Эксперимент РИА «Воронеж». Знают ли горожане знаменитых соотечественников в лицо

Многие ли помнят, как выглядят Кольцов, Маршак, Феоктистов, Крамской и Пятницкий

Полина Стрижаченко, 16 ноября 2020, 19:00

Никита Богданов

Воронеж – родина многих знаменитых деятелей искусства и науки. О них рассказывают на школьных уроках, их фамилиями названы улицы, скверы и музеи. Мы часто ходим мимо памятников известных воронежцев, но не всегда обращаем на них внимание. Корреспонденты РИА «Воронеж» провели эксперимент, чтобы выяснить, насколько хорошо жители города знают в лицо своих выдающихся соотечественников: поэтов Алексея Кольцова и Самуила Маршака, космонавта и проектировщика космических кораблей Константина Феоктистова, художника Ивана Крамского и основателя русского народного хора Митрофана Пятницкого. Что из этого получилось и на чем неожиданно «погорели» сами журналисты – в этом материале. 

Заручившись поддержкой нашего общительного знакомого Василия Пришельцева, который согласился «примерять» портреты знаменитостей, мы с фотографом Никитой Богдановым отправились опрашивать прохожих. Подходили к людям разных возрастов с портретами и предлагали ответить, кто это. Многие сразу отказывались. Двое прямым текстом сказали, что не хотят позориться, а согласившиеся попробовать с подсказками выдавали неожиданные и забавные ответы. 

Первыми ответить на наши вопросы решились ученики гимназии имени Басова – группа из пяти подростков шумно болтала у входа в школу. Поначалу ребята сообщили, что никого не знают, но в итоге все-таки назвали писателей. Правильные ответы дали девочки, пока мальчики пытались неостроумно шутить.

Следующая участница эксперимента, молодая мать с маленькой дочкой, долго не могла узнать Кольцова.

– Это известный поэт, – подсказали мы.

Женщина задумалась и с сомнением ответила:

– Ну это же не Есенин…

Удивительное сравнение досталось и Маршаку. Одна девушка никак не могла вспомнить лицо с фотографии.

– Этот человек связан с литературой, – намекнули мы.

– Не знаю даже.

– Он писал детские стихи.

– Маяковский? 

Самые невероятные версии выдвигали по поводу Пятницкого – несколько раз его назвали Эйнштейном, а один человек сказал, что он похож на мушкетера Атоса. Некоторые догадывались после подсказок и говорили, что просто не знают или забыли, как выглядел музыкант.

На Адмиралтейской площади мы встретили трех парней, которые разглядывали левый берег в смотровой бинокль. Они согласились попробовать свои силы, но предупредили, что вряд ли кого-то узнают. Так и вышло – на портрете Феоктистова затею пришлось оставить. 

– Это космонавт, – дали наводку мы.

– Гагарин? – предположил один из троицы.

Поняв, что правильных ответов вряд ли дождемся, мы решили не мучить парней.

– Мы вообще не местные, первый день в городе! Приехали из Самары собаку купить, – выкрикнул кто-то из компании на прощание.

Феоктистова не узнавали: несколько раз его назвали Константином Циолковским, хотя активная работа последнего пришлась на вторую половину XIX – начало XX века, а фото воронежского летчика-космонавта – явно советского периода. Вторым по частоте ответом был Сергей Королев (он, как и Циолковский, родился не в Воронеже). 

Больше всего откликов мы получили на Советской площади. Первым, на кого мы обратили внимание, когда пришли, был оператор с камерой. Парень с удовольствием согласился поиграть в угадайку, хотя и сразу предупредил, что он не из Воронежа. Очень старался, но никого не узнал, а в ответ попросил нас рассказать об эксперименте на камеру: «Я вам помог, а вы мне помогите!»

Оказалось, что наш собеседник приехал снимать в Воронеж чемпионат России по скалолазанию для телеканала. Оператор порекомендовал нам еще одну участницу – чемпионку мира по многоборью в скалолазании Елену Красовскую. Девушка родом из Челябинской области, поэтому узнать знаменитых воронежцев не смогла. 

Необычной активностью, да еще и с камерой, заинтересовалась девочка лет десяти, которая сидела с подружкой на скамейке неподалеку. Школьница подошла к нам и сама изъявила желание поиграть. Сразу угадала Кольцова и Маршака:

– Мы проходили воронежских писателей в начале года по литературе, я всех могу назвать. Я даже проект по ним делала. 

Мы похвалили школьницу за правильные ответы, на что она сказала:

– Если вы мне назовете произведение, я автора угадаю легко, а по фотке – ну такое.

В доказательство прочла пару строк из стихотворения Самуила Маршака. 

Перед Воронежским концертным залом прогуливались две женщины с фотокамерой, похожие на туристок, – они осматривали площадь и снимали. Мы решили, что представительницы старшего поколения наверняка узнают кого-то из наших героев, ведь они известны и за пределами города. Молниеносные ответы одной из женщин нас буквально поразили. Она единственная сходу узнала Феоктистова и Пятницкого, которых большинство опрашиваемых видели впервые. 

– Я из Петербурга приехала. Но родилась в Воронеже, интересуюсь его историей, знакома с местными краеведами и общаюсь с ними, – объяснила женщина.

На Советской площади мы остановили еще одну прохожую – почему-то нам показалось, что она согласится и отгадает многих, и мы не ошиблись: неузнанным остался только Пятницкий. Она внимательно изучала портрет, но догадок не было:

– Нет, ребята, я не знаю.

– Это Митрофан Пятницкий.

– Я же на улице Пятницкого живу! Позорище, – махнула рукой наша собеседница. 

Но и мы сами не могли похвастаться тем, что знали всех героев в лицо до того, как начали готовиться к эксперименту. А в конце первого дня с нами и вовсе случился конфуз. Интеллигентная пара, гулявшая в Кольцовском сквере, сразу узнала всех, кроме Ивана Крамского. Женщина уверенно заявила, что на фото Иван Шишкин. Когда мы ответили отрицательно, она пришла в замешательство:

– Не Шишкин? А кто же тогда? 

– Это Крамской, – ответили мы.

– Да что вы, побойтесь бога! Это не он! – бурно отреагировала женщина. – Я работаю в музее имени Крамского, точно говорю: это Шишкин! У Крамского борода острая и короткая, он вообще по-другому выглядит. 

Почуяв неладное, мы полезли в телефоны в поисках правды и обнаружили, что весь день показывали прохожим Шишкина вместо Крамского. А главное, пара человек его угадала!

Видимо, дело в путанице, которую выдает Google. Крамской написал портреты многих известных современников. Поиск выдает изображения с подписью «И.Н. Крамской. Портрет И.И. Шишкина» (так проиллюстрирована и статья в «Википедии», к которой многие обращаются первым делом). Прочитать эту фразу можно как угодно: и как портрет Крамского кисти Шишкина, и как портрет Шишкина, который написал Крамской. Если не знать обоих художников хорошо, то легко попасть в эту ловушку, как мы: чуть восточный разрез глаз, пышная шевелюра – на взгляд обывателя, постаревший Шишкин вполне схож с молодым Крамским на знаменитом автопортрете 1867 года.

Крамского-Шишкина мы заменили.

На второй день эксперимента мы снова отправились на Советскую площадь. Сидевшие на скамейке парень и девушка согласились поиграть, и мы показали портрет Феоктистова. 

– Это Шерлок Холмс! – смеясь, сказала девушка. 

– К сожалению, в Воронеже нет Бейкер-стрит. Это космонавт.

– Это не Гагарин, поэтому не так уж просто, – отозвался парень.

Кольцова и Маршака узнали только по подсказкам.

– Я в лицо их не знаю, но со стихами знакома, – прокомментировала участница эксперимента.

Когда очередь дошла до Пятницкого и мы намекнули, что человек на фото создал известный хор, девушка предположила:

– Хор Турецкого?

Этот ответ до нее уже дали несколько человек. Хотя хор Турецкого создан относительно недавно – 30 лет назад, а Пятницкий, собравший свой коллектив в 1911 году, совсем не выглядит нашим современником, сама конструкция «хор такого-то» сбила с толку многих. 

В Петровском сквере мы подошли к мужчине, который сидел на скамейке, уткнувшись в телефон. Первым ему показали Крамского (на этот раз настоящего).

– Это батюшка? Похож на батюшку, – решил мужчина, но после подсказки угадал героя. 

Феоктистова и Кольцова наш собеседник узнал моментально, Маршака и Пятницкого – чуть подумав. 

– Нас учили по-другому, – отметил он. – Космонавтов раньше все знали в лицо, каждого наперечет. 

Мужчина даже рассказал несколько фактов из биографии Константина Феоктистова, а после поинтересовался, записываем ли мы фамилии и места работы опрашиваемых. После отрицательного ответа, уходя, он кинул вслед:

– Я ветеран пожарной охраны. Чтоб вы понимали статус людей. 

В том же сквере мы приметили нового испытуемого – мужчину за 50. К нашей затее он отнесся скептически, но в итоге согласился поучаствовать. Никого на фотографиях мужчина не узнал и после неудачи с Феоктистовым проворчал:

– Был бы он в погонах, я б его узнал, а то чего вы лица показываете. Мое жене покажи, она и то меня не узнает. 

За два дня эксперимента мы опросили 45 человек. Самуила Маршака узнали 14 из них, Алексея Кольцова – 16, Константина Феоктистова – шесть, Митрофана Пятницкого – пять, а Ивана Крамского – шесть (несколько человек угадали его в портрете Шишкина).

Эксперимент показал, что выбранных нами известных личностей в лицо мало кто помнит, а некоторых и вовсе не знают. Чаще всего узнавали поэтов Алексея Кольцова и Самуила Маршака, остальных угадывали одинаково плохо.

Если в поиске правильного ответа люди перечисляли всех воронежских писателей и в итоге натыкались на нужного, то с художниками, учеными и музыкантами дела обстояли куда хуже. Зачастую опрашиваемые не могли вспомнить ни одного имени даже после нескольких подсказок. Лучше всего с задачей справлялись представители старшего поколения, молодые люди чаще ошибались и выдвигали странные версии. 

Дети угадывали поэтов, потому что знакомы с ними по школьной программе.

Когда все культурное богатство человечества доступно нам буквально в пару кликов, может казаться, что этого достаточно. Но, как показал пример с Крамским-Шишкиным, информация, которая находится в телефоне, а не у нас в голове, тоже может подвести. Мы поняли, что и нам хорошо бы подтянуть знания о Воронеже и его выдающихся жителях – почитать их произведения и биографии, сходить в музей. Использовать все возможности для того, чтобы лучше узнать историю своего города и почувствовать связь с теми, кто жил и творил здесь до нас. Сделать то, что делали наши родители в юности, когда не было интернета. Как показал эксперимент, качество их знаний от этого совсем не страдало.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.