для электромобиля должна быть не более 90 километров в час, иначе батарея разряжается заметно быстрее. Подзаряжать ее можно в разных режимах, в зависимости от многих факторов, продолжительность времени тут от получаса до 6 часов. И если на своем прежнем «американском японце» я бы никогда не отъехал от города более чем на 50−70 км, то на «китайце» свободно могу отправиться, например, на Черноморское побережье – какие-никакие заправки попадутся по пути, просто надо иметь их карту перед глазами.
По мнению Владимира Казакова, сервис для электромобилей в регионе пока развит достаточно слабо, что в какой-то мере является сдерживающим фактором для покупки таких машин.
– Как тут ни крути, все равно будущее именно за электромобилями, – считает инженер, – весь мир признал это, но когда они станут для России не экзотикой, а повседневностью – сказать не возьмусь.
Справка РИА «Воронеж»
Закон Воронежской области от 5 июля 2021 г. № 73-ОЗ «О внесении изменения в статью 1 Закона Воронежской области «О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории Воронежской области»» означает, что с 1 января 2022 года от уплаты транспортного налога освобождаются физические лица и организации в отношении транспортных средств (за исключением водных и воздушных транспортных средств), оснащенных только электрическими двигателями. Что касается оформления полисов ОСАГО для электромобилей, то здесь все стандартно – как и для любого автомобиля, решающее значение имеет мощность его двигателя.