Экономический рост и узнаваемость. Что означает расширение межрегионального туризма для Воронежской области
Что изменится для жителей, бизнеса и бюджета региона
Дмитрий Купервассер, 10 декабря 2021, 21:25
Воронежскую область выбрали пилотным регионом для проекта по расширению межрегионального туризма. По словам губернатора Александра Гусева, в ближайшее время совместно с ассоциацией «Центральный федеральный округ» будет разработана стратегия, включающая как минимум пять туристических кластеров. Перед регионом стоит цель войти в десятку самых популярных туристических направлений России.
Корреспондент РИА «Воронеж» выяснил у экспертов, что это означает для региона и его жителей и каковы точки роста в сфере туризма.
Что изменится?
По словам Александра Гусева, один кластер будет находиться в Воронеже, еще один – в Рамонском районе, с привязкой к Дворцу принцессы Ольденбургской и дому-усадьбе Веневитинова, еще один – в Хохольском районе с привязкой к музею «Костенки». Еще два кластера разместятся в локациях Донского и Хоперского бассейнов рек, с учетом выхода на трассы М-4, М-6, А-144.
Директор воронежского «Туристско-информационного центра» Геннадий Малыш рассказал, что концепция туристического кластера «Воронежский» подразумевает использование территорий Рамонского и Новоусманского районов, частично Семилукского района, а также включает территорию Воронежского биосферного заповедника.
– В рамках этого кластера ожидается появление целого пула разнообразных проектов: парки и зеленые зоны, культурно-музейный исторический комплекс «Русское гнездо», гостиница «Ибис», музей современного искусства, инвестиционный проект «Многофункциональный транспортный комплекс международного аэропорта Воронеж имени Петра Первого». Кроме того, продолжаются реконструкция и развитие дворцового комплекса Ольденбургских. Такой широкий спектр новых проектов будет интересен местным жителям и позволит привлечь в наш регион множество туристов со всей страны, – считает директор воронежского «Туристско-информационного центра» Геннадий Малыш.
Как это скажется на экономике региона?
Исполнительный директор туроператора «ДонЭкоПарк» Денис Дмитриев отметил, что прогресс в сфере туризма предполагает привлечение большого числа предприятий из смежных отраслей – от ресторанного бизнеса до транспортных компаний.
– Не все знают, что туризм – экономически не менее важная отрасль, чем та же условная промышленность. Цифры говорят сами за себя: по недавним Big Data исследованиям, которые инициировало правительство региона, стало ясно, что эта сфера может приносить не меньшую, а в чем-то и большую пользу для экономики области. Тем более что не так давно по инициативе губернатора были внесены изменения в областной закон о государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области – теперь льготные условия коснутся и предпринимательства в сфере туризма, – подчеркнул исполнительный директор «ДонЭкоПарка».
По словам Дениса Дмитриева, важной экономической особенностью этой отрасли является то, что более 50% всех налогов остается в региональной казне. Это несравнимо более продуктивно для областного бюджета – промышленные предприятия отдают большую часть своей прибыли в федеральную казну. При этом каждый туристический рубль – это деньги «извне», то есть местный бюджет наполняется за счет жителей других городов.
– Недавно обновленный облдумой закон №67-ОЗ («О внесении изменений в приложение к Закону Воронежской области «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области». – Прим. РИА «Воронеж») – это крайне важная мера. Льготные условия, которые получают предприятия туристической сферы, позволят развиваться как малому, так и крупному региональному бизнесу. В этом плане правительство Воронежской области, очевидно, учитывает опыт таких стран, как Австрия, – там тоже нет морских курортов, но сфера туризма активно развивается благодаря экономическому содействию со стороны власти, – отметил Денис Дмитриев.
«Нужна яркая «обертка»»
– Туризм можно и нужно развивать, активно вкладывая средства в его продвижение в медиа, – уверен Геннадий Малыш. – Самарская область ежегодно выделяет более 200 млн на рекламу регионального туризма, поэтому им удалось войти в число лидеров по стране в этой сфере. На мой взгляд, и Казань именно благодаря широко освещаемым имиджевым проектам (в том числе Универсиаде-2013) стала настоящей меккой туризма. Поэтому стоит расширять бюджеты именно на продвижение региональных турпроектов и инициатив.
Продолжая мысль Геннадия Малыша, Денис Дмитриев отметил, что можно и нужно перенимать опыт коллег из других регионов:
– Я часто вижу в столичных аэропортах рекламу горнолыжных курортов России – это и баннеры, и стильные видеоролики. Мне кажется, воронежскому туризму нужна именно такая яркая «обертка». Можно сделать больше интересной рекламы и в нашем аэропорту, и по трассе М-4, быть заметнее на межрегиональном рынке. Я часто замечаю в восторженных отзывах туристов, которых знакомлю с местными достопримечательностями, искреннее удивление: почему я об этом раньше не слышал?
Исполнительный директор «ДонЭкоПарка» также подчеркнул, что в Воронеже существует качественная и масштабная инфраструктурная база и ее можно задействовать гораздо активнее.
Губернатор за последние годы создал все условия, чтобы город мог принимать большое количество гостей – построены гостиницы высокого уровня, круглый год в Воронеже проходит множество культурно-развлекательных событий. И туроператоры способны эффективно справляться с гораздо большим потоком туристов уже сегодня.
– Однако проработанную инфраструктуру нужно продолжать развивать и в районах области, на территории ключевых точек притяжения туристов. Воронежской области есть чем удивить. Гости, которым мы показываем интересные места региона, в восторге от культурного, исторического и природного бэкграунда нашей области, но часто отмечают, что хотели бы большей проработанности именно инфраструктуры, – отметил Денис Дмитриев.